Изменились ли ваши доходы за последние три месяца?
Куда вы тратите деньги после того, как оплатили все необходимые статьи расходов?
Цифра недели
Дача архиерейская с церковью и надворными постройками. Пермь, Кировоградская, 194
Княж-Владимирская православная церковь построена в 1904-1906 г. как домовая церковь Пермского Епархиального архиерея при Архиерейской даче в дачной местности –Усть-Курья Оханского уезда Пермской губернии. Географический термин «Курья» на рубеже XIX-XXвв., по объяснению автора «Географического и статистического словаря Пермской губернии» Н.К. Чупина, был довольно распространен в Пермской губернии и имел, по крайней мере, три значения: 1) длинный и узкий речной залив; 2) рукав, или проток реки, отделившийся от нее и впадающий потом в нее же; 3) старое русло реки, если она проложила себе новое, т.е. в значении «старица».
Урочище Усть-Курья, или Нижняя Курья, на рубеже XIX-XX вв. в административном отношении входили в состав Мысовской в. Оханского у. Пермской г., а по праву земельного владения входили в состав казенной дачи Пермского Пушечного завода. В верхней части урочища прежде был заложен «курень», и заготовлялись дрова и уголь для Мотовилихинского завода. В урочище также находился перевоз через Каму, позднее перенесен к городской спасательной станции. От Курьи проходила проселочная дорога от Перми в ближайший населенный пункт Оханского у. д. Заборная.
П.А. Вологдин сообщает о возникновении дачного поселка в урочище «Курья»: «Верстах 12 от города Перми, вниз по течению Камы, где она главным руслом отошла от правого возвышенного берега, вследствие чего под самым крутиком этого берега образовалась «курья» – ряд узких и длинных озер и таких же болот. Курья отделяется от русла Камы значительным песчаным озером, затопляемым весной. Устье Курьи, т.е. слияние с главным руслом реки, представляет хотя и небольшой, но прекрасный затон для зимовки пароходов». В 1878 г. по заявлению Главы «Товарищество Бр. Каменских» Федора Козмича Каменского часть оброчной статьи с участком в три десятины была сдана ему для устройства затона для зимовки пароходов Товарищества Бр. Каменских.
Мысль использовать Курьинское урочище для устройства дачного поселения возникла в 1889 г. и принадлежала она управляющему государственными имуществами Пермской губ. И.Я. Голынец. В 1890 г. часть Курьинского урочища по берегу р. Камы, площадью 6,93 кв. верст земли была принята из Горного ведомства и тотчас же предложена к торгам на отдачу в аренду с 1891 по 1915 гг. Результаты торгов превзошли все ожидания: сразу же было законтрактовано все 27 усадебных участков площадью от 444 до 888 кв. саж.по цене от 5 руб. 55 коп.и до 25 руб. 15 коп. за участок.
К 1894 г. все 27 дачных участков в Усть-Курье были застроены дачными домиками, представляющими весьма живописный вид с р. Камы: «В эстетическом отношении Курьинский берег, живописный сам по себе, открывает взору весьма широкий горизонт – вверх по Каме город Пермь с дымящейся вечно колыбелью пушек – Мотовилихой, виден как на ладони, внизу панорама еще шире – на левом берегу белеют церкви сел Муллинских и Ново-Ильинского…».
По сообщению летописца Перми В.Н. Трапезникова, дач в Усть-Курье, или Нижней Курье, «в короткое время оказалось 155». Владельцами их явились пермские купцы, крупные чиновники губернского правления и горного ведомства, высокооплачиваемые представители высших слоев интеллигенции – врачи, адвокаты и проч. Представители низкооплачиваемых слоев интеллигенции и мелкого чиновничества осваивалось дачное место напротив Мотовилихи, названное в противоположность Нижней – Верхняя Курья, хотя никакой речной заводи или «Курьи» здесь не было и в помине
5 августа 1894 г. дачное место Усть-Курья посетил Преосвященный Петр Епископ Пермский и Соликамский, которому так понравилась местность, что он избрал это место для своей летней резиденции. Н.Г. Славянов, Горный начальник Пермских Пушечных заводов, написал на обороте своей визитки записку, адресованную Преосвященному Петру Епископу Пермскому и Соликамскому: «Ваше Преосвященство. По выраженному Вами согласию Мы отправляемся сегодня на пароходе «Пушкарь» в Курью и подъедем к берегу у Собора между 4 и 41/2 часами по полудни. В ожидании свидания на пароходе, остаюсь с глубочайшим почтением и преданностью. Ваш покорный слуга Н. Славянов. 5 авг. 94 г.»
