Изменились ли ваши доходы за последние три месяца?
Куда вы тратите деньги после того, как оплатили все необходимые статьи расходов?
Цифра недели
Cквер у Пермского моторостроительного завода
В конце 1920-х гг. Авиа-трест Государственного Всесоюзного объединения Авиационной промышленности Наркомата по военным и морским делам, получивший задание найти на Урале место для строительства моторного завода, изучив несколько вариантов, остановился в своем выборе на Перми. 4 января 1930 г. Приказом Всесоюзного объединения Авиационной промышленности (ВАО) «Наркомвоенмора» №5 строящемуся заводу «М» в г. Перми присвоен №19. Постановлением Президиума Пермского Окрисполкома от 17 мая 1930 г. под строительство завода «М» отведен участок земли на 4 км. Сибирского тракта. 15 июня 1930 г. директор строительства завода «М» П.И. Чубуков вступил в должность, после чего началась большая и кропотливая работа по организации строительства моторостроительного завода в г. Перми завода.
За 18 месяцев на промплощадке предстояло возвести основные корпуса нового завода: механический, литейный цеха, административное здание и вспомогательные службы. Но мечтам и планам очень скоро пришлось опуститься на землю.
17 октября 1930 г. в ответ на запрос Государственного Всесоюзного объединения Авиационной промышленности (Г. В. А. О.) Управления строительного отдела Наркомата по военным и морским делам о состоянии строительства «завода М» Управление строительства сообщило: Промышленное строительство в 1930 г. не начато, остаток средств в сумме 10486 тыс. руб. перенесен на 1931 г. К концу лета 1931 г. по сведениям дирекции строительства завода №19 строительную программу по промышленному строительству трест «Теплобетон» не выполнил: по строительству административного корпуса из 500 тыс. руб. было освоено 30 тыс. руб. (или 6%); главного корпуса на 14,5%; и т.д.
Не последнюю роль в замедлении сроков строительства сыграл недостаток квалифицированных строительных кадров и стройматериалов, многие из которых – цемент, металл, кирпич – были строго лимитированы. Начальник строительства и первый директор завода «М» П.И. Чубуков вспоминал впоследствии: «В 1931 году мы начали строительство абсолютно без материалов, нуждаясь в каждом гвозде, каждой доске. Кирпич возили из Соликамска, так как мощностей «Красного строителя» не хватало».
Жизнь заставила растить собственные кадры строителей, создавать производство строительных материалов: при заводе появились лесопилка, завод бесцементных камней, песчано-гравийный карьер, арматурный цех и др. подсобные предприятия.
Усилия оказались не напрасны: во второй половине 1932 г. закончилось строительство корпуса механических цехов, и начался монтаж оборудования, поступавшего с предприятий нашей страны и из-за рубежа, прибыли кадры специалистов, проходившие стажировку на других заводах. В марте 1932 г. началась работа по освоению технологии производства мотора М-22. 5 ноября 1932 г. постановлением ГУАП завод №19 был введен в число действующих предприятий СССР.
5 ноября 1932 г. приказом по Всесоюзному Государственному Тресту «Авиастроения» № 173 завод №19 зачислен в строй действующих предприятий СССР.
5 ноября 1932 г. является отправной датой существования завода №19, преемниками которого являлись последовательно: государственный союзный завод № 19 им. Сталина (1935-1961 гг.), Пермский моторостроительный завод им. Свердлова (1961-1979 гг.), ППО «Моторостроитель» им. Свердлова (1979-1992 гг.) и ОАО «Пермские моторы».
Жилищно-коммунальное и культурно-бытовое строительство завода началось одновременно со строительством производственных сооружений. Для жилищно-коммунального строительства завода был выделен участок, где планировалось построить школу ФЗУ, фабрику-кухню, гараж, баню, клуб и десяток первых домов. То, чему предстояло появиться на месте лесного массива, являло собой город в миниатюре, и не простой, а воплотивший мечты архитекторов о городе будущего
Вместе с заводом росли поселки, в которых жили строители, рабочие и инженеры будущего завода. Первые дома были каркасно-засыпные, обшитые досками бараки.
