Перенос пермского зоопарка на другую площадку. Какого мнения Вы придерживаетесь?
Цифра недели
Старый корпус женского епархиального училища, где в хореографическом училище учились Н. В. Меновщикова, Н.В. Павлова
Здание по адресу город Пермь ул. Петропавловская, 18 с конца XIX века по настоящее время использовалось и используется для размещения учебных заведений. Исключение составляет время военных действий, в I-ю и во II-ю мировые войны в нем располагались военные госпитали.
С 1891 до середины 1919 гг. в здании помещалось Пермское епархиальное женское училище.
В 1920-1930-е гг. в зданиях бывшего Епархиального училища, на углу улиц Соликамской и Коммунистической располагаются учреждения Объединенного управления 4-х Пермских техникумов: Педагогического, Художественного, Промышленно-Экономического и Фармацевтического.
24 февраля 1945 г. Исполнительный комитет Молотовского городского совета депутатов трудящихся принял решение о создании хореографической студии при театре. 2 апреля 1945 г. распоряжением СНК СССР «Молотовская хореографическая студия театра оперы и балета» была реорганизована в «Молотовское хореографическое училище», которое в 1946/1947 учебном году получило для своего размещения часть здания бывшего женского епархиального училища. С этого момента и по настоящее время в здании располагается хореографическое училище, третье по времени возникновения, после Санкт-Петербургского и Московского, и первое провинциальное хореографическое училище, подготавливающее для театров страны квалифицированных артистов балета. В Пермском хореографическом училище начали свою блистательную карьеру будущие звезды русского советского балета Н.В. Меновщикова (народная артистка СССР; выпуск 1953 г., класс педагога Е.Н. Гейденрейх) и Н.В. Павлова (заслуженная артистка СССР, 1977 г., народная артистка СССР, 1984 г.; выпуск 1974 г., класс педагога Л.П. Сахаровой).
История Пермского женского Епархиального училища.
В царствование императора Александра II в России начались открываться средние специальные учебные заведения, в которых готовили учительниц для церковно-приходских школ - епархиальные женские училища.
1 сентября 1891 г. в Перми по указу Святого Синода было открыто женское епархиальное училище. В этот день (в воскресенье) в 12 часов дня, в собственный новый дом епархиального женского училища прибыли несколько высокопоставленных лиц. Его Преосвященство Преосвященнейший Владимир епископ Пермский и Соликамский, представители городского духовенства, депутаты епархиального съезда, председатель и члены Пермского отделения епархиального училищного совета, игуменья Успенского женского монастыря и прочие духовные особы, а также светские начальствующие и другие приглашенные лица. Торжество открытия училища началось благодарственным молебном, совершенное архиерейским служением с 6-ю протоиереями и священниками, при протодиаконе и хоре архиерейских певчих, в просторном актовом зале училища, где кроме духовенства и приглашенной публики, находились и первые воспитанницы училища в числе 120 девочек, одетых в форменное платье. После хвалебной песни «Тебе Бога хвалим» Преосвященный Владимир обратился к собравшимся с речью, в которой он сказал, что требования, предъявляемые к женщине современной жизнью, как жене и матери диктуют безусловную необходимость для современной девушки не только светского, но и духовного звания, в школьном воспитании и научном образовании. Преосвященный Владимир указал, что открываемое училище в лице его питомиц даст контингент учительниц для церковно-приходских школ.
Обстоятельства и условия, при которых было открыто Пермское женское епархиальное училище, изложил священник Алексей Будрин:
- Более двадцати лет прошло с того времени, как духовенство Пермской епархии официально заговорило на епархиальном съезде (1870 г.) о необходимости иметь Епархиальное женское училище.
Однако в силу географического положения Пермской епархии, разделенной на две части зауральскую и приуральскую, разбросанность и удаленность уездов, отсутствие путей сообщения (железной дороги) - затрудняли духовенство избрать такой общий пункт, в котором можно было бы устроить епархиальное училище. Кроме того, для того чтобы устроить шестиклассное епархиальное училище, согласно Положения утвержденного 20 сентября 1868 г., необходимо было затратить значительные средства, которых духовенство в то время не имело и не знало, где и как их найти. Первый епархиальный съезд, поставивший вопрос о необходимости открытия епархиального женского училища, так и не смог разрешить его.
На втором епархиальном съезде (1876 г.) четко обозначились две позиции: голоса депутатов разделились. «Зауральское духовенство требовало, чтобы училище было в Екатеринбурге, а приуральское настаивало, чтобы училище было в Перми; ни та, ни другая сторона не хотели уступать, так как обе они имели вполне верные и справедливые основания». Не придя к согласию по поводу выбора общего пункта для открытия училища, съезд принял решение об открытии в епархии двух училищ - Пермского и Екатеринбургского, постановив «составлять капитал совместно всему епархиальному духовенству для общего дела - на устройство двух епархиальных училищ».
