Опрос на тему "Машиноместа"
Смотреть статистику по этому опросуЦифра недели
Драматический театр
Строительство здания драматического театра на 1000 мест началось в 1974 году по проекту, разработанному в 1966 году архитектурной мастерской № 3 Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений им. Б. С. Мезенцева по проекту главного архитектора проекта Пиликина и архитектора Лутиковой, главного инженера Ещенко.
В октябре 1974 года на главной улице города - Ленина был заложен фундамент нового Драматического театра. Строительство театра было предусмотрено генеральным планом развития города.
С начала 1970-х гг. на улице Ленина, и прилегающих к ней улицах - Борчанинова и Коммунистической - построено много жилых домов, административных и культурно-бытовых зданий.
В 1974 году в Перми прозвучали взрывы с помощью, которых строители укоротили сваи, предназначенные под фундамент сцены нового драмтеатра.
В 1975 году постройка драмтеатра замерла, работы возобновились только в 1976 году.
И вот в августе этого года строителей СМУ-5 треста № 14, заложивших нулевой цикл (фундаменты), сменили каменщики СМУ-1 этого же треста, который является генподрядной строительной организацией.
В затянувшемся строительстве начат новый сезон. Каменщики, бетонщики, плотники и Управление механизации треста № 14, монтажники треста Уралстальконструкция и Уралсантехмонтаж (провели внутреннюю канализацию) получили фронт работ.
Силуэт будущего театра сейчас уже прорисовывается. Здание красиво поднимается над землей и на нынешнем этапе строительства.
В небо вонзаются четкие линии металлоконструкций (их смонтировано около 400 тонн). Кирпичные стены поднялись до отметки + 3 метра (за нуль принят планшет сцены). В зрительной части здания выросли колонные, металлические каркасы балкона. А над всей этой панорамой величаво плавают три башенных крана.
В 1977 году журнал «На стройках России» написал о новом проекте ЦНИИЭП ЗЗ и СС «Драматический театр на 1000 мест».
Драматический театр на 1000 мест (проект разработан в ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений им. Б. Мезенцева архитекторами В. Давиденко, В. Лутиковой, А. Пилихиным и А. Ерохиным, инженерами Р. Ерюткиной и Л. Ключниковой), строительство которого началось в Перми, органично войдет в ансамбль центра города и завершит в основном его формирование. Новое здание замыкает собой километровую парковую эспланаду с противоположной стороны, которой возвышается Дом Советов.
В связи с тем, что участок строительства отличается высоким уровнем грунтовых вод, сценический трюм и подсобные помещения, которые обычно располагаются в подвале, запроектированы выше уровня земли. Это во многом определило объемно-пространственную композицию: авторам проекта пришлось увеличить высоту здания, что одновременно наилучшим образом отвечает большому свободному пространству, открывающемуся перед главным фасадом.
Основные помещения театра - вестибюль, фойе и зрительный зал на 1000 мест расположены в уровне второго этажа. Над артистическими уборными - живописно-декоративный цех. Он примыкает непосредственно к сценической коробке, что упрощает подачу крупногабаритных декораций на сцену. На первом этаже предусмотрен малый зрительный зал на 200 мест, предназначенный для репетиций и концертов.
В основные помещения зрители попадают по двум симметрично расположенным открытым парадным лестницам, находящимся под вынесенным вперед портиком. Боковые фасады здания решены в виде аркад, задний - в виде большой лоджии.
В конструктивном отношении зрительная часть здания представляет собой железобетонный каркас с заполнением из кирпича, несущие стены сценической части - кирпичные. Основание - свайное. Кровля - плоская, из железобетонных плит.
Архитектура нового театра определяется сочетанием поставленной на гранитный стилобат монументальной сложно расчлененной аркады с большими плоскостями витражей из алюминия, анодированного под бронзу.
Передняя стена, ограничивающая террасу со стороны главного входа, у которой расположены парадные лестницы, облицовывается естественным камнем со сложным рельефом, а колонны и фасады здания - шлифованные камнем местного месторождения. В отделке интерьеров наряду с современными искусственными материалами, найдут применение ценные породы дерева, мрамор, кованая медь, бронза.
Здание оснащается всеми видами современного технологического и инженерного оборудования, в основных помещениях предусмотрена система кондиционирования воздуха.
В парадном портике будут размещены большие декоративные светильники, выполненные из цветных металлов с применением уральских самоцветов. В 1979-1982 гг. скульптор Юрий Александров в соавторстве с Н. Казанским выполнил декоративные фонари для портика Пермского драматического театра. Был использован привычный для этих художников материал - кованая медь.
