Опрос на тему "Машиноместа"
Смотреть статистику по этому опросуЦифра недели
Контора пароходства братьев Каменских
Здание памятника историко-культурного наследия Пермского края «Контора пароходства бр. Каменских» расположено в левобережной части г. Перми к юго-западу от устья левого притока р. Камы - Егошихи (Ягошихи), в историческом районе города Перми - Разгуляй.
Данная территория по своим историко-мемориальным качествам является наиболее значимой для города Перми, как место зарождения современного поселения. Территория отнесена к объектам археологического наследия в соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 20.05.2002 г. № 237-р.
Названный земельный участок также входит в состав историко-культурно-природной территории и комплекса памятников «Егошихинский медеплавильный завод» (распоряжение губернатора Пермской области от 05.12.2000 г. № 713-р). Рассматриваемые кварталы образовывали центральную площадь сначала поселка Егошихинского медеплавильного завода, а затем - губернского города Перми. «Проект зон охраны памятников истории и культуры города Перми» (НПФ «ЭНКО», г. Санкт-Петербург, 2004), утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 15.06.2007 г. за № 119-п, для рассматриваемой территории устанавливает наиболее строгую категорию историко-культурной заповедной зоны (З-1).
В начале ХХ века Городским землемером И. Ткаль был составлен План береговых пристанских участков с 15-й до 26-й под названием «План г. Перми, принадлежащих городскому обществу береговых участков по реке Каме, находящихся в районе у станции Пермь I».
2 ноября 1912 г. городским землемером Ткаль с натуры был снят «План берега р. Камы с указанием границ участков земли, отдаваемых в арендное содержание». 13 сентября 1913 г. городская управа уведомила Начальника Пермской судоходной дистанции, что «при сдаче городской управой в аренду пермских пристанских участков для склада дров, леса и прочих строительных материалов из общей площади, сдаваемой в арендное содержание береговых участков с условием, что арендатор должен в точности соблюдать все требования закона, и существующие правила относительно беспрепятственного пользования бечевником с личною в случае нарушения таковых ответственностью.
Что касается участков, сдаваемых для пароходных пристаней то правило, это применяется в пределах возможного, в зависимости от свободного места, занимаемого конторками и другими пароходными приспособлениями».
В 1914 г. был составлен «План прибрежной части г. Перми с показанием пролегания Пермской железной дороги, проектируемой разгрузочной пристанской ветки и проектируемого затона и путей к нему, с указанием границ земли, отдаваем в арендное содержание. План распределения бечевника под пристанские участки у г. Перми, был утвержден решением Правления Казанского Округа путей сообщения 14 апреля 1914 г. по журналу за № 67».
На 1 апреля 1898 г. по данным Городской управы домовладение в 1-й части г. Перми по ул. Монастырской, 1 - «каменные склады для товаров» принадлежало наследникам Каменского Федора Козмича. В 1898 г. по оценке городской управы домовладение (под № 1 - номер по окладным книгам городской управы) оценивалось в 8060 руб.; в 1899 г. домовладение было оценено городской управой в 5598 рублей. Всех налогов и сборов, включая городские, казенные и земские на недвижимое имущество исчислено 182 руб. 50 коп..
26 июня 1902 г. в Пермскую городскую управу было подано объявление за № 2465, подписанное управляющим В. Петровым и проект о расширении внутреннего помещения конторы почтово-пассажирского и буксирного пароходства транспортирования кладей Торгового Дома «Ф. и Г. Бр. Каменские» Верхней пристани по Монастырской улице.
При этом в заявлении управляющего, было записано, что постройка каменного двухэтажного пристроя на усадебном участке, арендованном торговым домом Каменских «временная и в случае требования городской управы последняя будет немедленно убрана». По справке городской управы оказалось следующее: городской думой было разрешено занять участок городской земли мерой 4,2х3,5 саж. = 14,7 кв.саж., в действительности оказалось занято 4,2х4.36 саж. = 18,3 кв.саж. На участке находились следующие строения: деревянный лабаз, пристроенный к каменному складу 23х4 саж. = 92 кв.саж., 2 лабаза на столбах размерами 11х3,6 саж. = 39,6 кв.саж. и караульная изба размерами 4х3 + 2,8х1,6 саж. = 16,5 кв.саж. А всего площадь участка составляла 166,4 кв.саж.