В 1930 г. из срубленных тут же елей к юго-западу от промплощадки был построен временный барачный поселок на месте современных улиц Куйбышева и Чкалова. Застройка постоянного жилого поселка началась в 1932 г. по проекту, составленному «Трансстройпроект». В первом проекте рабочего поселка 1931 г. лишь нащупываются принципы будущих жилых районов. Вместо дворов-колодцев – прямые широкие улицы, застроенные аскетичными двух- и четырехэтажными домами, лишенными каких-либо украшений и скорее напоминающими казармы. Двухкомнатные квартиры с центральным отоплением, с дровяными печами плитами для приготовления пищи. Рядом с каждым домом для взрослых – дом для детей, воспитание которых государство полностью брало на себя. Рядом с жилыми домами спроектированы объекты социально-бытового строительства: механизированные прачечная и фабрика-кухня, призванные освободить обитателей поселка от бытовых проблем. Для культурного и физического развития жителей в поселке были предусмотрены школа, стадион, парк и Дворец культуры.
В ходе строительства проектировщикам пришлось отказаться от некоторых новаций, не выдержавших испытание жизнью. Однако большинство вошло в практику проектирования и строительства промышленных городов страны – в частности, поселок при заводе был отделен от производственных площадей санитарной зоной. Таким образом, поселок при заводе был своеобразным испытательным полигоном.
В 1930-е гг. поселок при заводе им. Сталина был заново спроектирован архитекторами Ленинградского отделения института проектирования городов и гражданских сооружений («Ленгипрогор») Шумилкиным, Синявером, Давыдовым и Пилявским. В центре поселка был спроектирован широкий проспект им. Сталина, застроенный благоустроенными домами, на склоне Данилихинского лога – Парк Культуры и отдыха. В поселке запланированы кварталы будущей жилой застройки четырех- пятиэтажными домами с двух- и трехкомнатными квартирами без проходных комнат, с кухнями, ванными, мусоропроводом, встроенными шкафами и подвальными помещениями, в которых располагались подсобные помещения и прачечные.
В 1930-е гг. таких домов было построено всего два: номера 9 и 10. В них поселяются элита предприятия – руководители служб, главные специалисты завода, летчики. И хотя подавляющее число моторостроителей жили в бараках, окружающих завод с двух сторон – поселок им. Леваневского – на востоке и поселок им. Громова – на юго-западе – все верили, что такими прекрасными и удобными домами будет застроен весь поселок завода им. Сталина. К концу 1930-х гг. кирпичными домами было застроено четыре квартала центрального поселка. «Соцгород» неуклонно продвигался в сторону Перми, стремясь слиться с районами старой городской застройки – он становится административным центром образованного в августе 1936 г. Сталинского района.
В 1930-е гг. работы по благоустройству и озеленению территории завода №19 были переданы по договору Пермскому отделению Уральского филиала треста «Госзеленстрой». Трест «Госзеленстрой» был организован 29 сентября 1931 г. согласно постановлениям ЭКОСО РСФСР и Коллегии при Наркомзем. Трест был организован без достаточной организационной подготовки, при отсутствии производственных баз и аппарата. В связи с этим в 1932 г. были приняты меры по комплектованию центрального аппарата с самостоятельными хозрасчетными единицами: цветочное хозяйство, Проектбюро, форсированию организации филиалов отделений и прорабских участков, обеспечению посадочными и семенными материалами для проведения весенних работ и организацию собственных производственных баз древесных питомников и цветочных хозяйств. В 1932 г. были созданы три областных филиала с отделениями, в т.ч. Уральский с 7-ю отделениями; созданы базы по выращиванию посадочного материала, в т.ч. в Уральской области – 3 питомника. Определена производственная программа филиалов треста «Госзеленстрой», в т.ч. и Уральского на осень 1932 – весну 1933 гг.
В июле 1933 г. трест «Госзеленстрой» разработал «Детальный проект планировки скверов у заводоуправления №19» с экспликацией зеленых насаждений.
9 июня 1934 г. директором строительства завода №19 Чубуковым был утвержден «Эскиз планировки у заводоуправления №19»
6 июля 1934 г. был разработан «Проект благоустройства территории завода» вдоль Первомайского проспекта на территории бывшей защитной зоны по обеим сторонам дороги и устроенного асфальтового тротуара согласовано устройство посадки древесных насаждений – лип в возрасте 15-20 лет. Посадки должны были быть произведены в шахматном порядке. В 1935 г. была разработана «Схема мощения дорог и асфальтирования тротуар в пределах зеленой зоны и жилого поселка завода №19» с разбивкой на очередность и указанием материала покрытия.
В 1937 г. была разработана «Схема сквера у заводоуправления». Схема датирована 22 сентября 1937 г. В экспликации к схеме указаны технико-экономические показатели: площадь сквера 2,3 га, указан характер и количество зеленых насаждений.