В 1880 г. вопрос об открытии женского епархиального училища частично разрешился в пользу зауральского духовенства - по ходатайству настоятельницы Екатеринбургского первоклассного женского монастыря игуменьи Магдалины указом Св. Синода от 30 апреля было получено разрешение о преобразовании существующего при монастыре 4-х классного женского училища в шестиклассное с программой епархиальных женских училищ.
В 1885 г. совершилось разделение Пермской епархии на две самостоятельных епархии Пермскую и Екатеринбургскую. В 1886 г. по указу Святого Синода пермское духовенство должно было передать зауральскому и часть епархиального капитала в сумме 32140 руб. Таким образом, пермская епархия, лишившись лучшей и более состоятельной в материальном отношении половины, лишившись значительной части капитала, для выполнения своего замысла открыть в Перми епархиальное женское училище, должна была напрягать все свои силы к отысканию средств на училище. Для этого пришлось удвоить и утроить обычные взносы с церквей и причтов.
К 1888 г. пермскому духовенству удалось собрать средства, достаточные для приобретения дома училища. Для размещения училища за 12500 руб. был приобретен одноэтажный каменный дом на углу Петропавловской и Соликамской улиц у вдовы полковника Пенинской (сер. XIX в.), где ранее располагалась станция вольных почт. Но дом этот нужно было перестроить, увеличив его с обеих сторон, что и было сделано в последующие три года.
В 1889-1891 гг. по проекту пермского архитектора А. Б. Турчевича была произведена реконструкция здания: был надстроен второй этаж и расширено здание по Соликамской улице в сторону дома Протопоповой.
12 августа 1888 г. указом Святого Синода № 4601 Преосвященному Владимиру было разрешено открытие в Перми епархиального женского училища первоначально в составе первых двух низших классов с тем, чтобы следующие классы открывались постепенно, по окончании каждого учебного года.
Начальницей учебного заведения с 26 июня 1891 г. была назначена Людмила Васильевна Первушина, окончившая курс в Пермской Мариинской женской гимназии в звании домашней наставницы с отличием и большой золотой медалью. Жалованья ей по должности было положено 660 руб. в год при готовой квартире, столе и прислуге. В религиозно-нравственном воспитании будущих учительниц церковно-приходских школ и будущих спутниц жизни пермского духовенства особое внимание обращалось на молитву. Каждый день начинался и оканчивался в училищной домовой церкви во имя св. Софии, и ее дочерей Веры, Надежды, Любови (освящена 16 сентября 1894 г.). Утренняя общая для всех воспитанниц (пансионерок и приходящих в училище) молитва совершалась за полчаса до начала уроков. Эта молитва всегда происходила в присутствии начальницы училища, воспитательниц и училищного инспектора. Молитвы пелись перед приемом и после приема пищи, утром и вечером после занятий.
Во все воскресные и праздничные дни богослужения в училищной церкви совершались инспектором училища в присутствии всех воспитанниц училища. Чтение и пение исполнялось самими воспитанницами. Распределение чтения между воспитанницами всех классов происходило таким образом, чтобы каждая их них до окончания курса могла прочесть весь курс воскресного и праздничного богослужения (определение Св. Синода от 2-18 июля 1908 г. № 4503). Для примера благовейного и правильного чтения богослужения в церкви в великие праздники и на Страстной седмице исполнялось училищным хором и всеми воспитанницами училища под руководством начальницы училища, учителя пения и регентши училищного хора.
Количество учащихся в Пермском женском епархиальном училище возрастало с каждым годом, если при открытии училища их было 120 воспитанниц, то к началу ХХ века количество их увеличилось вдвое. В 1911/1912 учеб. году, в начале года в училище было 259 воспитанниц, из них 222 учились ранее, а 37 были приняты вновь, в течение года поступила еще 1 ученица из гимназии; к концу года по разным причинам выбыло 8 и оставалось 252 воспитанницы. Большинство воспитанниц, а также их воспитательницы жили в общежитии при училище. В связи с этим, появилась необходимость увеличения общей площади здания, предназначенной для учебы и жилья. В 1905 г. был снесен дом Протопоповой, а на его месте в 1905-1907 гг., по проекту архитектора А.Б. Турчевича рядом с главным зданием училища было заложено новое трехэтажное из красного кирпича здание, предназначенное для размещения классов и общежития.
Однако, строительство его, в связи с недостатком средств, в 1908 г. было заморожено. Училище, находившееся в непосредственном ведении Преосвященного Палладия Епископа Пермского и Соликамского, в 1911/1912 учебном году получило «Архипастырское содействие к разрешению давнего и очень трудного вопроса о достройке нового училищного здания». Епархиальный съезд в ноябре 1911 г. ходатайствовал перед Святым Синодом о займе в 50 тыс. руб. из сумм Епархиального Попечительства о бедных духовного звания, 15 тыс. руб. из сумм капитала Общества вспомоществования воспитанникам Пермской духовной семинарии, 6 тыс. руб. из сумм капитала Общества вспомоществования воспитанникам Пермского духовного училища и 5806 руб. из суммы, оставшейся неизрасходованной, собранной из личных взносов духовенства епархии «на устройство больнички для раненных воинов в русско-японскую войну». Кроме того строительный капитал на постройку здания к 1911 г. составил 12787 руб. Благодаря этому, работы по достройке здания училища 2 июля 1912 г. были возобновлены; здание окончательно построено к 1 сентября 1913 г. (ныне занято краевым госпиталем ветеранов войн).
