Опрос на тему "Машиноместа"
Смотреть статистику по этому опросуЦифра недели
Камская ГЭС. Башня – центр управления шлюзом
Строительство Камской ГЭС начиналось дважды. Первый период начался сразу же после окончания постройки ДнепроГЭС в 1932 году. Второй этап строительства Камской ГЭС начался в годы Великой Отечественной войны.
Принятое в 1937 г. проектом здание Камской ГЭС нормального типа /повторно применяемый проект Рыбинской ГЭС/ длиной общего напорного фронта 254 метра с 7-ю большими гидроагрегатами мощностью каждый 72 тыс. квт с турбинами, и длиной водосливной плотины 548 метров и глухой плотиной 95 метров с парным однокамерным судоходным шлюзом габаритами 290 х 30 х 55 м располагаясь в зоне известковистых мергелей на отметке 60 метров, глубоко врезалось в грунт и прорезало песчанико-глинистую свиту. Общий объем работ по проекту достигал: бетонных работ – 2400 тыс. куб.м., земляных работ – 20 млн. куб. м и объем скальной выемки 28 млн. куб.м.
Во время работы над усовершенствованием проекта Камской ГЭС Совет научно-технической экспертизы Госплана рассмотрел большое число типов водосливных ГЭС с вертикальными и горизонтальными машинами. В результате, объем бетонных работ по водосливной станции с машинами горизонтального типа Гидроэнергопроект к 1943 г. был сокращен до 450 тыс. куб.м. и с машинами вертикального типа до 500 тыс. куб.м. В результате переработки проекта для уменьшения глубины заложения фундаментной плиты станции были приняты агрегаты меньшей мощности с увеличением их числа. Эти меры позволили поднять отметку основания станции на 16 метров против проекта 1937 г., т.е. до отм. 76 м и уменьшить длину фронта бетонных сооружений с 807 до 565 метров.
Парный однокамерный судоходный шлюз новым проектом был заменен парным шестикамерным шлюзом, с уменьшением габаритов судоходных камер до 160 х 18 х 4 метра. При этом верхние головы судоходного шлюза были запроектированы бетонными, а остальные – ряжевыми. Шлюзовые камеры приняты с земляными откосами. Впоследствии при работе над проектом шлюз был оставлен парным шестиступенчатым, но длина камер увеличена до 175 м., и все головы запроектированы бетонными. Камеры, намеченные с земляными откосами вследствие намечаемого сильного увеличения сплава плотов, запроектированы с вертикальными бетонными железными шпунтованными стенками.
В составе нового проекта Камского гидроузла были запроектированы железнодорожный /предусмотрен проектом 1937 г. на отметке 124 метров/ и автогужевой мост. По новому проекту через водосливную ГЭС был запроектирован двухэтажный мост, поверху – двухпутный железнодорожный и внизу автогужевой. После станции шоссе поднималось по земляной плотине и через судоходный шлюз автогужевой мост переходит на одной отметке с железнодорожным. Для получения при переходе мостом через судоходный шлюз необходимых подмостовых габаритов (9 метров) две верхние камеры шлюза по новому проекту были выдвинуты в верхний бьеф. Проектируемый железнодорожный мост позволял перебрасывать значительную часть грузов непосредственно на Горнозаводскую, либо Главную линию.
Кроме судоходных шлюзов были запроектированы рейды для переформирования судов и плотов. В верхнем бьефе переформировочный рейд намечен выше устья р. Чусовой выше по течению для судов и ниже по течению для плотов. В нижнем бьефе рейд для судов намечен у левого берега ниже шлюза и для плотов у правого берега, ниже острова. Размеры камер шлюза приняты в соответствии с размерами, заявленными речным флотом длина 175, ширина 18 /с возможным увеличением до 20/ и глубиной 4 м.
29-31 ноября 1945 г. состоялась выездная конференция АН СССР по изучению производительных сил Молотовской области. Академик Б.Е. Веденеев сообщил результаты работы по проблеме энергетического использования р. Камы. Доклад был посвящен технико-экономическому обоснованию схемы каскада камских гидроэлектростанций и развитию схемы электроснабжения Молотовской области и промышленных районов Зауралья. В докладе была сделана оценка значения каскада проектируемых камских гидроэлектростанций: «Постройка каскада ГЭС на реке Каме изменяет энергетический баланс не только Молотовской области, но и всех районов Урала. Большое количество гидроэнергии пойдет в эти районы, которые в значительной степени пользуются привозным углем. Ввод в эксплуатацию Камских ГЭС резко повысит надежность и экономичность Уральской энергосистемы, что в целом будет иметь огромное значение для развития народного хозяйства всего Урала».В дополнение член-корреспондент АН СССР Б.К. Александров выступил с докладом «Гидроэлектростанция на реке Каме у города Молотова».