В 1937 г. представители Гос. Союз. Ордена Ленина з-да №19 им. И.В. Сталина Нач. АХО И.И. Коротеев и от Пермской конторы Госзеленстрой прораб П.С. Середа по заданию директора з-да № 19 Орлова В.Е. составили приемо-сдаточный акт, в том что: 1. Горзеленстрой на промплощадке против АДМ произвел устройство цветников вокруг фонтана 2. В зеленой зоне против ФЗУ и фабрики кухни: 1. устройство клумбы диаметром 12,45 м 130,6 кв.м. с посадкой пальмы. 3. Посадку кронистых деревьев возле дома заводоуправления тополь берлинский в количестве 56 шт. Со дня подписания акт охрана и уход за зелеными насаждениями полностью возлагались на заводоуправление…».
22 мая 1938 г., в связи с ростом коллектива завода им. Сталина и увеличением культурных запросов его работников на совещании у директора завода № 19 В.М. Дубова впервые обсуждалась концепция Дворца культуры завода. Совещание признало правильным, представленное архитектором И.А. Меерзон «Проектное задание по планировке площади клуба» и рекомендовало при дальнейшей работе над проектом «добиться более богатого оформления боковых крыльев Главного фасада, обратив особое внимание на боковой и задний фасады, учитывая, что клуб будет обозреваться со всех четырех сторон, т.к. за ним будет находиться вход в парк культуры и отдыха»
26 января 1940 г. Исполнительный комитет Пермского городского Совета депутатов трудящихся постановлением №49 утвердил Генеральный план жилого района у завода им. Сталина со следующими изменениями: вновь была подтверждена необходимость доработки площади перед заводоуправлением и согласовано место для постройки Дворца Культуры завода им. Сталина согласно генеральному проекту города
1930-е гг. – это период не только успехов и достижений в деле индустриализации страны, но и время необоснованных политических репрессий. После убийства С.М. Кирова в 1934 г. по всей стране прошла волна митингов и протестов под лозунгом: «заклеймить позором всех инакомыслящих». Набирает обороты «машина» по выявлению и ликвидации врагов народа. Аварии, объективные трудности освоения мотора – все списывалось на вредительство. На заводе царила обстановка недоверия, подозрительности и доносов. По воспоминаниям испытателя Ожгибесова: люди боялись зайти в испытательный цех, а на работу приходили с мешком на случай ареста, ведь любая техническая или организационная ошибка получала политическую окраску.
Заместитель директора по кадрам Морзо подготовил приказ об увольнении с предприятия 500 человек, у которых имелось «пятно» в биографии. Увольняли с формулировкой: «…дед литовец», «…отец священник», «…сын торговца», «…бывший военнопленный». Завод не выполнял план, в связи с этим Морзо обвинял директора завода Побережского в создании условий при внешне благополучной ситуации для быстрой парализации завода. Побережский был арестован и в августе 1938 г. расстрелян, место гибели его не известно до сих пор, реабилитирован посмертно в 1956 г.
Аресты руководства, сбои на испытаниях, невыполнение плана – все это привело к тому, что в 1939 г. в Москве принимается решение о снятии с производства моторов Швецова. Это был тяжелый удар и для конструктора, и для заводского коллектива.
Начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война поставила перед коллективом завода задачу скорейшего увеличения выпуска уже освоенных моторов и разработку новых. К полудню 22 июня 1941 г. наша авиация потеряла 1200 самолетов. Армия стремительно отступала вглубь страны. Правительство приняло решение об эвакуации предприятий оборонной промышленности в восточные районы СССР.
В июле 1941 г. Пермский моторостроительный завод принял 6 эвакуированных заводов и 2 конструкторских бюро (Сухого и Туполева). В годы Великой Отечественной войны моторостроителям было не до благоустройства. Приходилось принимать оборудование эвакуированных заводов, расселять прибывающих с эшелонами эвакуированных рабочих и их семьи, строить для них временное жилье. Завод в два раза по сравнению с довоенным периодом увеличил выпуск продукции.
Рабочие не покидали цехов, пока не выполняли установленные и постоянно увеличивающиеся задания. На заводе организуется обязательный военный всеобуч – после 12-часовой рабочей смены все рабочие, служащие, инженеры отправляются на военные занятия. Несмотря на тяжелые условия работы, коллектив работал с огромной отдачей. В первые же дни войны начинает развиваться движение «двухсотников». Смысл его выражается формулой: «Делай норму за себя и за товарища, ушедшего на фронт». На заводе было создано более 160 бригад, работающих по-фронтовому, их девиз: «В труде как в бою». Условия работы были тяжелыми: не хватало одежды, питания. В 1942 г. завод возглавил легендарный директор А.Г. Солдатов. По приказу Солдатова каждому рабочему в принудительном порядке давали витаминный напиток, который готовили из пихтовой лапки, чтобы спасти людей от цинги. На заводе наладили выпуск специальной обуви – ботинок на деревянной подошве, к которой набивался верх из плотной ткани или свиной кожи. В 1942 г. началось социалистическое соревнование предприятий отрасли за переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Только в том году завод, завоевав его, удерживал 7 месяцев подряд, а всего за период войны – 19 раз.