После 7 апреля 1910 г. Городская дума определила за пользование городским береговым участком назначить арендную плату по 2 руб. за кв. саж. и определила 3-х летний срок аренды участка до 1 января 1909 г.
В 1911 г. по данным Городской управы домовладение в 1-й части в 40-м квартале г. Перми по ул. Монастырской, 1 (под № 34 - номер по окладным книгам городской управы) принадлежало наследникам Каменского Федоров. Козмича и было оценено в 1910 г. в 5600 руб., в 1911 г. в - 14280 руб. Переоценка недвижимого имущества (почти в три раза увеличена) была произведена, вероятно, вследствие вновь произведенных построек.
В 1918 г. участок № 15 перешел в ведение и распоряжение водного транспорта, на том основании, что данная усадьба ранее была занята конторой и складами национализированного пароходства. Процесс национализации частных пароходств на Каме начался с конца 1917г., когда в Перми организовался финансово-хозяйственный комитет по контролю за деятельностью судовладельцев. 5 февраля 1918г. председатель СНК В.И.Ленин подписал декрет о национализации торгового флота. В марте 1918 г. в Перми было создано Районное управление водного транспорта (РУПВОД), которое подчинялось Областному управлению водного транспорта Волжского бассейна (Н. Новгород).
6 февраля 1922 г. Пермский эксплутационный участок Волжского областного управления водного транспорта НКПС № 202 сообщил в Пермский отдел коммунального хозяйства, что им в данное время эксплуатируются и будут эксплуатироваться в предстоящий навигационный период следующие Пермские береговые участки: № 2 (быв. Любимова, пассажирский), № 3 (быв. Каменских), № 4 (быв. Ржевина), № 5 (быв. Русь), № 8 (быв. Каменских, буксирная пристань), № 9 (быв. Каменских), № 10 (быв. Об-ва Крестьян), № 11 (быв. Об-ва Кавказ и Меркурий); кроме того, участок № 6 (быв. Истомина) предполагалось занять под пристань санитарного надзора.
Пристанский участок № 7 (быв. Любимова, буксирный) был занят грузами военного ведомства (Артсклад) и участок № 1 (быв. Каменских, пассажирский) освобождался под склады Материально-Хозяйственного отдела РУПВОД.
18 сентября 1922 г. НКВД сообщил циркуляром № 292 всем коммунальным отделам, что в связи с возрождением, в условиях новой экономической политики, земельной ренты и учитывая огромное значение муниципализации для местного бюджета рекомендуется коммунальным отделам обратить особое внимание на этот важнейший в будущем источник местных доходов. Декретом ВЦИК от 20 августа 1918 г. была отменена частная собственность на все без исключения находящееся на городской территории участки земли, застроенные и не застроенные как принадлежащие частным лицам. так и ведомствам и учреждениям.
В силу прим. ст. 2 этого декрета органам Местной власти было присвоено право устанавливать арендную плату за все участки земли, находящиеся в пользовании частных лиц, установлений и обществ. В силу ст. 8 Декрета СНК от 8 апреля 1920 г. ведающим городскими землями являлись коммунальные отделы. На основании вышеуказанных законоположений коммунальным отделам рекомендовалось при осуществлении на местах земельной политики руководствоваться следующим: «Все участки земли на городской территории занятые как частными лицами, обществами, организациями. предприятиями, учреждениями, так и государственными учреждениями и предприятиями, под жилые усадьбы, дома, промышленные и торговые предприятия, сады, огороды и т.п. считаются только в пользовании поименованных субъектов на правах аренды или праве застройки».
23-30 марта 1923 г. на основании приказа Заведующего Губкомхозом от 23.03.1923 г. № 30 комиссия по обмеру и оценке строений на береговых участках в составе землемера земельно-лесного подотдела П. Немкова, техника дорожного отдела Г. Карандеева и смотрителя береговых участков П. Андронова произвела работу по описанию береговых участков и строений на них находящихся с подробным описанием и обмером.
