Перенос пермского зоопарка на другую площадку. Какого мнения Вы придерживаетесь?
Цифра недели
Речной вокзал, ул. Орджоникидзе, 2
Здание речного вокзала расположено в левобережной части Перми, к юго-западу от устья левого притока Камы - реки Егошихи, в историческом районе города - Разгуляе.
Набережная Перми сформировалась как грузовая пристань, которая в первую очередь застраивалась складскими помещениями, на рубеже XVIII - XIX веков. В середине XIX века благодаря развитию парового судостроения в Перми появилось первое крупное частное предприятие в данной сфере - Пермское пароходное общество (1846). А уже в 1860 году в губернской столице было зарегистрировано 6 пароходных обществ. После Октябрьского переворота 1917 года частный торговый флот по всей стране был национализирован.
В 1930-е годы Пермь уже не могла обходиться мелкими пристанями или стационарными дебаркадерами: с каждой новой навигацией все больше людей нуждалось в транспортных услугах; при этом было необходимо поднять на более высокий уровень культуру обслуживания пассажиров. Нужен был современный речной вокзал. 7 марта 1932 г. газета «Звезда» поместила на своих страницах информацию о выставке проектов Речного вокзала в г. Перми следующего содержания: «Через Пермский речной порт ежегодно с открытием навигации проходит сотни тысяч пассажиров. Едут с низовьев в Пермь десятки тысяч строительных рабочих, едут вверх на быстро индустриализующийся Северный Урал, десятки и сотни тысяч перегружаются с железной дороги на воду и наоборот. Огромными темпами развивается пригородное водное сообщение, в повестке дня - организация речного вокзала. Для планомерного пропуска этого людского потока и его лучшего обслуживания назрела необходимость сооружения взамен допотопных дедовских дебаркадеров стационарного вокзала, который мог бы предоставить пассажирам максимальное удобство: здесь должны быть столовая, комнаты отдыха для команд пароходов, ожидальный зал, помещение для транзитных пассажиров, с обслуживанием детей и женщин, читальный зал и др.".
Строительство вокзала началось в 1932 году, но было приостановлено из-за разногласий в смете и архитектурном проекте. В 1938-1940 годы работы были продолжены.
6 ноября 1940 года, в день сдачи здания в эксплуатацию, в Перми царило праздничное настроение, многие жители города пришли на набережную, чтобы увидеть открытие вокзала. В районе вокзала было столько людей, что за порядком следила конная милиция. После торжественной части состоялся концерт театра оперы и балета, а в ресторане вокзала играл джаз. На торжественном собрании был вручен символический ключ от вокзала его первому начальнику А. Я. Желнину.
По своим размерам, архитектурной новизне и удобствам Пермский речной вокзал перед войной считался одним из лучших речных вокзалов в Советском Союзе. Очень удачно вписавшийся в речную панораму Перми, вокзал стал центром ансамбля набережной, одним из наиболее красивых зданий города. Автор проекта, архитектор А. З. Гринберг, создал архитектурное произведение, отличающееся ясностью замысла и четкостью исполнения.
Внешний вид и интерьер Речного вокзала в 1950-1960-е годы |
5 декабря 2000 г. распоряжением губернатора Пермской области объект историко-культурного наследия «Вокзал речной» (1932-1940, г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 2) внесен в Государственный список памятников архитектуры и градостроительства Пермской области местного (областного) значения. Сейчас в здании вокзала размещается выставочный зал современного искусства, готовится проектная документация приспособления здания под постоянно действующую галерею современного искусства.

О. Д. Гайсин, специально для Метросфера.ру
Дата публикации: 2 ноября 2010 г.