Массовый уход добровольцев на фронт и наращивание производства создавали дефицит кадров. Их заменили женщины и подростки. Получали они за свою работу карточки по 20 гр. крупы на сутки, 50 гр. хлеба. Подростки работали наравне со взрослыми, их численность составляла от 50% до 80% списочного состава цехов. Ежедневно завод выпускал 30-36 штук моторов на фронт, собранных руками подростков. В 1943-44 гг. для выполнения все возрастающего задания ГКО на завод приезжают выпускники ремесленных училищ. Для того, чтобы удержать молодежь, создать им нормальные условия проживания, на заводе создают так называемые «Юнгородки».
Основным жильем в Юнгородках были домики барачного типа с минимумом благоустройства и коммунальных удобств, но все же они решали вопросы, связанные с воспитанием, обучением, развитием культуры и спорта. Юнгородки находились в микрорайоне Крохалева, Леваневского и на месте сквера ост. Обвинская, у южных проходных завода. В ноябре 1944 г. Солдатов принял в своем кабинете лучших молодых рабочих завода, их едва видно из-за высокого стола. Молодые ребята, 97 человек от 12 до 16 лет, получили высокую награду от директора – по паре валенок и по банке компота. Для них, живущих в бараках и получающих карточки на хлеб, это был лучший подарок.
Доблестный труд моторостроителей в 1941-45 гг. достойно венчает вторая награда – орден Красного Знамени, а знамя ГКО было навсегда передано коллективу.
После войны одной из важных задач на заводе стала ликвидация завалов стружки, во время войны вывозить ее было некому. В годы войны сваливали мусор и стружку прямо у корпусов и за 4 года накопили огромные залежи. Для скорейшей ликвидации завалов была разработана воздушная дорога» для вывоза стружки и мусора, при помощи субботников и «воздушной дороги территория завода в короткий срок была полностью очищена и «превращена» в город-сад. Всего с территории завода за время субботников было вывезено 120 тыс. куб.м стружки. 22 апреля 1949 г., директор завода А.Г. Солдатов, выступая перед активом завода, сообщил, что завод в 1948 г. приступил к работам по благоустройству территории завода и поселка: «Партия всегда, даже в самые трудные годы войны, непрестанно заботилась об улучшении быта … Однако нам придется сделать еще очень много, чтобы сказать, что мы у цели. Работа по улучшению быта и благоустройству нами сейчас должна вестись с такой же настойчивостью и инициативой, какую мы все проявляли при выполнении производственных программ. … В годы войны мы сделали большую работу по созданию мощных вооруженных сил, обеспечивших победу нашего государства над фашистской Германией. Сейчас весь наш народ работает над восстановлением хозяйства, пострадавшего от войны. Но есть такая работа, которая непосредственно нашему простому человеку не видна, и есть такая работа которая ему непосредственно – видна. Скажем, к такой работе относится – работа по улучшению быта. Мы в прошлом году начали работу по благоустройству Средства по титульному списку капстроительства и ремонта каждому предприятию отпускают огромные. Как правило, завод эти средства полностью не использует, и директор может, если, конечно, захочет, кое-что из них использовать. В прошлом году мы так и поступили, но, в отличие от установившегося порядка, сначала выполнили работу, а потом поставили вопрос о ее финансировании. Мы отчетливо себе представляли, что идем на конфликт с установками Министерства, но мы убеждены, что нам все простят, если мы работы выполним…».