В частности на участке № 15 размером 2120 кв.саж. по сведениям комиссии находился каменный 2-х этажный дом размером 30,0х5,0х3,75 саж. с пристройкой размером 4,0х4,0х3,75 саж.; в 1909-1915 гг. участок был оценен городской управой в 4500 руб.; в 1922-1923 гг. здание было занято Коммунотделом под склад дров. Кроме того, по сообщению комиссии дом с пристройкой входили в участок № 16 (площадь 1400 кв.саж.) на котором находились деревянные строения 2-х складов, лабаза, навеса и жилого одноэтажного дома - сторожки, оцененного в 1909-1915 гг. в 3438 руб.
13 апреля 1923 г. Арбитражная комиссия при уральском областном Экономическом Совете (Уралэкосо) в публичном судебном заседании рассмотрела дело по иску Пермского коммунального отдела к Пермскому линейному отделу Волжского округа путей сообщений о взыскании за пользование береговыми участками в районе г. Перми, входящими в черту городских земель, и нашла, что согласно Декрету ВЦИК от 20 августа 1918 г. об отмене частной собственности на земли, находящиеся на городской территории, Декрета СНК от 8.04.1920 г., 144 ст. Зем. хоз. и изданных в разъяснение этих законоположений циркуляров НКВД от 18.09.1922 № 292, НКВД и НКЮ от 29.08.1922 № 276 и от 27.03.1923 г. № 98 Коммунотделы вправе взыскивать арендную плату за участки земли в пределах городской черты занятые как частными лицами и обществами, так и учреждениями и предприятиями, в т.ч. национализированными.
16 февраля 1924 г. по сведениям собранным Горкомхозом был составлен список жилых домов, расположенных на береговой полосе в г. Перми: береговой участок № 15 до ноября 1917 г. был занят Каменскими, на нем находились каменный дом и склады, в 1924 г. дом был свободен, в нем никто не жил.
По сведениям землемеров ПМХ по занимаемой Госпароходством площади береговых участков по берегу р. Камы в г. Перми по обмеру, произведенному 20-21 августа 1924 г. оказалось следующее:
1) участок № 15 площадь до уреза воды 756,0 и 818,4 кв.саж., всего 1574,4 кв.саж. или площадь до ряжа - 588,0 и 576,0 кв.саж., всего 1164,8 кв.саж. (при этом по мнению представителей госпароходства слово «ряж» в данном контексте было употреблено неправильно, т.к. «ряж» или особого рода сооружение, укрепление из свай имелись только на участках №№ 19, 21 и 54; в протоколе же по обмеру имелся в виду естественный гребень или бровка от которой шел спуск к воде). Часть участка до ряжа была занята складом дров госпароходства.
В конце 1925 г. Пермским окружным отделом местного хозяйства была разработана «Инструкция о порядке сдачи городских земель в арендное пользование на 1925/1926 операционный год».
В инструкции было записано следующее: «На основании Положения о земельных распорядках в городах утвержденного ВЦИК от 12 апреля 1925 г. /Известия ЦИК № 117 1925 г./ все пустующие участки и земли, расположенные в пределах городской черты, недра городских земель, береговая полоса и водные пространства в пределах этой черты, сдаются ПМХ в долгосрочное и сезонное арендное пользование как учреждениям и организациям, так равно и частным гражданам по поданным ими в установленной форме на имя ПМХ письменного заявления При этом в инструкции по ст. «эксплуатация береговой полосы» была определена такса за пользование береговыми участками и в частности отмечено, что береговые участки №№ 15-19, 21-23, 27, 48, 50-54 и 61 находятся в пользовании Госпароходства и освобождены от арендной платы.
4 января 1926 г. состоялось совещание по вопросу о разграничении береговых участков между Госпароходством и Пермским Местным хозяйством. Совещание постановило следующее: «Береговые участки, расположенные на левом берегу Камы, в пределах города Перми за №№ 15, 16. 17, 18, 19, 21, 22, 23, 27, 48, 50, 51, 52, 53, 54 и 61 общей площадью 161.805 кв.м (35.544 кв.саж.) считать находящимися в фактическом пользовании Госпароходства, и участок № 27 в пользовании Водопути.
Кроме того, для пристани дачного сообщения, должен быть закреплен необходимый участок земли. Юридическое оформление передачи вышеуказанных участков Госпароходству и Водопути, должно быть произведено по издании инструкции НКВД, по согласованию с НКЮ согласно примечания к ст. 39 Положения о земельных распорядках в городах».