Для погашения займов и уплаты по ним процентов епархиальным съездом (1911 г.) были оставлены два источника, из которых составлялся капитал на постройку здания: 2-х процентный сбор церковных сумм епархии и личные взносы причтов в размере не менее 3 руб. с каждого штата. В 1912 г. взнос был увеличен до 9 руб. со священника, 6 руб. с диакона и 3 руб. с псаломщика. Духовенство епархии в уездных городах, где были женские гимназии, за право учения в этих заведениях вносило определенную плату из общеепархиальной суммы (в 1911/1912 учебном году епархиальным съездом ассигновано на эти цели 1 тыс. руб.), чем значительно сократило наплыв учащихся в Епархиальное училище. Однако каждый год родители из духовенства, особенно малосостоятельного, стремились перевести своих детей из уездных училищ в Епархиальное училище. Недостаток помещений препятствовал Совету училища удовлетворять все просьбы, но если оказывались свободные места, то отказа в приеме во все классы (кроме 6-го) из гимназий не было.
Живущие в общежитии воспитанницы подразделялись на полных пансионерок со взносом из детей духовного звания - 150 руб. в год., инославные - 210 руб., полупансионерки со взносом из детей духовного звания - 100 руб. в год., инославные - 150 руб. За эту плату полные пансионерки получали от училища вне необходимое в общежитии, а полупансионерки, кроме помещения и стола, учебники, письменные и постельные принадлежности.
Епархиальных стипендий для сирот и детей бедных родителей при училище было полных - 80, половинных - 35; кроме того, Епархиальным съездом в 1911/1912 учебном году было ассигновано 500 руб. на погашение платы за содержание в общежитии училища детей недостаточных родителей. Кроме того, на стипендии неизвестного благотворителя содержалось 8 воспитанниц, епископа Палладия - 2, епископа Вассиана - 1, епископа Ефрема и других благотворителей - 1, епископа Владимира - 1.
В 1898 г. при училище открылось общество вспомоществования нуждающимся учащимся. С 1909 по 1917 гг. бессменным секретарем этого общества являлся штатный служащий училища, кандидат богословия В.С. Верхоланцев. Владимир Степанович Верхоланцев (1879-1947) - уроженец г. Томска, в 1901 г. окончил Пермскую духовную семинарию, в 1905 г. Казанскую духовную академию и учительские курсы, после чего вернулся в Пермь. Верхоланцев в 1906-1914 гг. преподавал в женском епархиальном училище историю и географию. С 1913 г. он возглавлял хранилище архива Пермской губернской архивной комиссии. В 1916-1922 гг. он учился в Пермском университете на историко-филологическом университете, около 10 лет был членом общества философии, истории и культуры, преподавал историю и географию в школах №№ 7 и 14. Верхоланцев - летописец города Перми, наиболее известное его сочинение «Город Пермь, его прошлое и настоящее» (1913 г.).
С 6 октября 1911 г. рисование в училище преподавал служащий по вольному найму Статский Советник Алексей Зеленин, окончивший курс в Императорской Академии художеств по классу живописи.
При Епархиальном женском училище с 18 октября 1895 г. существовала «Образцовая церковно-приходская одноклассная женская школа», преобразованная в 1896 г. из школы грамоты; помещалась она в мезонине деревянного дома и занимала в нем две отдельных просторных комнаты. В 1911/1912 учебном году в школе было 37 учащихся разделенных на три отделения. Выпускные экзамены школы были одновременно приемными для поступления ее воспитанниц в первый класс училища. Кроме того, школа служила своеобразной педагогической практикой для учениц 6-го класса училища.
Эксплуатация здания бывшего Епархиального женского училища в 1920-1930-е гг.
После Октябрьского переворота 1917 г. в Петрограде, и установления советской власти на территории Пермской губернии в декабре 1917 - январь 1918 гг. здание Епархиального женского училища в 73 квартале г. Перми на углу улиц Коммунистической и Соликамской, № 18/11 было муниципализировано согласно Декрету ВЦИК от 20 августа 1918 г. В 1925 г. в зданиях бывшего Епархиального училища на уголу улиц Соликамской и Коммунистической располагаются учреждения Объединенного управления 4-х техникумов: Пермский Педагогический (заведующий Захаров И. М.), Пермский Художественный (зав. Оболенский В. А.), Пермский Промышленно-Экономический, (зав. Иванов С. А.), Пермский Фармацевтический (зав. Михалев Д. М.).