А.Г. Солдатов сообщил, что в 1948 г. на промплощадке завода заасфальтировано дорог и тротуаров – 13.900 кв.м., посажено деревьев – 1200 шт., кустарников – 15000 шт.; на фабрике кухне созданы и прекрасно меблированы ресторан, зал для общих столовых и закусочная типа «Американка»; в заводских поселках поставлено чугунных решеток – 16800 м, заасфальтировано дорого и тротуаров – 26600 кв.м., высажено деревьев – 2200 шт., кустарников – 35000 шт., заселено новой жилплощади – 5339 кв.м. или 172 квартиры и расселено 260 семей; Больничному городку передано 6 каменных 2-х этажных домов общей площадью 5540 кв.м., городок огорожен красивым забором из чугунных решеток на каменном цоколе длиной 506 м, созданы ночной туберкулезный санаторий на 90 коек, ночной профилакторий на 90 коек, больница по разным специальностям на 206 коек, площадка благоустроена. Всего заводом в 1948 г. уложено асфальта 40400 кв.м., израсходовано нефтебитума 450 тонн, гравия 500 вагонов, щебенки 600 вагонов, общие затраты только на благоустройство составили 4314 тыс. руб. На активе также был принят план работ по благоустройству поселка на 1949 г.: уложить асфальта на дороги и тротуары – 45600 кв.м., установить решеток 9700 м., посадить деревьев и кустарников 30000 шт.
Одним из красивейших уголков поселка моторостроителей к началу 1950-х гг. стал сквер по ул. Чкалова между улицами Куйбышева и Героев Хасана. Его территория несколько десятилетий любовно обустраивалась работниками завода: «На месте бурно разросшегося бурьяна протянулись ровные линии будущих аллей, ограниченные аккуратными цементными переборками, уже вырисовываются клумбы…».
В 1930-е гг. на площади у центральных проходных Пермского моторостроительного завода по Первомайскому проспекту (в 1950-е гг. проспект им. Сталина, в настоящее время южная часть Комсомольского проспекта) был разбит и благоустроен сквер, перед заводскими проходными и заводоуправлением возвышалась скульптура Сталина.
11 сентября 1957 г. появился указ Президиума Верховного Совета СССР «Об упорядочении дела присвоения имен государственных и общественных деятелей краям, областям, районам, а также городам и другим населенным пунктам, предприятиям, колхозам, учреждениям и организациям». В преамбуле указа было отмечено, что в деле присвоения административным центрам, предприятиям, колхозам, учреждениям и организациям, учебным заведениям имен советских государственных и общественных деятелей были допущены крупные недостатки и отступления от Ленинских традиций. Ленин учил советских людей быть скромными и сам был образцом скромности и простоты, непримиримым противником возвеличивания его имени: «Вы не можете представить себе до какой степени неприятно мне постоянное выдвигание моей личности». «При жизни В.И. Ленина его имя не присваивалось ни одной области, ни одному району или городу. Впервые имя Ленина было присвоено городам Ленинград и Ульяновск после его смерти в 1924 г., в знак огромной любви трудящихся к своему вождю и учителю и в целях увековечивания его памяти и в последующие годы по просьбам трудящихся в исключительных случаях некоторым городам, районам, предприятиям, колхозам, учреждениям были посмертно присвоены имена отдельных видных государственных и общественно-политических деятелей, что являлось одной из форм признания народом их выдающихся заслуг и выражением доверия трудящихся к Коммунистической партии». «Однако в период распространения культа личности имена государственных и общественных деятелей еще при их жизни стали присваиваться большому количеству районов, городов, поселков, предприятиям, колхозам, учебным заведений». «Такая практика ведет к неправомерному возвеличиванию отдельных личностей, умаляя роль партии как коллективного руководителя и организатора масс, не способствует правильному воспитанию кадров в духе партий скромности».
«В целях устранения имеющихся недостатков и установления надлежащего порядка в деле присвоения имен государственных и общественных деятелей краям, областям, районам, а также городам и другим населенным пунктам, предприятиям Президиум Верховного Совета СССР постановил:
«1) Признать необходимым прекратить в дальнейшем присвоение краям, областям, районам, а также городам и другим населенным пунктам, предприятиям, ж/д станциям, колхозам, учреждениям, учебным заведениям и организациям имен государственных, общественно-политических деятелей, деятелей науки и культуры при их жизни.
2) установить, что впредь присвоение имен в соответствии со ст. 1. настоящего указа может производиться только посмертно в целях увековечивания памяти особо выдающихся государственных, общественно-политических деятелей, защитников родины, героев труда, деятелей науки и культуры и лишь в исключительных случаях по ходатайствам трудящихся, а также советских и общественных организаций в следующем порядке:
а) краям, областям, районам, а также городам и другим населенным пунктам присвоение имен производится Президиумами Верховных Советов союзных республик;
б) госпредприятиям, железнодорожным станциям, учреждениям и другим объектам и организациям общесоюзного значения … Советом Министров СССР и т.д.
