Виктор Щипалкин: «Архитекторы привыкли к ответственности»

02.12.2015

Город Пермь развивается, появляются новые здания, сооружения. Все это не было бы возможным без людей по профессии архитектор. И, конечно, интересен взгляд этих людей на то, как меняется городской облик. О своем видении рассказал член Союза архитекторов России, заведующий кафедрой архитектуры Уральского филиала Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Виктор Щипалкин.

 

— Виктор Петрович, здравствуйте. На каком уровне развития сейчас находится пермская архитектура?

— За последние 20-25 лет в Перми сложился определенный перечень объектов, которые можно назвать современными и которые влияют на общий уровень архитектуры сегодняшнего дня. Так, например, это первые дома на углу улиц Ленина и Горького, здание на углу Горького и Советской. Эти дома находятся в исторической части города, и образ их был соподчинен среде. Затем начался период двойственности. С одной стороны, шло «вымывание» площадок в центре, и появились примеры точечной застройки. При этом были попытки освоения таких крупных площадок, как микрорайон Юбилейный, Красная Горка, Парковый, Нагорный, улица Спешилова. Какое-то оживление произошло в Закамске, на Гайве. Там было наиболее дешевое жилье, на которое был спрос. Наименее удачный опыт – это современная застройка Юбилейного, формирующего панораму района со скоростной магистрали. На стадии планировки района просматривалось цельное градостроительное решение. То, что получилось в окончательном виде, удачей не назовешь.

 

— Оцените, пожалуйста, работу пермских застройщиков.

—По роду моей деятельности мне довелось поработать с разными застройщиками: «Камской долиной», «Трестом №14», ПЗСП. Если проследить их влияние на рынок, то оно очень разнообразно. Например, ПЗСП проводит политику адаптации своего жилья к нуждам потребителей и в то же время развивает образный ряд застройки. Если посмотреть, какие здания компания строила в 1990-х годах и сейчас – это большой шаг вперед. Они стали намного более индивидуальными, при этом сохранили свою структурность. На рынке это жилье востребовано, и есть перспективы для развития.

Очень разнообразная застройка у «Камской долины». Например, то, что сделали в районе «Синицы» на улице Стахановского – это очень хорошая работа. Что касается микрорайона Красные казармы, этот пример очень противоречив. Здесь появились три прекрасных дома, но вокруг складывается застройка из каких-то «непонятных» по архитектуре зданий.

Положительные примеры нам часто несут небольшие индивидуальные застройщики. У них есть амбиции, они пытаются доказать, что что-то могут, и в результате появляются неординарные объекты.

Строительное подразделение «Сатурном-Р» за 15 лет деятельности повысило общий уровень архитектуры массового жилья в городе, создав собственный стиль, однако с его применением  на Красной Горке из панорамы города с реки Камы утрачен уникальный природный ландшафт. Победивший в  конкурсе и одобренный жителями города комплекс «Паруса над Камой» не состоялся. Я так говорю, потому что это был наш проект.

 

— А какие еще проекты могли бы быть реализованы лучше?

— Здание бизнес-центра «Green Plaza» само по себе очень интересное. Но оно расположено по оси памятника и полностью изменяет взгляд на площадь, которая в свое время вошла во все сборники по архитектуре советского времени. В архитектурных изданиях 1950-60-х годов она представлена наравне с ансамблями всех столиц бывшего СССР. Я понимаю интересы застройщика и экономику проекта, которая должна обеспечиваться площадями. Но как практикующий архитектор я могу сказать, что можно решить почти любую задачу. Что касается «Green Plaza», здесь можно было поставить два объекта половинной этажности. И ансамбль сам по себе бы усилился как сдвоенный объект, и сохранился бы регламент по высотности.

 

— Каковы, в свою очередь, хорошие примеры? Речь идет о местах, которые можно назвать центрами притяжения для горожан.

— Пермская ярмарка – заметный объект, но он еще должен развиваться. Квартал, где находится «Столица», как цельное градостроительное образование уже свершился, там всегда людно, он насыщен жильем, социальными функциями. Улица Спешилова со всеми его автосалонами является традиционной для любого западного города. В этом плане Пермь соответствует европейским подходам к въезду в город. Местом притяжения может стать и будущий ЖК «Гулливер» в районе бывшей психиатрической больницы.

 

— Какие положительные тенденции вы наблюдаете в Перми в градостроительном плане?

— Хорошо, что наконец-то сдвинулось дело с аэропортом. Утвержден проект по ипподрому, это очень интересное решение. Вроде бы определились с местом для зоопарка. Так, как с Черняевским лесом, здесь, я думаю, не получится, потому что он является конфликтной территорией, на стыке интересов. На Нагорном все гораздо проще, там будет легче реализовать проект.

 

— Каковы ваши пожелания как архитектора к властям, к бизнесу?

— Каково влияние системы «власть – инвестор» можно увидеть из примера «Green Plaza», который я упоминал. К сожалению, архитектор в этой системе часто бывает лишним звеном и даже в какой-то степени раздражающим фактором. Несмотря на неудачные примеры, мой прогноз в целом положительный. Рост качества в плане архитектуры все равно есть, но он должен быть регулируем обществом. У нас есть архитекторы – мастера международного уровня. Надо, чтобы им дали больше свободы. Архитекторы привыкли к ответственности, понимают ее и, если прилагать усилия совместно со всеми заинтересованными сторонами, то результат всегда будет положительным.

Беседовал Андрей Трошков