4 февраля 1927 г. Пермский Центральный рабочий кооператив (ЦРК) отношением № 4037 обратился в Пермское агентство Волжского Госпароходства с предложением о сдаче ему в аренду на 20 лет помещения товарной конторы быв. пароходства Каменских по Трудовой улице около ст. Пермь 1 для устройства в этом здании хлебопекарни. На что 15 февраля 1927 г. был получен ответ о том, что часть помещения быв. конторы Каменских используется для собственных нужд Волжского госпароходства.
3 марта 1927 г. отношением № 773 зам. управляющего Пермской эксплуатационно-коммерческой конторы ВГРП в коммерческий отдел Правления ВГРП сообщил, что находящаяся в г. Перми быв. контора Тов. Бр. Каменских вблизи ст. Пермь 1 вместе с пристанским участком № 1 (быв. Курбатовская пристань) часть помещения используется складочным хранением в летнее время льда, отпускаемого пароходам и часть сдается в аренду под контору Волгоразгруз и прянично-производственной артели «Волга». В 1927 г. договор с артелью «Волга» истек, и вследствие этого ЦРК настаивал на сдачу этого помещения ему в аренду.
11 марта 1927 г. Коммерческий отдел Правления ВГРП отношением № 14720 уведомил Пермскую коммерческо-эксплутационную контору, что «согласно уставу Госпароходство имеет право сдавать в аренду то или иное имущество на срок не более 1 года». Поэтому против предложения ЦРК о сдаче ему в аренду помещения, занимаемого артелью «Волга», на аналогичных условиях коммерческий отдел не возражал. В свою очередь, Пермская эксплуатационно-коммерческая контора сообщила ЦРК, что сдача в аренду на 20-летний срок дома быв. конторы Каменских по Трудовой улице, около ст. Пермь 1 Правлением была отклонена.
5 февраля 1931г. на основании Постановления СНК СССР и ЦИК организуется Камское управление речного транспорта (КУРТ), которое напрямую подчинялось Наркомату речного транспорта СССР. 15 марта 1934г. оно было преобразовано в Камское речное пароходство (с 1938 г. подчинялось Наркомату речного флота СССР, а 1946 г. - Министерству речного флота РСФСР).
В 1960-е гг. в здании по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 1 (3) находилась 6-я типография Управления Камского ордена Ленина речного пароходства Министерства Речного флота РСФСР. В комплексе работ типографии КРП главными заказчиками были: Адмотдел Управления КРП, Управление пути с ежедневным выпуском информационного бюллетеня, заказы портов и пристаней, судоремонтных предприятий всего Камского бассейна, а также заказы сторонних организаций, как-то: Пермского отделения Свердловской железной дороги, завода «Коммунар», треста «Камлесосплав». которые по роду своей деятельности были связаны с работой КРП. Кроме того, до 1 января 1963 г. типография печатала многотиражную газету КРП «Камский водник», а после ликвидации ее и создания новой газеты - газету «Большая Кама».
20 мая 1993 г. решением Малого Совета Пермского облсовета № 683 одноэтажное кирпичное здание по адресу г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 3а, находившееся на балансе КРП и занятое типографией, было принято на учет госоргана охраны памятников как памятник архитектуры и градостроительства областного значения «Здание типографии КРП».
5 декабря 2000 г. решением губернатора Пермской области № 713-р здание по адресу г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 3а было внесено в список памятников архитектуры и градостроительства Пермской области под названием «Контора пароходства бр. Каменских».
Глава. 3. Историко-архитектурное описание памятника.
26 июня 1902 г. в Пермскую городскую управу было подано заявление и проект расширении внутреннего помещения конторы почтово-пассажирского и буксирного пароходства транспортирования кладей Торгового Дома «Ф. и Г. Бр. Каменские» Верхней пристани по Монастырской улице. При этом в заявлении было записано, что постройка каменного двухэтажного пристроя на усадебном участке арендованном торговым домом Каменских «временная и в случае требования городской управы последняя будет немедленно убрана».