3. считать целесообразным произвести переименование областей, краев, районов, городов и других населенных пунктов, которым присвоены имена ныне здравствующих государственных и общественных деятелей и т.д. В связи, с этим указом, город Молотов в октябре 1957 г. был переименован и получил свое историческое название город Пермь…
В 1950-е гг. в Перми были представлены памятники монументальной скульптуры с изображениями политических и общественных деятелей советского государства:
в Сталинском (Свердловском) районе у сада им. Горького, со стороны ул. Карла Маркса (Сибирской) – статуя пролетарского писателя М. Горького, со стороны ул. Газеты «Звезда» – статуя Сталина и со стороны Комсомольского проспекта – статуя Ленина, на площади перед школой № 9 – статуя Ленина; на площади перед заводоуправлением завода им. Сталина – статуя Сталина и перед заводом им. Калинина – статуя Калинина;
в Кагановичском (Дзержинском) районе: перед заводом им. Дзержинского – статуя Сталина, на площади перед зданием университета – статуи Ленина и М. Горького; на площади перед вокзалом станции Пермь 2-я: у входа со стороны города – статуя Сталина и со стороны моста – статуи Ленина и Сталина; со стороны Главного пути бюсты В.И. Ленина, И.В. Сталина, В.М. Молотова и со стороны Горнозаводского пути – статуя Сталина; в сквере у 2-й клинической больницы – статуя Ленина; в сквере областной клинической больницы, угол ул. Пушкина и Куйбышева – статуи Ленина и Сталина;
в Молотовском (Мотовилихинском) районе: у заводоуправления завода им. Молотова (АО «Мотовилихинское заводы») бюст В.М. Молотова и у доски показателей скульптура Сталина в рост; в саду им. Свердлова скульптуры «Ильич», Ворошилов и Сталин; в Рабочем поселке, перед поликлиникой Санпросвет – скульптура Сталина.
По мнению членов комиссии, в состав которой вошли Серебренников, Загородников, Шапошников, Глухих, Рылова, Кузнецова, «большинство скульптур из числа массовых многообразных отливок из цемента, были «малоизобразительны». Многие скульптуры покрыты алюминиевым порошком, что еще больше снижает пластические свойства скульптуры. Многие скульптуры поставлены не по месту, без постамента. Все это отрицательно говорит о скульптурном убранстве города. Необходимы меры по приведению в порядок более или менее пригодных скульптур, в частности, тонировать скульптуру под бронзу или в цвет (из серебра). Требуется убрать плохие скульптуры и поставить статуи подлинно художественного и высокого идейного содержания».
Вероятно, на рубеже 1950-1960-х гг., после решений ХХ съезда КПСС, осудившего культ личности И.В. Сталина, памятник И.В. Сталину на площади перед заводоуправлением моторостроительного завода им. Сталина был демонтирован.
В конце 1950-х гг. в сквере Пермского моторостроительного завода, на пересечении улицы Чкалова и Комсомольского проспекта началось создание мемориала в честь деятелей коммунистической партии и советского государства, авиационной промышленности, сыгравших значительную роль в развитии Пермского моторостроительного комплекса. В 1959 г. в сквере были установлены два памятника-бюста: 1-й – на углу ул. Куйбышева и Чкалова – памятник ведущему авиаконструктору моторостроительного завода, депутату Верховного Совета СССР А.Д. Швецову (работы скульптора А.В. Чествилова), 2-й – на углу ул. Героев Хасана и Чкалова – памятник государственному советскому деятелю, наркому тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе, по инициативе и под руководством которого в 1930-е гг. в Перми был построен моторостроительный завода (работы скульптора С.К. Колюпанова).
4 ноября 1977 г. в центральной части сквера был открыт памятник-бюст выдающемуся партийному и советскому государственному деятелю, первому председателю ВЦИК Я.М. Свердлову (работы скульптора Ю.Ф. Екубенко).
26 июня 2007 г. в сквере по ул. Чкалова был открыт бюст-памятник ведущему конструктору предприятия П.А. Соловьеву и 11 июня 2009 г. открыт бюст-памятник легендарному директору завода № 19 А.Г. Солдатову, возглавившему завод в тяжелые годы Великой Отечественной войны (оба бюста работы скульптора Б.А. Петрова).
