Талантливые зодчие в Перми есть. А талантливые инвесторы?
Сегодня только ленивый не застраивает свободные участки городской земли. Здания-строения сооружения всех мастей с развитием новых строительных технологий возводятся с поразительной быстротой. И вот уже через несколько месяцев в скромном городском дворике вырастает высотка в …дцать этажей, рядом с историческим памятником прошлых веков – стеклянный торговый центр. Закономерный вопрос: откуда эта архитектура в стиле фьюжн?
Кто виноват?
Ежемесячно в Администрации Перми проводятся заседания Градостроительного Совета, на котором профессионалы-архитекторы обсуждают проекты планировки, застройки кварталов или отдельных зданий. Председательствующий на Совете Игорь Шубин имеет вполне однозначную позицию по этому вопросу: «Градостроительную политику в городе решают не собственники и арендаторы земельных участков, а власть и архитекторы» (см. «Метражи», № 21, ст. «На линии строительного огня», стр. 5). Члены градсовета не вполне разделяют уверенности главы города.
Игорь Луговой, главный архитектор ООО «Сатурн - Р»:
- Игорь Николаевич, несомненно, уделяет большое внимание вопросам градостроительства Перми. Однако у него как у мэра города в компетенции много других актуальных задач, социальная сфера, например, инфраструктура. Поэтому вряд ли он в состоянии проконтролировать все строящиеся объекты, это очень большой объем работы. Сейчас идет много споров вокруг фигуры главного архитектора, нужен он или не нужен. На мой взгляд, такой человек мог бы совместно с Градостроительным советом в статусе его председателя контролировать градостроительные процессы в городе. Но, повторяю, совместно с профессиональным архитектурным сообществом, такие вопросы единолично не решаются.
Некоторые, напротив, уверены, что наличие главного архитектора или его отсутствие никакой выдающейся роли не играет, ведь последнее слово в выборе того или иного проекта так или иначе, но остается за тем, кто платит - инвестором.
Мендель Футлик, архитектор:
- Наше мнение в градостроительстве практически не учитывается. Сегодня заказчик, спонсор проекта считает себя профессионалом. Сам вносит исправления в планировку территории, сам корректирует фасады. Лично у меня не было ни одного проекта, который бы не оспаривался инвестором. Постоянно ощущается давление – я хочу так, сделай, как сказано! Но ведь архитектор – это квалифицированный специалист, ему виднее, что в данном месте наиболее вписывается в архитектурную концепцию, окружающую среду. Что для людей будет комфортнее и приятнее, которые будут сюда ходить, жить здесь. От этого и инвестору прибыли больше. Но у него интересы другие – выжать из каждого квадратного метра максимум прибыли. А на город, его внешний вид им, по большому счету, наплевать!
Сергей Шамарин придерживается схожего мнения, считая, что собственники земли, инвесторы проектов, как бы то ни было плохо, «заказывают музыку» и имеют фактическое право вмешиваться в работу архитектора.
Сегодня огромная проблема в развитии архитектуры города заключается в том, на обсуждение архитектурного сообщества выносится чрезвычайно мало строительных проектов. Заседания Градсовета проходят лишь раз в месяц, рассматриваются в среднем по 2 -3 проекта. Об остальных объектах архитекторы узнают уже на стадии сдачи в эксплуатацию. Причем сегодня у градсовета нет полномочий контролировать дальнейшую «судьбу» одобренных ими проектов. Это приводит к тому, что «одобряем одно, строят другое, а получается уже третье». И эти «третьи» уродуют облик города и негативно влияют на градостроительное развитие города на годы вперед.
Всех под фэйс–контроль!
Несмотря на то, что собственники земельных участков, инвесторы объективно не могут полностью дистанцироваться от участия в разработке проекта и работе архитекторов, необходимость законодательно установленного контроля над воплощением строительных проектов в жизнь. Члены градсовета единодушны в том, что любое строительство в городе, не только новые объекты, но и реконструкция существующих, на стадии проектирования должны обязательно обсуждаться профессионалами от архитектуры.
В настоящее время на одобрении Главы города находится новое положение о Градсовете,
разработанное с участием архитекторов Департаментом планирования и развития Администрации Перми. В нем зафиксированы более широкие полномочия Совета в отношении одобренных архитекторами строительных объектов.
Полина Громова
|