По резолюции городской управы от 28 июня 1902 г. было разрешено строительство на береговом городском месте, арендованном Торговым домом «бр. Каменские» временного каменного двухэтажного пристроя к амбару торгового дома бр. Каменских на условиях, изъясненных в заявлении управляющего торгового дома Каменских от 26 июня 1902 г.
25 октября 2006 г. представителями Областного научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Пермской области (ОЦОП) и владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда «Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости «Камские огни» под управлением ООО «Управляющая компания «ВИТУС» был составлен акт технического осмотра состояния памятника архитектуры «Контора пароходства братьев Каменских» по ул. Орджоникидзе, 3а при передаче его в пользование и установление необходимых ремонтно-реставрационных работ по памятнику.
В результате осмотра памятника было установлено техническое состояние памятника: 1-но этажное с полуподвалом и мансардой кирпичное здание, состоящее из конторы и складов было построено во 2-й половине 19 в. Общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов памятника охарактеризовано как неудовлетворительное.
Фундаменты: бутовые, ленточные, видимых деформаций нет, гидроизоляция ниже уровня дневной поверхности, в подвале наблюдается существенное намачивание кладки стен, отслоение кладки, состояние неудовлетворительное.
Цоколи и отмостки: кирпичные, частично оштукатуренные - отслаивание и растрескивание штукатурки, намокание и деструкция кирпича в подвале. Отмостка асфальтобетонная, вдоль южного фасада растрескавшаяся, вдоль северного и восточного фасадов отсутствует, состояние неудовлетворительное.
Стены и состояние связей: стены кирпичные, толщиной до 80 см, связи металлически кованые, наблюдается разрушение кладки карнизной части, кладки стен складов (восточный фасад), состояние - неудовлетворительное.
Перекрытия чердачные: плоские по деревянным балкам. Многочисленные трещины в штукатурке, провисы, отпадение штукатурки. Крыша: скатная металлическая (профлист) по металлическим (рельс) самцам с деревянной обрешеткой. Поражение гнилью древесины обрешетки, коррозия покрытия, неровность свесов, состояние неудовлетворительное.
Внешнее декоративное убранство: кирпичный декор - наличники, лопатки, ступенчатый карниз, фронтоны: сколы кирпича, разрушена верхняя часть фронтона на южном фасаде. Состояние неудовлетворительное.
Состояние внутренних архитектурно-конструктивных элементов и декоративных элементов памятника охарактеризовано как аварийное.
Междуэтажные перекрытия, полы и потолки: деревянные плоские - значительные провисы, в подвале установлены металлические опоры на бетонных подушках, в восточной части подвала - кирпичные сводики по металлическим балкам - коррозия металла, отпадение штукатурки; полы дощатые с покрытием ДВП - неровности, шаткость, истертость красочного слоя, в полуподвале полы земляные, захламленные - наблюдается сырость; потолки оштукатуренные - многочисленные трещины в штукатурке, над подвалом штукатурка отсутствует. Состояние аварийное.
Стены, их состояние: несущие стены кирпичные, перегородки деревянные оштукатуренные - трещины в местах сопряжения перегородок и потолка, трещины в штукатурном слое, состояние неудовлетворительное.
Столбы и колонны: в подвале опоры из двутавра на бетонном основании - наблюдается коррозия металла.
Двери и окна: оконные заполнения - деревянные створные - рассыхание, растрескивание рам, поражение гнилью подушек, состояние аварийное; двери деревянные щитовые и металлические, состояние неудовлетворительное.
Лестницы: деревянные по деревянным тетивам - неудовлетворительно.
Наличники, карнизы: профилированные карнизы - трещины, разрывы поздними перегородками. Местами полное отсутствие - неудовлетворительно.
Территория памятника: двор не благоустроен, ограда, ворота выполнены из современного материала, состояние неудовлетворительное.
В целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования собственник (в соответствии с НПД, утвержденной госорганом охраны памятников) обязался провести в 2006-2007 гг. следующие ремонтные, ремонтно-восстановительные работы: капитальный ремонт кровли, устроить дренажную систему, вертикальную планировку, устройство отмосток и вертикальной гидроизоляции, укрепление фундаментов и стен подвала, произвести капитальный ремонт полов и замену оконных заполнений, а также работы по благоустройству участка; в 2007-2008 г. произвести реставрацию фасадов.

Гайсин О.Д.
