Перенос пермского зоопарка на другую площадку. Какого мнения Вы придерживаетесь?
Цифра недели
Принципы определения историко-культурной значимости памятников истории и культуры (объектов культурного наследия)
В связи с необычайно возросшим интересом общественности к истории страны, в последнее время пристальное внимание привлекают вопросы сохранения памятников исторического наследия. Выступления в средствах массовой информации о судьбах памятников, как правило, эмоциональны и тенденциозны. До настоящего времени, даже в рамках отдельных наук, не существовало принимаемого большинством исследователей определения понятия «памятник истории и культуры». Между тем, необходимость такого определения диктуется потребностями, потому что «памятник - социальный феномен, обращение которого из прошлого к настоящему порождает неоднозначные реакции социума»[1].
Определение понятия «памятник истории и культуры» имеет огромное практическое значение. Памятник, как объект недвижимости, является чьей-либо собственностью, на которую налагаются определенные обременения. В силу этого, на практике довольно часто случаются ситуации, когда владелец, желая снять обременения, оспаривает статус объекта. Поэтому, возникает необходимость в четком юридическом закреплении понятия.
Между тем, в понятие «памятник истории и культуры» в разное время и разными людьми вкладывалось различное содержание. Кроме того, содержание списков памятников имело значительные региональные различия, а соответственно были различны и методы их охраны. Отсюда, существенно различались состав и количество учитываемых памятников.
В советское время, 14 октября 1948 г. Совет Министров СССР за подписью председателя Совета Министров И.В. Сталина принял постановление № 3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры». Согласно этому постановлению в Советском Союзе была создана целостная система государственной охраны памятников культуры. Неотъемлемым приложением к постановлению было принятое «Положение об охране Памятников культуры», в котором впервые было дано определение памятников культуры, охраняемых государством, существовавшее с теми или иными дополнениями до конца ХХ столетия. Согласно положению «Все находящиеся на территории СССР памятники культуры, имеющие научное, историческое или художественное значение» объявлялись «неприкосновенным всенародным достоянием» и должны были состоять «под охраной государства». При этом было дано подразделение памятников, состоящих на государственной охране на памятники архитектуры, искусства, археологии и исторические, и дан перечень видов памятников, относящихся к каждой категории.
В 1985 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был принят «Закон об охране и использовании памятников истории и культуры», согласно которому памятниками истории и культуры признавались «сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность»[2].
В соответствии с Законом «Об историко-культурно-природном наследии Пермской области» (принят Законодательным Собранием Пермской области 20.02.1997 г.), Статья 4: «К наследию населения Пермской области относятся природные образования, историко-культурные и иные материальные объекты, отличающиеся невосполнимостью, имеющие эталонный или уникальный характер, представляющие природную, историческую, эстетическую, научную, культурную, воспитательную, художественную и иную ценность для настоящего и будущего поколений».
Архитектурная ценность здания является одним из наиболее спорных критериев отбора. И если, до начала 1990-х гг. основным критерием отбора являлся возраст строения (свыше 40 лет), его ярко выраженные стилевые особенности и установленное авторство, то позднее произошла некоторая переоценка понятий. Далеко не каждое старое здание заслуживает название памятника: при этом критерии авторства, уникальности и неповторимости памятника до сих пор остаются главными; конструктивные особенности - применение тех или иных передовых приемов строительства, конструктивных элементов или материалов - также являются основанием отнесения здания или сооружения к памятникам.
Градостроительная ценность памятника, наиболее наглядно может быть показана на примере памятников культового строительства: храмы, создававшиеся в качестве архитектурных доминант городской застройки или сельских поселений, в основном сохраняют свое назначение, и практически всегда рассматриваются в качестве памятников. Как, правило, при строительстве храмов применялись наиболее качественные строительные материалы, приглашались лучшие архитекторы и строители, в финансировании их строительства принимали участие государство, церковь, частные благотворители и простые прихожане.
Объекты жилой застройки, не отличающиеся индивидуальными (мемориальными, архитектурными или эстетическими) достоинствами также могут рассматриваться в качестве памятников культурного наследия в том случае, когда они составляют ансамбль застройки.