В 1926 г. в обширных зданиях бывшего Епархиального женского училища помещаются техникумы. Педагогический (314 учащихся, 24 преподавателя. 3 отделения: дошкольное, школьное и политпросветское); вспомогательные учреждения: детский сад (2 группы), школа (3 группы), библиотека и изба-читальня, кабинеты: единой трудовой школы, педологический, физико-математический, естествознания, изобразительных искусств, дошкольный, обществоведения, краеведческий, русского языка). Художественный с педагогическим уклоном (76 учащихся, 13 преподавателей; кабинеты: графических искусств и декоративный) и промышленно-экономический, сменивший собой бывшее коммерческое училище (учащихся - 207, преподавателей - 18, учебно-вспомогательных учреждений - 22: банк, Центральный Рабочий Кооператив (ЦРК), товарная биржа, 19 торговых контор; кабинеты: 1) химико-товароведческий, 2) счетно-финансовый, 3) общественно-экономический, 4) кооперативный, 5) иностранных языков. Эти техникумы, - по признанию пермяков, - «завоевали себе прочное право на существование не только исканиями новых путей работы, но и выявившимися результатами ее».
В годы Великой Отечественной войны в здании на углу улиц Коммунистической и М. Горького, № 18 располагался эвакогоспиталь.
Организация Пермского хореографического училища.
Реэвакуация из Молотова Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова поставила перед руководством области и города сложные организационные и творческие задачи. Необходимо было создавать балетную труппу, решать вопрос профессионального уровня артистов. За три года ленинградский балет в Молотове сформировал новые зрительские требования. По инициативе руководителей области 9 июня 1943 г. главное управление учебных заведений Комитета по делам искусств при СНК СССР издало приказ: «В целях подготовки балетных кадров для Молотовского театра оперы и балета - приказываю Ленинградскому ордена Трудового Красного знамени хореографическому училищу открыть с 1 сентября 1943 г. отделение училища в г. Молотове с контингентом учащихся в 30 человек». Первый набор детей из Перми и Верхней Курьи, где размещалось Ленинградское хореографическое училище, был произведен летом 1943 г. Их было 32 человека девочек и мальчиков.
26 мая 1944 г. Исполком Пермского областного совета депутатов трудящихся принял решение «Об открытии с 1 июля 1944 г. Молотовского филиала Ленинградского хореографического училища». Был составлен и утвержден учебно-финансовый план на 1944/1945 учебный год, установлены штаты, отправлено ходатайство в СНК РСФСР «О включении в бюджет 1944 г. финансирования филиала Ленинградского хореографического училища».
Однако реэвакуация Ленинградского театра и возвращение Пермского (Молотовского) театра на родную сцену поставили перед Пермским театром оперы и балета новые задачи - в театре не было режиссера, в оркестре не хватало музыкантов, в хоре недоставало от 12 до 15 человек. Больше всего проблем было с балетом, в труппе насчитывалось всего 24 человека, из них больше половины пенсионного возраста, пополнение труппы происходило только за счет выпускников Московского и Ленинградского хореографических училищ, которые не могли укомплектовать все балетные труппы страны. Директор Пермского театра С.Г. Ходес, тогда же, в мае 1944 г. предложил на базе первого приема пермских ребят создать студию при театре, а не филиал. Студия давала возможность проведения театрального педагогического эксперимента, включив студийцев с первых дней в практическую постановочную работу, осуществлять организационное руководство студией со стороны дирекции театра. С.Г. Ходес убедил областное руководство ходатайствовать перед Главным управлением учебных заведений Комитета по делам искусств при СНК СССР об открытии хореографической студии при театре.
23 июня 1944 г. Комитет по делам искусств при СНК СССР подписал приказ № 317 «О создании хореографической студии при Молотовском театре оперы и балета». Приказ требовал в кратчайшие сроки подобрать педагогический состав, написать и утвердить устав студии, и с 1 сентября 1944 г. приступить к работе. Первый секретарь обкома ВКП Н.И. Гусаров, по рекомендации директора театра Г.С. Ходеса и руководителя Ленинградского хореографического училища А.Я. Вагановой, просил утвердить во главе художественного руководства хореографической студии при Молотовском театре оперы и балета Е.Н. Гейденрейха. 27 сентября 1944 г. директор Молотовского театра оперы и балета С.Г. Ходес подписал приказ о назначении Е.Н. Гейденрейх художественным руководителем хореографической студии.
Первым художественным руководителем Молотовского театра (с октября 1957 г. - Пермского) хореографического училища была Екатерина Николаевна (Никодимовна) Гейденрейх. Екатерина Николаевна Гейденрейх (11 ноября 1897 г., С.Петербург - 28 февраля 1982 г., Ленинград), родилась в семье мещан Черниговской губернии, в 1906-1915 гг. училась на балетном отделении Императорского Петербургского театрального училища. В 1916-1936 гг. Е.Н. Гейденрейх выступает в Ленинградском Мариинском (Кировском) театре. Являясь солисткой театра, Е.Н. Гейденрейх в 1920-е гг. занялась педагогической деятельностью, в 1930-1940-е гг. она была преподавателем классического танца в Ленинградском Малом оперном театре.