В поездке на пароходе Пермских Пушечных заводов «Пушкарь» Владыке сопутствовали из лиц духовных: игумен Соликамского монастыря архимандрит Тихон, ректор духовной семинарии протоиерей К.М. Добронравов, иеромонах Иероним и иеродиакон Вениамин, из светских – управляющий государственными имуществами Пермской губернии действительный статский советник Л.Я. Голынец с чиновником управления государственными имуществами Пермской губернии зав. делопроизводством по казенным оброчным статьям П.А. Вологдиным и горный начальник Пермских пушечных заводов статский советник Н.Г. Славянов с несколькими служащими этих заводов, горными инженерами и лесничим Мотовилихинской горнозаводской дачи П.П. Кавадеровым, коммерции советник А.Г. Каменский и др. лица.
Цель их поездки … «состояла в избрании места для предполагаемого сооружения в этом новообразовавшемся дачном поселении церкви. В настоящее время окончательно отстроенных (изящной архитектуры) и обитаемых дач насчитывается 27, число обитателей достигает 150 человек. Необходимость постройки церкви очевидна уже и при настоящем числе обитателей дач лиц, принадлежащих исключительно к интеллигентному классу, и между которыми не мало особ привыкших посещать храм Божий. Для таких лиц не удовлетворение религиозного чувства общественной молитвой в церкви, при торжественном богослужении особенно ощутительно здесь в воскресные дни и праздники и составляет можно сказать настоящее лишение. И в самом деле, что за праздник, когда не слышишь ни благовеста, ни молитвенного пения в церкви!».
Сооружение церкви в Курьинском дачном поселке имелось в виду еще при распланировке дачных участков земли, была оставлена особая площадка между верхними кварталами поселка, не застроенная и ныне. «Хорошо бы здесь построить церковь». Так говорил посетивший 10 июля 1894 г. курьинские дачи член совета министра земледелия, тайный советник Тройницкий, заметивший недостаток в храме. И вот проходит после этого 1 месяц, как благодаря неутомимой заботливости Преосвященного Петра о нуждах его паствы, осуществлению этого желания уже положено начало. После тщательного осмотра всей дачной местности вместе со спутниками, и взвесив совет каждого из них, Преосвященный Петр избрал место, где приличествует быть храму. Место это находится на самом берегу Камы, в 15 саженях от обрыва берега, на высоком холме, находящемся в интервале между заселенными уже и вновь застраиваемыми кварталами. Подошву холма омывает ключ (родник с чистой как хрусталь водой), протекающий по оврагу, который вместе служит и спуском (съездом) к р. Каме. С холма открывается прелестная панорама на реку, город Пермь и на левый луговой берег. По общему предложению о. Архимандрита Тихона и по общему соглашению присутствующих храм решено построить во имя Святителя Тихона Задонского Чудотворца. При церкви предполагается построить небольшой архиерейский домик и в глуби рощи кельи для монашествующих.
21 сентября 1894 г. Преосвященный Петр Епископ Пермский и Соликамский в письме за №746 на имя Управляющего гос. имуществами Пермской губ.писал: «Благодаря инициативе Вашего Превосходительства и неустанным заботам об устроении вверенных Вам государственных имуществах, в окрестностях г. Перми, на берегу р. Камы при урочище Усть-Курья, в короткое время возникло целое дачное поселение, быстро увеличивающееся, и…, в будущем имеющее разрастись в большое пригородное селение.
Владыка сообщил, что в течение минувшего лета 1894 г. он дважды посетил «это прекрасно устроенное новое поселение, причем проживающими на дачах гражданами г. Перми заявлено мне о благовременности и необходимости сооружения Св. храма в сем месте, не имение которого в близком расстоянии лишает обитателей дач… до 150 человек, возможности удовлетворять свои религиозные чувства молитвой в храме. Неудовлетворенность этого особенно тягостна для дачников в воскресные и праздничные дни, которые при отсутствии церкви ничем не выделяются из однообразия будничной жизни. Отсутствие храма тягостно также для особ пожилых и больных, которых тоже не мало в числе обитателей дач…». В связи с этим Архипастырь взял на себя непосредственно инициативу ходатайства об отводе участка земли в Курьинской даче под устройство Св. храма посредством Архиерейского дома, при содействии местных дачных обитателей и других богомольцев. При каковом храме признано нужным одновременно устроить и помещение для летнего пребывания Пермских Архипастырей … где вполне прилично быть Архиерейскому помещению и храму, как местности удаленной от шума городского и даже дачного…».