Существенным новшеством являлось введение в композицию фонарей Пермского драматического театра элементов динамики, медленное вращение верхней части каждого из 6-ти светильников, которое дает возможность увидеть метровые фигуры героев и героинь популярных спектаклей. Таким образом, утилитарные компоненты здания берут на себя и образную нагрузку. Неторопливо, идущий в театр зритель уже на пороге попадает в эмоциональную среду предстоящего действа.
- Строители взяли обязательство к 15 декабря 1981 года сдать здание драмтеатра, - говорит первый заместитель председателя горисполкома В. А. Бушмакин. - По первоначальному плану предполагалось к этому сроку благоустроить площадь только возле самого драмтеатра. Но представляете, как бы выглядел драмтеатр, если бы остальная площадь осталась бы недоделанной, которую пришлось бы благоустраивать, когда театр уже бы функционировал.
И было принято решение выполнить все работы по благоустройству площади в этом году. Для выполнения этой цели привлечены люди и техника промышленных предприятий и заводов из всех районов Перми, по 400 с лишним человек, большое количество техники и автотранспорта выделяется каждый день.
В социалистическом обязательстве горожан записано: сдать драмтеатр к 15 декабря 1981 года. Значит в распоряжении строителей еще полмесяца.
В 1982 года Пермский театр драмы переехал в новое здание. В новом здании открывает зимний сезон Пермский академический драматический театр. Красивое театральное здание построено на главной магистрали областного центра - ул. Ленина. Рядом будет городской парк, густонаселенный жилой массив, Дом Советов, монументальное здание областной библиотеки.
Новое здание театра своеобразный подарок к 60-летию образования СССР, и победе во Всесоюзном социалистическом соревновании, в котором Пермскому драматическому театру присуждено первое место.
В 1996 году при осмотре здания театра, построенного по проекту ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева в 1981 году, было установлено, что облицовка фасадов из мраморных плит постоянно разрушается. При визуальном осмотре и вскрытии 3-х участков облицовки выявлены следующие отклонения от проекта: 1. по проекту толщина облицовочных плит 40 мм - в натуре 20-30 мм.
2. по проекту (чертеж КС-179) пироны, крюки из нержавеющей проволоки 4 мм - в натуре из обычной стальной проволоки.
3. по проекту урюки ставятся на каждую плиту не менее 2 штук, а также плиты между собой крепятся штырями - в натуре во многих местах они отсутствуют.
4. по проекту крюки крепятся за горизонтальную арматуру диаметром 10 А 1 - в натуре в местах вскрытий отсутствуют.
5. по проекту пространство между стеной и камнем тщательно заливается цементно-песчаным раствором М. 150 - в натуре во многих местах имеются пустоты.
6. по проекту уголок в местах деформационного шва должен быть оцинкованным - в натуре оцинкования нет.
7. угловые части здания имеют открытые щели из-за отсутствия проектных креплений.
8. покрытие парапетов из оцинкованной стали выполнено небрежно (много горизонтальных фальцев и щелей).
9. на балконах нет сливных водометов.
10. швы между мраморными плитами отсутствуют. Кирпичная кладка выполнена горизонтальными швами более 12 мм, что при усадке кладки привело к разрушению плит облицовки.
11. неравномерной осадки фундаментов и трещин в основной кладке здания не обнаружено.
На основании вышеизложенного необходимо произвести полное обследование состояния плит облицовки (путем простукивания и т. д.) Установить у мест обрушения знаки запретной зоны. Решить вопрос с проектным институтом о замене облицовки о замене облицовки выше 3-4 м на каменную штукатурку.
В 2000 году сотрудниками ОЦОП был произведен осмотр площадки и ступеней перед центральным входом в драмтеатр. При этом было установлено, что на площади до 110 кв. м. покрытие площадки и ступеней, выполненное из гранитных плит, находится в неудовлетворительном состоянии. До 90 % плит расколоты на мелкие части, расшатаны и не имеют прочной связи с основанием, имеются участки с утраченными осколками плит. Перечисленные дефекты не соответствуют эксплуатационным требованиям.
Поэтому комиссия считает необходимым замену покрытия. Из 110 кв.м. площади 100 кв. м заменить на новые гранитные плиты, на оставшуюся площадь использовать старые плиты.
27 апреля 2001 году комиссия ОЦОП произвела проверку качества выполненных работ по облицовке естественным камнем парадного крыльца памятника истории и культуры «Театр драматический» в г. Пермь, ул. Ленина, 53. Работы выполнены в 2000 г. ООО «Стройуниверсал»
Проверкой установлено, что работы выполнены качественно, с соблюдением технологии Оценка качестве работ - «хорошо».
В 2005 году в Перми началась реконструкция фасадов драмтеатра. Работы по реконструкции выполняла московская строительная фирма ООО «Европа-Окно-Инжиниринг», которая выиграла, тендер, объявленный заказчиком - управлением капитального строительства Пермской области.