3 апреля 1942 г. Е.Н. Гейденрейх была арестована в г. Ленинграде по доносу и осуждена по ст. 58. п. 10 ч. 2 УК РСФСР за контрреволюционную деятельность. Отбывала свой срок Е.Н. Гейденрейх на территории Молотовской области, в Усольлаг. 20 декабря 1942 г. на основании определения судебной коллегии Молотовского областного суда от 5 декабря Е.Н. Гейденрейх была освобождена из лагеря в соответствии с постановлением Верховного суда СССР от 1 августа 1942 г. «О порядке рассмотрения дел об освобождении из-под стражи осужденных, заболевших душевной болезнью или тяжелым неизлечимым недугом». После освобождения она некоторое время жила в Соликамске, а затем летом 1943 г., по просьбе А.Я. Вагановой, Е.Н. Гейденрейх была переведена в Пермь и с 23 июня 1943 г. была принята в состав преподавателей Ленинградского хореографического училища. После организации в 1944 г. хореографической студии при Молотовском театре оперы и балета Е.Н. Гейденрейх была назначена ее художественным руководителем. Первыми преподавателями специальных дисциплин хореографической студии были Е.И. Таубер и Т.П. Обухова.
Первоначально студия помещалась в здании бывшего клуба им. Толмачова по ул. Луначарского, 57. Это было старое здание, переоборудованное под клуб. Здание на протяжении многих лет не ремонтировалось, и было в запущенном состоянии. Клуб им. Толмачева был мало приспособлен для занятий и требовал серьезной реконструкции. Из зрительного зала сделали классы для специальных занятий, столовую и комнаты для интернатских детей. Здание плохо отапливалось, печное отопление съедало массу дров, ремонт здания шел медленно. Занятия студии постоянно переносились, к учебному процессу в полном объеме приступили только в январе 1945 г. 24 февраля 1945 г. Исполком Молотовского городского совета депутатов трудящихся принял решение о создании хореографического училища: «Учитывая острый недостаток балетных кадров и наличие, фактически, уже организованного и действующего Молотовского хореографического училища, исполнительный комитет горсовета решил: просить Совнарком СССР утвердить организацию хореографического училища в г. Молотове».
2 апреля 1945 г. распоряжение СНК СССР за № 5406-р «Молотовская хореографическая студия театра оперы и балета реорганизована с 1 сентября 1945 г. в Молотовское хореографическое училище» Директором училища назначена Н.А. Багина. Этим решением Совнарком СССР образовал новое хореографическое училище, которое стало третьим в стране после Московского и Ленинградского и первым провинциальным профессиональным российским учебным заведением по подготовке артистов балета.
Когда студия начала свою работу в ней было 110 детей (из них 35 девочек) и образовано 2 класса, из числа наиболее одаренных детей выделили 4 девочек и из них сформировали третий класс. Первой балетной премьерой театра, в которой приняли участие студийцы, стал балет «Конёк-Горбунок», поставленный балетмейстером Г.И. Язвинским. Газета «Звезда», давшая высокую оценку премьере балета, отметила большую роль педагогического коллектива балетной студии при театре: «особенно следует отметить чудесные танцы ребят, учеников хореографической студии театра, делающих честь своим учителям и воспитателям».
15 июля 1945 г. в областной газете «Звезда» появилась фотография группы учеников, исполняющих русский танец в балете «Конёк-Горбунок» и была размещена небольшая статья: «Лишь в Москве и Ленинграде существовала до последнего времени хореографические училища, подготавливающие для театров страны квалифицированных артистов балета. Недавно начало свою работу третье такое училище. Оно организовано в городе Молотове. На днях на сцене театра оперы и балета состоялся отчетный концерт учащихся, состоявший из демонстрации классического тренажа и двух больших отделений балетного дивертисмента. В этом концерте Молотовскому зрителю был представлен своеобразный отчет о том, чего можно добиться за небольшой срок обучения детей трудному искусству танца, если в эту работу преподаватели вкладывают душу, свою любовь, весь свой опыт». Эти традиция отчетных концертов Пермского хореографического училища, заложенная Е.Н. Гейденрейх, свое начало берет в Санкт-Петербургском Императорском театральном училище, каждый год весной на театральной сцене происходили отчетные концерты перед членами семьи царствующей династии. По мнению автора одной из первых книг о Пермском хореографическом училище С. Коробкова «Путь в большой балет»: «Ученический концерт - прелюдия профессионального творчества. Это показательная репетиция, «плотность» которой возрастает год от года. И так - до выпускного спектакля. Ошибаются те, кто именует такие выступления парадом. Парад - это итог, тоже в своем роде смотр, но все-таки итог с точкой в финале. Школьный концерт предполагает в финале многоточие. Кто-то выступит уверенно, кто-то растеряется и ошибется. Но и первый, и второй покинут сцену в рабочем настроении, с ясным пониманием своих задач, с удвоенной творческой энергией. Вот почему отчет - тот же урок, только открытый, дающий стимул и ученикам, и педагогам».