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ следующим образом определяет понятие памятника объекта культурного наследия: «К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющееся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». Объекты культурного наследия в соответствии с федеральным законом подразделяются на следующие виды:
Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.
Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов[3].
Предложенная законом типология была учтена в проекте охранных зон объектов культурного наследия г. Перми (НПФ «ЭНКО», СПб.-Пермь, 2002); вместе с тем, оценка и анализ объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) была произведена согласно существующему делению охраняемых объектов наследия (в соответствии с Распоряжением Губернатора Пермской области № 713-р от 05.12.2000.) на виды памятников: архитектуры и градостроительства, истории, монументального и декоративного искусства. Кроме того, согласно ст. 4 Закона все объекты культурного наследия делятся на 3 категории: федерального, регионального и местного (муниципального) значения. В настоящее время в «Список памятников истории, архитектуры и искусства, находящихся на государственной охране в г. Перми» включены объекты федерального и местного (краевого значения). Всего памятников истории и культуры в г. Перми выявлено 339 (некоторые из них, иногда вместе с элементами исторической планировочной структуры, ценными средовыми объектами и ландшафтообразующей растительностью образуют комплексы или ансамбли), в т. ч.: памятники градостроительства и архитектуры (162); памятники истории (109); памятники монументального искусства (34); памятники археологии (34 объекта); а также, заповедные зоны (2 территории) и историко-культурно-природные комплексы и территории (4 территории).
В новом Законе подлежат сохранению не только объекты культурного наследия, состоящие на учете государства, но и вновь «выявленные» объекты, т. е. которые в настоящий момент, не имеют официального статуса охраняемых, но представляют собой определенную историко-культурную ценность. Соответственно, в данном проекте к объектам, которые стоят на охране у государства, относятся «памятники истории и культуры», а к выявленным объектам (неохраняемым в данный момент официально) - «ценные средовые здания и сооружения» и «ценные элементы ландшафта». При формировании Единого государственного реестра (согласно Закону), необходимо наличие заключения государственной историко-культурной экспертизы для каждого объекта наследия, предлагаемого для включения в реестр. Следовательно, перечень объектов культурного наследия города может быть существенно отличаться от сегодняшнего списка памятников истории и культуры. Некоторые из памятников будут исключены, как утратившие свою историко-культурную ценность, другие объекты (из категории «ценных средовых объектов»), наоборот, дополнят общий перечень. Часть объектов изменит свою категорию. В любом случае, это будет трудная и кропотливая, но необходимая и полезная работа, в процессе которой будут выявлены и неизвестные сейчас, неучтенные объекты культурного наследия, которые являются ценными для истории и культуры Перми, которые возможно, пополнят перечень охраняемых государством объектов. Согласно ст. 63 Закона формирование реестра должно быть завершено до 31 декабря 2010 года. Основными критериями для отнесения здания или сооружения к объектам культурного наследия согласно принятому закону служат:
- мемориальная ценность объекта, при определении которой следует учитывать значимость личности или события для достаточно большой территории или значительного количества людей, а также подлинность объекта и достоверность информации, приводимой в качестве доказательства «мемориальной ценности» объекта;
- архитектурная ценность - стилевая выразительность, индивидуальность, персонификация авторства, использование при проектировании и строительстве тех или иных передовых приемов, методов и материалов;
- градостроительная ценность - влияние памятника на окружающее пространство, его организующая и доминирующая роль, либо ансамблевый характер застройки территории;
- художественно-эстетическая ценность - степень эмоционального воздействия на наблюдателя, которая может быть сформулирована с использованием архитектурных, искусствоведческих или медико-психологических терминов;
- и наконец, одним из главных критериев объекта культурного наследия является его подлинность, так сказать «патина времени», свидетельствующая о его историческом прошлом (всякого рода «улучшения» и «украшения» снижают историко-культурное значение памятника).
О.Д. Гайсин
[1] Батов В.И. Проблема мемориального проектирования. // Памятниковедение: теория, методология, практика (Сб. научн. тр. НИИ культуры, № 144). - М., 1986. - С. 32.
[2] Ст. 1. Памятники истории и культуры. Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. В ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 18.01.1985 г. / Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области -Пермь, 2001. - С. 198.
[3] Федеральный Закон РФ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