В 1902 г был предоставлен участок казенной земли в дачной местности Ниж. Курья в бесплатное пользование Архиерейскому дому под устройство дачи епархиального архиерея, домовой церкви и келий монашествующих. 13 июля 1904 г. состоялась закладка здания Архиерейской дачи и церкви во имя святителя Тихона Задонского и Св. Равноапостольного Князя Владимира по проекту, разработанному Строительно-техническим бюро А.Б. Турчевича, и по контракту, заключенному Преосвященным Иоанном с подрядчиком Анцигиным. В начале 1905 г. в связи с внезапной кончиной Преосвященного Иоанна, который единолично контролировал процесс строительства церкви и архиерейской дачи в Нижней Курье, было решено продолжать строительство посредством Строительного комитета.
8 февраля 1905 г. состоялось 1-е заседание комитета, в котором участвовали: председатель, эконом Пермского Архиерейского дома Иеромонах Хрисанф, священники Дмитрий Введенский – избран казначеем и Федор Попов, миряне А.Б. Турчевич и В.К. Сорокин и секретарь Епархиального архиерея Ник. Кузнецов. Строительный Комитет, заслушав рапорт о. Хрисанфа, представившего наличные деньги по постройке церкви и дачи в Курье на сумму 738 руб. 22 коп.приходо-расходные книги, счета и др., постановил: рапорт принять к сведению, деньги принять на приход и приходо-расходные документы хранить при делах Комитета. В связи с тем, что члены Строительного комитета были не знакомы с обстоятельствами строительства церкви и дачи в Курье, было решено поручить А.Б. Турчевичу составить подробный технический отчет по строительству: «какие работы исполнены и какие требуется исполнить? какие счета за работы и материалы оплачены и какие следует оплатить?».
21 марта 1905 г. состоялось второе заседание Строительного комитета, которое заслушало отчет А.Б. Турчевича о постройке церкви и дачи в Курьях: «исполнено работ подрядчиком Анцигиным на сумму 5950 руб., из них им получено 4500 руб.; кроме уплаченных Преосвященным Иоанном за Анцигина 2 тыс. руб. долга в счет платы рабочим;произведены работы хозспособом в т.ч. считая материал на сумму 6066 руб. 14 коп.; не окончено работ на сумму 4384 руб. 14 коп.; не оплачено счетов за работы и материалы 2361 руб. 80 коп (перечеркнуто и показана новая сумма 911 руб. 75 коп.) за искл. выданных Анцигину 2 тыс. руб. на сумму 361 руб. 80 коп. Остались не исполненными работы: по постройке главного здания обшивка фасада на 938 руб. 55 коп., окраска 372 руб., и внутренняя штукатурка здания 2339 руб. 66 коп., всего на сумму 3695 руб. 21 коп., не вкл. расход на постройку служб и ограды».
18 октября 1905 г. Главноуправляющий Пермским нераздельным имением графа С.А. Строганова Н.С. Конюхов сообщил Преосвященному Никанору по поводу его прошения о бесплатном отпуске 150 пуд кровельного железа на достройку храма в Курьях резолюцию Владельца имения "Весьма сожалею, но исполнить не могу".
В 1906 г. была составлена Ведомость о лицах оказавших материальное пожертвование на постройку церкви – дачи в д. Курьях.
1. Вдова Ком.сов. Е.И. Любимова – 1000 руб.
2. Ком.сов. А.П. Кропачев – 1500 руб
3. Перм купец М.М. Камчатов – 800 руб.
4. Перм купец П,С. Жирнов – 2000 руб.
5. Перм город Голова И.Н. Суслин – 350 руб.
6. Стат. Сов. А.В. Синакевич – 100 руб.
7. Перм. купец Григ. Вас. Бердинский – 1000 руб.
8. Вдова чиновника Маргарита Максим. Рейнах – 100 руб.