Однако, несмотря на овации и восторги, проблемы училища не уменьшались, а только возрастали. 25 декабря 1945 г. исполком Молотовского Горсовета решением № 698 «О работе хореографического училища» констатировал, что наряду с имеющимися достижениями в училище имеются серьезные недостатки, мешающие его дальнейшему росту и развитию: низкая успеваемость учащихся по общеобразовательным дисциплинам, слабая внешкольная общественно-политическая работа и т.д. Исполком горсовета констатировал, что ряд помещений училища плохо обогревается, балетный класс расположен в помещении столовой; нет специальной обуви для занятий учащихся; в училище не хватает оборудования; дети при большой физической нагрузке имеют некалорийную и не вкусную еду и т.д.
Исполком Горсовета обязал Горторготдел «в виду особой физической нагрузки учащихся хореографического училища ежедневно выделять на 150 человек детские карточки на внефондовое снабжение продуктами: молоком, селедкой, сухофрукты, мясной суповой, овощные, фруктовые консервы». Для 25 интернатских детей были выделены санаторные пайки за счет фондов туберкулезного санатория Горздравотдела.
Кроме того, Горсовет потребовал от Главунивермага обеспечить педагогический коллектив училища промтоварами; обязал Горлеспром и промкооперацию изготовить для училища оборудование - столы, стулья, диваны, парты и шкафы; Гортоптресту - выделить более 100 куб.м. дров для отопления здания. Горисполком также просил директоров крупнейших заводов города оказать помощь в ремонте здания хореографического училища. Местные власти хорошо понимали, что проводить работу по воспитанию будущих артистов балета в мало приспособленном здании клуба им. Толмачёва невозможно. Искали новое помещение. Такое помещение вскоре было найдено в здании бывшего Пермского Женского Епархиального училища по ул. Коммунистической, 18. Учебный 1946/1947 гг. совпал с переездом в новое здание. Однако новое здание также требовало ремонта: печи не давали необходимого тепла, и кроме того, в помещении чувствовался угар.
Перестройки здания для Пермского хореографического училища.
Летом 1947 г. в новом здании училища был начат капитальный ремонт: проведено центральное водяное отопление, проложен водопровод, переоборудовано электроосвещение, произведена побелка и окраска внутри здания и фасада. В связи с большим объемом ремонтных работ 1947/1948 учебный год начался со второго полугодия. Первоначально училище получило в свое распоряжение только часть здания. Хореографическое училище располагалось на втором этаже двухэтажного здания, так как на первом этаже продолжало свои занятия педагогическое училища областного отдела образования. В десяти комнатах второго этажа, где размещалось училище в 4-х классных комнатах в две смены обучалось 254 человека; здесь же в 4-х комнатах размещалось общежитие училища, где постоянно проживали 118 человек. Нехватка площадей, отсутствие комнат для занятий музыкой, библиотеки и читального зала; музыкальный класс располагался под лестничной клеткой на площади 4 кв.м. Занятия физкультурой проходили в коридоре, здесь же проходили репетиции артистов театра оперы и балета.
Вскоре активная деятельность директора училища Н.А. Багиной, благодаря ее контактам с управлением по делам искусств при СНК РСФСР, и при поддержке местных органов образования для педагогического училища было найдено новое помещение. В начале 1950-х гг. все двухэтажное здание было передано в распоряжение хореографического училища. В 1960 здание хореографического училища было надстроено третьим этажом. 23 апреля 1959 г. исполком Пермского городского совета депутатов трудящихся принял решение за № 409 о надстройке третьего этажа над существующим здание Пермского хореографического училища:
«1. Разрешить Пермскому хореографическому училищу надстроить первый и второй этажи над существующим зданием училища по ул. Коммунистической, 18 в квартале 73 Ленинского района г. Перми.
11 сентября 1964 г. был составлен акт государственной приемки здания Пермского Хореографического училища: трехэтажное кирпичное здание. Перекрытие железобетонное из пустотелых плит, полы деревянные, цементные, из метлахской плитки. С коммунальными устройствами: канализация, водопровод, горячее водоснабжение, центральное отопление, электроосвещение, телефонизация и радиофикация. Все здание имеет одну секцию, общий объем - 24585, 32 куб.м. и рассчитано на 250 учащихся. Выполнено по проекту «Пермоблпроект» (август 1961 г.) Качество работ хорошее.
31 декабря 1964 г. Государственная Приемочная комиссия приняла в эксплуатацию трехэтажное кирпичное здание Пермского Государственного Хореографического училища, начатого строительством в декабре 1961 г. по проекту, разработанному Пермоблпроект и утвержденному Министерством Культуры РСФСР. Все здание имеет одну секцию, общий объем 24585, 3 куб. м., полезная площадь - 3497, 6 кв. м. вспомогательная - 1293, 8 кв. м. на 250 человек. Отступлений от проекта не установлено. Общая оценка выстроенного здания Государственной комиссией признана хорошей.
Строительство специального здания для учебного театра Пермского государственного хореографического училища на 400 мест произведено в 1978-1984 гг.