9 апреля 1948 г. приказом Министерства электростанций СССР за № 91 управление строительства Камской ГЭС преобразовано в управление строительства гидроэлектростанций на р. Каме «КамГЭССтрой» с задачей подготовки строительной базы и строительства не только Камской /Пермской/, но и последующих гидроэлектростанций Камского каскада.В 1955 г. управлением КамГЭСстрой построена Камская ГЭС /авторы проекта член-корреспондент АН СССР, инженер-гидростроитель Б.К. Александров, архитекторы Е.М. Попов и С.В. Кринский/. Комплекс сооружений Камской ГЭС состоит из земляной части плотины, облицованной бетоном; автомобильного и железнодорожного моста, дорог; здания управления камерами, маяка у входа в шлюз с верхнего бьефа и башни – Центрального пункта управления шлюза, увенчанной шпилем. Все здания и сооружения Камской ГЭС решены в строгих и ясных формах, присущих лучшим образцам советской промышленной архитектуры. Комплекс сооружений Камской ГЭС принят на учет госоргана охраны памятников как памятник архитектуры и градостроительства (местного – областного значения) решением Пермского Облисполкома от 31 января 1984 г. за № 58-р.
Судоходный шлюз Камской ГЭС расположен на левом берегу Камы. Он состоит из верхового подходного канала, образованного намывными дамбами, шлюзовой лестницы и нижнего подходного канала, вырытого в пойме реки. Общая протяженность шлюза вместе с подходными каналами составляет 2 ½ км.
Шлюз Камского гидроузла является необычным оригинальным сооружением как по своим размерам, так и по новизне конструкции. Он состоит из двух каналов или ниток длиной в полтора километра. В каждом канале по шесть камер, следующих одна за другой и образующих своеобразную гигантскую лестницу. Наличие двух каналов позволяет одновременно производить шлюзование в обоих направлениях, т.е. сверху вниз и снизу вверх. Камеры шлюза разделены между собой железобетонными головами, в которых смонтированы не створчатые, как на других шлюзах ворота, а откатные, представляющие собой плоские металлические щиты площадью свыше трехсот квадратных метров и весом до 250 тонн каждый. При проходе судов ворота с помощью специальных лебедок откатываются в железобетонные ниши – так называемые «шкафы». Нитки шлюза отделены друг от друга двадцатиметровой раздельной стенкой. Все сооружение состоит из верхнего и нижнего подходных каналов и расположенных между ними двух ниток шестикамерного шлюза. Ступенчатый подъем или спуск судов и плотов осуществляется шагом в три метра на каждую ступень. Пока судно или плот поднимется, или спустится вниз, оно шесть раз переходит шлюзование. Проводка плотов через шлюз осуществляются электрической тягой при помощи электровозов специальной конструкции, курсирующих по стенкам шлюза. Применение электровозной тяги при проводке плотов ускоряет процесс шлюзования в 2-2 с ½ раза по сравнению с обычной буксирной тягой.
Ворота откатные, двигаются с помощью лебедок. Длина камеры 240, ширина 30 метров. Управление воротами камер производится с центрального пункта управления, расположенного на центральной стенке шлюза между третьей и четвертой головами. Еще с дальних подходов к шлюзу хорошо виден этот пульт управления – красивое восьмиэтажное белокаменное здание высотой 70 метров, увенчанное шпилем из нержавеющей стали со звездой на конце. Два нижних этажа этого здания облицованы гранитом. В верхней части его с двух сторон выступают специальные служебные мостики, с которых хорошо просматриваются как сам шлюз, так и его походы.
Стенки камер шлюза, в отличие от ранее построенных шлюзов канала Волга – Дон и имени Москвы, выполнены не из железобетона, а из металлического шпунта, забитого на глубину до коренных пород. Камский шлюз – первое гидротехническое сооружение, где металлический шпунт применен в таких несравненно больших объемах, чем, где-либо на других гидроузлах страны.
Зимой 1953-1954 гг. на строительстве шлюза шла подготовка к завершению строительных работ и подготовка его к навигации, открывавшейся 1 мая. Весной 1954 года началось наполнение Камского водохранилища: «К концу апреля вода в верхнем бьефе поднялась выше порога на 13 метров. Перед праздником 1 Мая народ вышел на берег любоваться водным простором. Вот он – напорный фронт, перед глазами! Теперь и шлюзоваться можно. 1 мая 1954 г. состоялся ввод в эксплуатацию судоходного шлюза Камского гидроузла в эксплуатацию – по западной нитке шлюза прошел первый катер «Камгэс-20.
Гайсин О.Д.