Все бюсты имеют линейную композицию по оси центральной аллеи. Все бюсты, за исключением бюста Я.М. Свердлова, расположены в центре клумбы круглой формы, по периметру которой организовано движение пешеходов. Бюст Я.М. Свердлова, общей высотой 5,7 м, высота постамента 4,05 м, сечение постамента 0,5х0,7 м, расположен в центре круглой (диаметром 36 м) асфальтированной площадки по оси Комсомольского проспекта. Ширина проезжей части ул. Чкалова с тротуарами – 65 м, ширина сквера – 95 м, ширина Комсомольского проспекта между линиями застройки – 100 м. Соотношение открытых пространств ул. Чкалова и Комсомольского проспекта и габаритов бюста Я.М. Свердлова, замыкающего ось проспекта, свидетельствуют о его несомасштабности территории. Также установлено, что все бюсты, за исключением бюста Я.М. Свердлова – погрудные на квадратном в плане постаменте высотой около 2,5 м со стилобатом. Бюст Я.М. Свердлова – оплечный, что существенно отличает его от остальных. По результатам технического осмотра «Бюста Я.М. Свердлова» и «Бюста Г.К. Орджоникидзе» установлено неудовлетворительное состояние постаментов обоих объектов. Состояние «Бюста А.Д. Швецова» признано удовлетворительным (реставрационные работы проведены в 2008 г.).
В рамках благоустройства сквера и создания упорядоченной скульптурно-мемориальной композиции разработчиками Научно-проектной документации (ООО «Пермстроймет+») предлагается установить по оси Комсомольского проспекта и сквера вдоль ул. Чкалова новый масштабный мемориальный объект, посвященный 80-летию Пермского моторного завода – боевую машину МиГ-31 на арочном постаменте высотой 7,8 м.
В целях сохранения объекта культурного наследия «Бюст Я.М. Свердлова» Научно-проектной документацией предлагается осуществить замену постамента с сооружением его на месте недействующего фонтана между существующими бюстами Г.К. Орджоникидзе и А.Г. Солдатова (смещение вдоль оси сквера на 134 м к востоку). Таким образом формируется трехчастная композиция из бюстов, посвященных советским государственным деятелям.
В целях уравновешения данной композиции в западной части сквера научно-проектной документацией предлагается сооружение оплечного бюста легендарного летчика, Героя Советского Союза В.П. Чкалова, посещавшего завод в 1937 г. и способствовавшего признанию его продукции или директору Пермского моторостроительного завода Изгагину.
В память пребывания в нашем городе в 1937 г. легендарного летчика В.П. Чкалова дирекция, партийный и профсоюзный комитеты, первичная организация ВООПИК моторостроительного завода им. Я.М. Свердлова в начале 1975 г. обратились с ходатайством к Пермскому городскому отделению ВООПИК о принятии решения об установлении мемориальной доски на жилом доме №42 по ул. Чкалова в память летчика-испытателя, Героя Советского Союза В.П. Чкалова. Ходатайство было подписано: директором з-да Изгагиным, секретарем парткома Петуховым, секретарем профкома Мальгиным и зам. Председателя первичной организации ВООПИК з-да Михеевым
К «ходатайству» была приложена «Краткая биография Героя Советского Союза В.П. Чкалова»: « Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 г. в с. Васильево Горьковской области в семье рабочего. В 1919 г. добровольцем вступил в ряды Красной Армии, работал в бригаде сборщиков самолетов авиационного парка в Нижнем Новгороде.
В 1921 г. поступил в авиационную школу. В июне 1924 г. назначен в Краснознаменную истребительную эскадрилью, где прославился как искусный летчик – истребитель при выполнении сложных и важных заданий. С 1933 г. работал на авиационном заводе в Москве. Вместе с другими летчиками впервые осуществил полет на самолете авианосце (тяжелый бомбардировщик с истребителями, прикрепленными на крылья). При испытании самолетов Чкалов не раз попадал в трудное положение, но его самообладание, выдержка, высокое мастерство и знание машин помогали ему выходить победителем. Всего Чкалов испытал 70 систем самолетов, причем вместе с конструкторами он участвовал в их создании и совершенствовании.
20-22 июля 1936 г. экипаж в составе Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва – Петропавловск на Камчатке. На обратном пути самолет пробыл в воздухе 48 часов 25 минут, пролетев 7670 км. Всему экипажу было присвоено звание Героев Советского Союза. 18-20 июня 1937 г. экипаж самолета АНТ-25 под командованием Чкалова совершил беспосадочный перелет Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс, пройдя за 63 часа 12 тыс. км воздушного пути и установив тем самым мировой рекорд дальнего полета без посадки.
