Нотариусы – не «пятое колесо в телеге»

31.12.2016

Среди риэлторов участились разговоры о том, «что нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью – лишний инструмент, так сказать, «пятое колесо в телеге». Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться вместе со специалистами Пермского городского нотариального округа.

Напомним, 2 июня 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Закон № 172-ФЗ, которым вводится обязательное нотариальное удостоверение всех сделок по отчуждению долей в недвижимом имуществе. Принятый закон развивает начатую ранее Законом № 391-ФЗ стратегию противодействия мошенничеству, в том числе так называемому «квартирному рейдерству», с помощью нотариата.

Несомненно, законодатель продолжает решать актуальные проблемы защиты прав и законных интересов граждан с помощью хорошо зарекомендовавшего себя института нотариального удостоверения. В частности, впервые за последние 20 лет введена обязательная нотариальная форма в отдельные сегменты сделок с недвижимостью – наиболее сложные правоотношения, где часто происходят правонарушения. Именно нотариат доказал свою способность выступить инструментом наведения порядка, при этом предоставляя гражданам и предпринимателям новые, удобные и быстрые формы обслуживания в режиме «одного окна».

Кто за что в ответе?

Ни для кого не секрет, что не первый год обсуждаемая идея обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, так взвешенно реализуемая посредством планомерного внесения изменений в законодательство, изначально была неодобрительно воспринята представителями риэлторского сообщества. Жёсткие выпады отдельных представителей рынка в адрес сторонников нововведений не прекращаются до сих пор.

Попробуем всё же разобраться, в чём принципиальное отличие нотариуса как профессионального участника правоотношений по оформлению сделок с недвижимым имуществом от посредника между владельцем объекта недвижимости и лица, желающего его приобрести.

Квалификационные требования к лицам, выбравшим профессию нотариуса, определены ст. 2 «Основы законодательства о нотариате», согласно которым на должность нотариуса может претендовать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен и имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Закрепление столь серьёзных цензов для нотариуса обусловлено тем, что полномочия по защите законных прав граждан и юридических лиц делегированы ему государством. Вместе с тем какие-либо аналогичные цензы к лицам, занимающимися посредническими услугами по продаже недвижимости, до настоящего времени законодательно в Российской Федерации не введены. Указанное обстоятельство не исключает возможности попадания в число риэлторов «случайных людей», которыми движет желание получить сиюминутную комиссию, иногда вопреки интересам своих клиентов.

В тоже время нотариус сегодня – это элита юридического сообщества, специалист высочайшей квалификации, обладающий обширными знаниями в сфере законодательства. Представители нотариального сообщества регулярно повышают свою квалификацию, активно внедряют в работу способы информационного взаимодействия с органами государственной власти.

Огульные утверждения отдельных интервьюированных экспертов-руководителей пермских агентств недвижимости о якобы поверхностном анализе нотариусом рисков сделки, заключающемся в «заказе» выписки из ЕГРП, проверке подлинности доверенности представителя, запросе справки из психдиспансера, свидетельствуют лишь о том, что эти самые «эксперты» реальным положении дел не владеют.

 Было бы глупо ассоциировать работу нотариуса с набором перечисленных действий, заканчивающихся «печатанием» договора. Нотариусы владеют обширным инструментарием проверки дееспособности участников сделки, полномочий их представителей, на бесплатной основе имеют возможность получить сведения о зарегистрированных правах из ЕГРП, сведения из Государственного кадастра недвижимости. Обладая доступом в Единую информационную систему нотариата, могут оперативно установить, не совершились ли иными лицами сделки с этим же имуществом.

Большая часть работы по проверке «юридической чистоты» сделки, проводимая нотариусом самостоятельно, без необходимости присутствия участников сделки, и предшествует этапу подписания договора.