9. Перм. купец Д.С. Жирнов – 1000 руб.
10. Перм. купец Ал-др Евграф. Тупицын – 100 руб.
11. Купец Конст. Ильич Назаров – 200 руб.
12. Куп.жена Е. Щукина – 200 руб.
13. Купец Вас. Мих. Гредякин – 50
14. Священник Мотовилих. з. Николаев ц. Вас. Иван. Теологов – 25 руб.
15. Крест. Диомид Кононович Аликин – 25 руб.
16. Пот.почет гражд. Вас. Иван. Шайдуров – кирпич 17 тыс. шт.
Итого было собрано материалами – 17 тыс. шт. кирпича и денег 8450 руб.
Среди храмов Пермской епархии эта церковь занимала особое место: она была призвана удовлетворять религиозные потребности жителей дачного поселка, в основном лиц, принадлежащих «интеллигентскому классу». Здание церкви было освящено 18 июня 1906 г. в честь Св. Равноапостольного князя Владимира и святителя Тихона Задонского.
В просторечии ее называли просто Владимиро-Тихоновской или Князе-Владимирской дачной церковью. Зданием деревянная, колокольня над самой церковью».
К 1918 г. здание церкви нуждалось в ремонте. Престолов в ней был один освящен во имя Св. Равноапостольного Князя Владимира и Святителя Тихона Задонского. По штату при церкви был положен священник и псаломщик. Жалованья им было не положено, но в 1918 г. получено в виде жалованья причтом от крестьян Н-Курьинского и Заборнинского обществ 250 руб. 50 коп., состоявших в приходе церкви: в Н. Курье – 52 домохозяйства, с количеством душ 124 муж. и 140 же. и в д. Заборной 48 домохозяйств с числом душ в них 223 муж. 248 жен.; в приходе проживали раскольники в 3 домах 3 душ муж и 3 душ жен. Кружечных сборов с 9 мая по 12 декабря 1918 г. получено 2866 руб. 17 коп. Земли к церкви было приписано усадебной 4177 кв. саж. На церковной усадьбе находились деревянные строения: Архиерейская двухэтажная дача, большой флигель с каретником и конюшнями и флигель поменьше, а также погреб. Все дома на усадьбе были более или менее благоустроены, среди них только здание Архиерейской дачи было в хорошем состоянии, остальные ветхие и нуждались в ремонте.
Здание главного дома с церковью и надворные постройки при Архиерейской даче проектировало Строительно-техническое бюро архитектора А.Б. Турчевича.
Дачная церковь – яркий пример так называемой «ропетовской архитектуры», которая имитировала традиционные формы русского деревянного зодчества, с использованием богатой резьбы по дереву, имевшей нарядный, сказочный облик.
В 1918 г. дачные строения в Нижней Курье, в т.ч. и дача Епархиального Архиерея были национализированы и перешли в ведение Губкомхоза, который предоставлял дачи в аренду под пионерские (детские) лагеря и дома отдыха трудящихся.
В 1920-е гг. в период становления системы государственного здравоохранения и борьбы с массовыми эпидемическими заболеваниями (в особенности тифа) органами здравоохранения и профсоюзными организациями открываются Дома отдыха, санатории и курорты для трудящихся. В 1922 г. здание Нижне-Курьинской архиерейской церкви было перестроено под столовую Дома отдыха «для больных с легочными болезнями».
В годы Великой Отечественной войны Дом отдыха стал местом сбора и отправки на фронт мобилизованных в ряды Красной Армии. В 1930-1960-е гг. были сооружены хозпостройки, усадьбе обнесена забором, построена танцплощадка. В мае 1974 г. в Ниж. Курье открылся детский санаторий для детей дошкольного возраста, и здание бывшей церкви было передано на баланс санатория в качестве филиала. К этому времени здание нуждалось в срочном капитальном ремонте. 10 августа 1995 г. состоялось передача здания в ведение Покровского прихода русской православной церкви. Тогда же начались восстановительные работы, активное участие в которых принимали члены общины. …
В 1998 г. в здании церкви случился пожар, в результате которого здание церкви обгорело. В течение трех лет специалисты реставраторы разработали новый проект.
28 июля 2004 г., в день памяти Св. Равноапостольного князя Владимира, Преосвященный Иринарх в сослужении благочинных совершил чин освящения престола.
О.Д.Гайсин