В Пермском Хореографическом училище сложилась замечательная традиция: в конце каждого учебного года устраивать открытые концерты на сцене Пермского театра оперы и балета и главных концертных площадках страны с целью знакомить широкие массы любителей балетного искусства с успехами своих воспитанников. В Пермском хореографическом училище обучаются будущие артисты балета. Училище плодотворно сотрудничает с Пермским государственным академическим театром им. П.И. Чайковского и ведущими балетными коллективами страны. Высокий уровень подготовки учеников пермской балетной школы стал основанием для награждения в 1976 г. Пермского Хореографического училища орденом «Знак Почета».
Одним из ведущих педагогов Пермского хореографического училища, его художественным руководителем в 1970-1990-е гг. была Л.П. Сахарова. Людмила Павловна Сахарова родилась 12 сентября 1926 г. - педагог Пермского хореографического училища (с 1956 г.), с 1970 г. - заслуженный учитель РСФСР, с 1973 г. - художественный руководитель училища. Среди ее учениц будущие известные балерины: Р.И. Кузьмичева, Л.А. Кунакова, Н.В. Павлова, С.И. Смирнова, О.И. Ченчикова, Л.Н. Фоминых и др. В начале 1970-х гг. в здании Пермского Хореографического училища в классе педагога Л.П. Сахаровой учились будущая балерина, солистка Большого театра Н.В. Павлова. Надежда Васильевна Павлова (родилась 15 мая 1956 г.) - балерина, заслуженная артистка РСФСР (1977), народная артистка СССР (1984); в 1973 г., будучи ученицей Пермского Хореографического училища (педагог Л.П. Сахарова), на Международном балетном конкурсе в Москве получила «Гран-при». В 1974 г., после окончания училища, танцевала на сцене Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, в ее исполнении получили новое прочтение партии Сванили, Жизели, Джульетты. С 1975 г. танцевала в Большом театре (г. Москва).
20 мая 1993 г. решением Малого Совета Пермского облсовета № 683 здание Хореографического училища по ул. Коммунистической, 18 было принято на учет как памятник истории и культуры Пермской области под названием «Старый корпус женского епархиального училища, где в хореографическом училище учились Н. В. Меновщикова, Н.В. Павлова». 27 ноября 1997 г. на стене у входа в главное здание Пермского хореографического училища по ул. Петропавловской, 18 была открыта мемориальная доска в честь основателя Пермского хореографического училища Е.Н. Гейденрейх (автор А. Кутергин) с текстом: «Екатерина Никодимовна Гейденрейх /1897-1982 гг./ основатель и первый художественный руководитель Пермского хореографического училища». Екатерина Никодимовна Гейденрейх (19 декабря 1897 г., С.-Петербург - 28 февраля 1982 г., Ленинград) - артистка балета и педагог, основатель и художественный руководитель (1945-1955 гг.) Пермского хореографического училища.
Представленные сведения свидетельствуют о богатой истории одного из старейших зданий в центральной части Перми, где размещались специализированные учебные заведения краевого значения, выпускники которого оказали значительное влияние на развитие культуры Пермского края и России .
Гайсин О.Д.
Источники и литература.
Открытие Пермского епархиального женского училища. // Пермские губернские ведомости. - 1891. - 7 октября.
Открытие Пермского епархиального женского училища. // Пермские губернские ведомости. - 1891. - 8 октября.
Отчет о состоянии Пермского епархиального женского училища за 1891/1892 учеб. годы. - Пермь, 1894. - 22 с.
Серебренников П.Н. Санитарно-педагогические задачи Пермского епархиального женского училища. - Пермь, 1891. - 30 с.
Отчет о состоянии Пермского епархиального женского училища в 1911/12 учеб гг. в учебно-воспитательном отношении. - Пермь. Эл. тип. Н-ков Каменских, 1913. - 39 с.
Список муниципализированных домов гор. Перми, утвержденный Президиумом Пермского Губисполкома и Главным управлением коммунального хозяйства, Народного Комиссариата Внутренних дел./ Жилищный вопрос. - Пермь. изд. Пермского Коммунального хозяйства, 1923. - С. 41.
Вся Пермь на 1925 год. Справочное издание. Указатель правит., государ., учрежд., синдикатов, трестов, кооперативов и фабр., завод предприятий. - Пермь, 1925. - С. 31
Вл. Чижов. Пермь в экскурсиях. (Опыт изучения города экскурсионным методом) - Пермь, 1926. - С. 27-28.
Пермское государственное хореографическое училище. - Пермь, 1968. - 14 с.
Надеждин Ю.Ф. От Перми до Парижа /К 25-тилетию Пермского хореографического училища/. // Календарь справочник Пермской области на 1970 год. - Пермь, 1969. - С. 116-117., с илл.
Пермское государственное ордена «Знак Почета» хореографическое училище. Тезисы докладов научно-практической конференции 27-28 октября 1972 г. на тему «Высокое качество приема - залог успешного окончания». - Пермь, 1972. - 37 с.
Кузмин Б.А. Техникумы. училища СССР. М., Высшая школа, 1974. - 112 с., 16 илл. - С. 86 о Пермском хореографическом училище.
Пермское государственное ордена «Знак Почета» хореографическое училище. Рекламный проспект. - Пермь, 1980. - 8 с.