Валерий Павлович Чкалов был не только талантливым летчиком, но и государственным деятелем. Будучи Депутатом Верховного Совета, он постоянно бывал у своих избирателей, в авиационных частях и на авиационных заводах, выдвигал и решал важные проблемы, связанные с развитием советской авиации. В.П. Чкалов погиб на боевом посту 15 декабря 1938 г. во время испытания нового скоростного самолета истребителя. Награжден двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени»
1 апреля 1975 г. решением Исполнительного Комитета Свердловского районного Совета депутатов трудящихся за № 143а «Об установке мемориальной доски на доме №42 по ул. Чкалова в память о летчике испытателе Герое Советского Союза В.П. Чкалове» решено: «Принять предложение администрации з-да им. Свердлова об установлении мемориальной доски на доме № 42 по ул. Чкалова в память о летчике испытателе Герое Советского Союза В.П. Чкалове, побывавшем в гор. Перми и на заводе им. Я.М. Свердлова с текстом «Улица им. В.П. Чкалова названа в честь Героя Советского Союза летчика испытателя, совершившего первый беспосадочный полет Москва – США в 1937 году». Просить Пермский Горисполком установить указанную мемориальную доску»
В честь В.П. Чкалова в Перми, по данным составителей справочника «Мемориальные доски Перми», установлены три мемориальные доски:
1) На здании школы №22 ул. Сибирская, 80, которую в 1937 г. посетил Чкалов
2) На здании д/с № 50 ул. Коминтерна, 4, который в 1937 посетил Чкалов и
3) На здании жилого дома по ул. Чкалова, 42 с информационной надписью: «улица названа в честь /Героя Советского Союза/ В.П. Чкалова – летчика, / впервые совершившего / беспосадочный перелет Москва – США в 1937 году»
Таким, образом, установка памятника легендарному летчику-испытателю В.П. Чкалову на улице, носящей его имя, была бы логичным завершением комплекса мемориальных памятников, где представлены ключевые фигуры, внесшие свой вклад в развитие отечественного авиамоторостроительного комплекса:
Я.М. Свердлов – советский государственный и партийный деятель, глава правительства – председатель ВЦИК в 1918-1919 гг., заложивший основы советской государственности.
Г.К. Орджоникидзе – советский государственный и партийный деятель, в 1930 г., возглавивший Высший Совет Народного хозяйства, с 1932 г. нарком тяжелой промышленности СССР, под руководством которого происходила социалистическая индустриализация, лично курировал вопросы строительства завода №19 им. Сталина.
А.Д. Швецов – первый генеральный конструктор с 1934 по 1953 гг., с которым был связан период становления Пермского моторостроительного завода, в тяжелые годы Великой Отечественной войны МКБ Швецова, по сути дела выиграло «войну моторов» и снабдило отечественную авиацию качественно лучшими моторами, нежели у противника.
П.А. Соловьев – второй генеральный конструктор Пермского моторостроительного завода с 1953 по 1997 гг., с которым был связан период качественного обновления отечественного двигателестроения. Двигатели конструкции Соловьева отличались своей надежностью, долговечностью, экономичностью. Заложенные в них технические идеи на десятилетия вперед определили высокий уровень отечественного двигателестроения, его конкурентоспособность на мировом рынке авиационной техники.
А.Г. Солдатов – легендарный директор Пермского моторостроительного завода, возглавивший его в тяжелый период Великой Отечественной войны (с 1942 по 1952 гг.). Под руководством Солдатова коллектив завода освоил и серийно выпускал моторы, разработанные МКБ Швецова. В годы войны коллектив завода неоднократно побеждал в соцсоревновании и награждался знаменем Государственного комитета обороны (1942-1945) и орденом Красного Знамени (1945). В 1944 г. А.Г. Солдатову было присвоено звание генерал-майор инженерно-авиационной службы; его вклад был высоко оценен правительством: награжден орденами Ленина (1943, 1949), Кутузова I степени (1945) и Отечественной войны I степени (1945); в 1949 г. удостоен Государственной премии СССР.
В качестве предложения от дирекции Пермского моторостроительного комплекса высказано мнение об установки памятника директору завода им. Я.М. Свердлова Изгагину (с 1970-1980-е гг.) – вероятно это было бы логичное завершение комплекса сквера Моторостроителей, но памятуя о вышеназванном Указе Верховного Совета СССР, можно было бы рекомендовать дирекции и общественности Пермского моторостроительного комплекса пойти по пути установки информационно-мемориальных досок на здании заводоуправления всем директорам завода, начиная с первых директоров завода: Чубукова, Побережского, Орлова, Дубова и др., снабдив доски краткой биографической справкой о времени нахождения их на директорском месте и о той роли, которую они сыграли в жизни завода. Примерно так, как это сделано на другом крупнейшем предприятии оборонного комплекса г. Перми «Мотовилихинские заводы».
О.Д.Гайсин