Цена их предложения была не самой низкой, но только у них в стоимость работ были включены алюминиевые окна, остальные претенденты предлагали металлопластик. Но алюминий более долговечный материал, да и сейчас в здании драмтеатра стоят алюминиевые окна. Правда смена старых окон на новые стоит очень дорого - 8 миллионов рублей, а в этом году на все работы выделено только 24 миллиона. Раз не хватает на все, решили обновить только три фасада, а задний, выходящий на ул. Крисанова не делать. Дело в том, что у театра есть предложение по расширению здания в ту сторону. Об этом ведутся переговоры с инвесторами. Поэтому задний фасад пока трогать не будем. Он, кстати, лучше всего сохранился.
Кроме того, москвичи предложили не снимать старый мрамор - это очень долго и дорого, у всех остальных претендентов демонтаж плитки стоит порядка 5 миллионов рублей. Но по старому мрамору ее укладывать нельзя. Поэтому москвичи предложили способ укрепления старого покрытия, на которое ляжет новое.
По старому мрамору установят фасадную систему, дополнительно прикрепят мрамор к стенам и навесят новую плитку. Один из участников конкурса предложил реализовать старую плитку за 300 тыс. рублей и переработать на мраморную щебенку, но мрамор снимается вместе с раствором, поверхность стены нужно потом очищать.
Затраты по снятию мрамора и подготовке стен несопоставимы с ценой реализации старого мрамора. Сроки очень сжаты. В нижней же части здания и с колонн плитку снимут обязательно, потому что там новую будут укладывать на раствор.
Как будет выглядеть обновленное здание театра?
Поскольку здание театра - это памятник гражданского строительства, и стояла задача сохранить первоначальный вид театра, то облицовки решили применить белую плитку с голубыми прожилками. Сначала хотели отделать театр желтым мрамором, но затем передумали - рядом торговый центр «Айсберг» такого же цвета, а нам не хотелось, чтобы здания были похожи. А в целом облик театра останется прежним.
Ремонтные работы на здании драмтеатра планировали завершить к 15 сентября 2005 года. Инженер театра Н. Петрухин сообщил, что строители заканчивают боковые фасады, нижняя часть которых будет коричневая, а верхняя - белая. Необлицованным пока остается козырек центрального фасада, и пока не заменены центральные витражи.
По словам специалистов, ремонт проходит и во внутренней части здания: в окнах строители поставили стеклопакеты, проходят ремонтные работы в желтой гостиной, поменяли осветительное оборудование в пошивочном цехе. Кроме того, к открытию нового театрального сезона сотрудники театра Драмы планируют почистить восемь люстр в зрительном зале и покрыть паркет в фойе лаком.
Однако новая облицовочная плитка на здании Драмтеатра не продержалась и полутора месяцев и начала падать. Московская фирма, выигравшая в 2005 году тендер на проведение ремонтных работ в Театре Драмы, неправильно составила проект отделочных работ фасада, из-за чего со стороны Драмтеатра, выходящей на ул. Ленина, начала отпадать плитка. Это создало угрозу жизни и здоровью людей.
По словам специалистов, в момент ремонтных работ плитку на фасад здания прикрепляли по разным технологиям. Сначала часть облицовки была прикреплена на специально проветриваемые конструкции, а другую ее часть решили прикрепить на клей, чтобы, плитку никто не смог украсть со здания театра. Однако по плиткам, прикрепленным на клей, будет двигаться вода, которая способствует их разрушению.
Кроме того, во время установки витражей строители не позаботились об утеплении здания, из-за чего в фойе театра зимой даже замерзали урны для курения, наполненные водой. Перед Новым годом в театре пришлось дополнительно устанавливать тепловые завесы. В 2006 году проводились работы по удалению плохо прикрепленной плитки с фасада театра.
В новый 81-й сезон театр вошел совершенно преображенным и внутри и снаружи - поменялся не только репертуар, но и само здание театра, был полностью реконструирован зрительный зал. И на этом преображение театра еще не завершено
По словам руководителя театра Бориса Мильграма: «Мы планируем заняться площадью вокруг театра. Само место, где расположен театр, - замечательное. Просто все вокруг него организовано плохо - до обидного плохо. Как будто мы с вами живем в очень бедном и захудалом городишке. Но ведь это не так. И задача преобразить площадь вокруг театра - вполне выполнима. Сколько на это потребуется времени - я не знаю. Но, думаю, что через 2-3 года все будет на совершенно другом уровне. И хотя территория вокруг театра очень маленькая, мы ее расширим: она же на самом деле распространяется на всю эспланаду, даже если официально ему не принадлежит. Потому, что как выглядит площадь - так выглядит и театр».

О.Д. Гайсин