Пермское государственное ордена «Знак Почета» хореографическое училище. Календарь 2003-2004 гг. - Пермь, 2002. - 18 л.
С. Коробков. Путь в большой балет. Семь уроков в Пермском хореографическом училище. - Пермь, 1989.
Гаврилов Л., Дворников Е. Из первых рук /портрет в «голубом» о Е.Н. Гейденрейх - художественном руководителей Пермского хореографического училища с 1944 по 1958 гг. // Правда. - 1977. - 15 января; Дюкина Е.Н. Гейденрейх Е.Н. - основатель и руководитель Пермского хореографического училища. // Балет. Энциклопедия. - М., 1981. - С. 140; Сахарова Л. и Коловарский П. Воспитатель воспитателей / о Е.Н. Гейденрейх/ Чернова Т. Тепло холодных зим / о Е.Н. Гейденрейх - художественном руководителей Пермского хореографического училища 1945-1956 гг./ // Советский балет - 1982. -№6 - С. 51-53.; Чернова Т. Тепло холодных зим / о Е.Н. Гейденрейх/. // Вечерняя Пермь. - 1990. - 1 октября; Стецура Ю. Жизнь и судьба балерины Екатерины Гейденрейх. - Пермь, 1997; Земскова Н. Бабушка пермского балета. // Звезда. - 1997. - 27 ноября; Е. Субботин, В. Семянников, М. Серов. Мемориальные доски Перми. Справочник. - Пермь. Арабеск, 2008.
Чернова Т. Пермская Ленинградка /к 75-летию К.А. Есауловой - худ. рук. Пермского хореографического училища. // Вечерняя Пермь. - 1986. - 27 ноября, фото; Есаулова К. Пояснения к уроку. // Советский балет. - 1986. -№6 - С. 63; Коробков С. Главный хранитель К.А. Есаулов - худ. рук. Пермского хореографического училища. // Звезда. - 1983. - 13 сентября.
Пермь. Путеводитель-справочник. - Пермь, 1964. - С. 104-105; Пермь. Путеводитель-справочник. - Пермь, 1967. - С. 127, 128; Вступление в балет: Пермское ордена «Знак Почета» хореографическое училище. - Пермь, 1994; Чернова Т.П. Рождение лебедя: Слово о Пермском хореографическом училище, его педагогах и питомцах. - Пермь, 2001. Автограф: Созвездие пермского балета. - Пермь. изд. дом Бывальцева, 2008. - 143 с.
Егоров Н. Минута и годы / о преподавателе Пермского хореографического училища Л.П. Сахаровой/. // Звезда. - 1970. - 13 ноября; Чернова Т. Гори, гори моя звезда. /о заслуженном учителе РСФСР, преподавателе Пермского хореографического училища Л.П. Сахаровой/.// Вечерняя Пермь. - 1972. - 28 февраля; Болтроменюк В. Это снова начало. Очерк о преподавателе Пермского хореографического училища Л. П. Сахаровой и ее ученице - Наде Павловой/. // Молодая гвардия. - 1973. - 18 ноября; Урок классического танца. Очерк о преподавателе Пермского хореографического училища Л. П. Сахаровой. // Комсомольская правда. - 1977. - 6 августа; Сахарова Л. Балерине нужен характер / беседа с заслуж. учителем РСФСР, преподавателем Пермского хореографического училища Л. П. Сахаровой. записала Н. Шерстобитова. // Советская культура. - 1980. - 31 октября; Габайдулина Е. Бал в честь педагога. Бенефис художественного руководителя Пермского хореографического училища /Л. П. Сахаровой в Кремлевском дворце/. // Российские вести. - 1992. - 23 декабря. - фото.; Пирогов Н. Кремлевский дворец аплодирует пермякам /в Москве состоялся творческий концерт Л.П. Сахаровой. фото А. Зернина. // Звезда. - 1992. - 18 декабря; Сахарова Л.П. // Балет. Энциклопедия. - М., 1981. - С. 453; Сахарова Л.П. // Уральская историческая энциклопедия. - Екатеринбург, 1998; Субботин Е.П., Серов М.И. Выдающиеся деятели пермского балета ХХ столетия. - Пермь. Арабеск, 2000; Почти все о легендарной Л.П. Сахаровой /Сост. Е.П. Субботин, М.И. Серов, В.Д. Инзельберг. - Пермь. Арабеск, 2001. - 97 с.; Земскова Н. Танец вынимает душу. // Гордость земли Пермской: Почетные граждане Прикамья. - Пермь, 2003.
Танцует Надежда Павлова. - Пермь, 1986; Субботин Е.П., Серов М.И. Выдающиеся деятели пермского балета ХХ столетия. - Пермь. Арабеск, 2000; Шуваева В. Впереди - танец// Пермский пресс-центр. - 2002. - № 14; Павлова Н. «Надо уметь прощать». // Пермские новости. - 2002. - 22 марта Памятники истории и культуры Пермской области. - Т.2. - Памятники истории, архитектуры и искусства. - Пермь. Арабеск, 1993. - С.11.