Безусловно, возможность получить указанные сведения о наличии или отсутствии арестов, споров, ограничений, обременений на имущество, действительности паспортов, банкротстве физических – лиц участников сделки, зарегистрированных правах на недвижимое имущества имеет и риэлтор. Принципиальная разница лишь в одном, но очень важном нюансе – ответственности. Ответственности за потерянное время, нервы, жильё! Ведь какую-либо юридическую ответственность за законность, действительность сделки риэлторы не несут.

Чего только стоят громкие истории с участием «чёрных риэлторов», которыми пестрит интернет. Свежо в памяти пермяков недавнее уголовное дело о продаже квартир в новостройках: 130 пострадавших, суммарный ущерб 100 миллионов рублей, как и наследие бурного риэлторского прошлого – целые посёлки в депрессивных территориях, заселённые бывшими владельцами городских квартир.

В то же время все нотариусы в нашей стране несут материальную ответственность всем своим имуществом за совершённые нотариальные действия. Каждый специалист обязан оформить личную страховку профессиональной ответственности. Дополнительно нотариуса страхует и региональная нотариальная палата, членом которой он является.

Кроме того, в целях повышения стабильности и достоверности гражданского и экономического оборота, соблюдения единообразия норм процессуального законодательства внесены изменения в Гражданский процессуальный и Арбитражный кодексы Российской Федерации в части установления повышенной доказательственной силы нотариального акта в рамках гражданского и арбитражного процесса.

Вопрос цены неуместен

Одним из основных «козырей-аргументов» противников нотариального удостоверения сделок с недвижимостью является довод о якобы непосильном для участников сделки бремени несения нотариальных расходов, конъюнктурности тарифов в зависимости от рыночной стоимости объекта недвижимости или его кадастровой стоимости в угоду получения наибольшей прибыли. Указанные рассуждения основаны на дилетантском видении нотариального ценообразования, тогда как государственная пошлина за удостоверение сделки с недвижимостью является фиксированной, уплачивается в процентном отношении от цены договора, но не может быть ниже аналогичного процента от кадастровой стоимости.

 На сегодняшний день в Пермском крае максимально возможный установленный размер тарифа, уплачиваемого при заключении сделки, подлежащей обязательному нотариальному удостоверению, составляет 26 220 рублей, средний взыскиваемый размер такового тарифа – 8500 рублей. Согласитесь, не запредельная цена за спокойствие. Невольно напрашивается риторическое сравнение «неподъёмных» нотариальных тарифов с гонорарами агентов по недвижимости, ведь найти себе риэлтора-универсала за такое скромное вознаграждение ой как непросто.

Вынужденная необходимость

Приходя в любое государственное учреждение, гражданин получает определённый набор услуг, предоставление которых максимально стандартизировано. Логично, что, обращаясь за защитой своего нарушенного права, к примеру, в суд либо полицию, мало кто из нас обращает внимание на цвет ламината, наличие кондиционера в вестибюле или кулера с бесплатной водой. Прежде всего, человек хочет получить эту самую помощь наиболее квалифицированным образом – качественно, в срок, надёжно. А некомпетентность, напротив, не скрыть за ширмой красивого офиса с дорогой вывеской.

Введение обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью – закономерный результат, вывод, сделанный на ошибках всеобщей либерализации в регистрации прав на недвижимое имущество, которые негативным образом отразились на наших согражданах, теперь уже бывших владельцах недвижимости.

И когда слышится такой ропот: «Вот опять к нотариусам народ повели», – задайте себе вопрос: а почему это случилось? Не потому ли, что многие без имущества/денег остались? Если бы было всё замечательно, благополучно, отменили нотариальное удостоверение договоров, зачем к нему возвращаться? Значит, жизнь заставляет это делать, потому что те последствия, которые в том числе влекли за собой потерю не только имущества, но и жизни, – это результат вот этой самой либеральной политики.

Мария Беспалова, нотариус Пермского городского нотариального округа.

Нотариальная палата Пермского края
Тел.: (342) 263-36-20, 263-25-04
Сайт: www.notary59.ru
E-mail: