Опрос на тему "Машиноместа"
Смотреть статистику по этому опросуЦифра недели
Дом подрядчика Крылова (угол ул. Пушкина и ул. Куйбышева, 83/42)
Деревянный одноэтажный особняк на углу улиц Пушкина (Большая Ямская), 83 и Куйбышева (Красноуфимская), 46 (ранее - 42) построен в 1827 г. по проекту архитектора Пермского Горного правления И.И. Свиязева для известного в Перми строительного подрядчика, саратовского купца 1-й гильдии Н.К. Крылова, построившего здания Окружного суда и Пермской духовной семинарии.
Никита Кондратьевич Крылов родился в Саратове. Купец 1-й гильдии, коммерции советник. В Перми имел салотопенный завод на р. Данилихе, золотые прииски в Минусинском уезде Енисейской губернии, занимался подрядами на строительстве. Будучи хорошо знакомым с архитектором Пермского горного правления И.И. Свиязевым, он построил большинство домов в Перми по его проектам. После отъезда из Перми Свиязев не терял связи с Крыловым и делал проекты по его просьбе. На деньги пермского купца 1-й гильдии Н.К. Крылова в Перми на Ямской площади по проекту Свиязева в 1834-1843 гг. была построена каменная единоверческая Свято-Троицкая церковь (снесена в 1930 г.), за что Крылов был удостоен ордена Анны 3-й степени.
Дом подрядчика Крылова – памятник деревянной архитектуры первой половины XIX века, построенный по проекту архитектора И.И. Свиязева.
Деревянная архитектура Перми
В самый начальный период основания города застройка была полностью деревянной. Начиная с 1781 г., когда Егошихинский завод становится губернским административным центром, облик заводской слободы быстро меняется. Под влиянием столичных архитектурных веяний возникает городской организм, построенный на принципах классицизма. Храмовые постройки, казенные здания и дома городской знати строились преимущественно из камня. Но рядовая «обывательская» застройка в большинстве своем была деревянной. При строительстве широко использовались «образцовые» проекты зданий и их архитектурно-строительных частей.
В архитектуре деревянных построек Перми можно выделить ряд характерных черт, которые наиболее часто использовались пермскими архитекторами и строителями: симметричность фасадов, выходящих на красную линию улиц, выделение фронтоном главного фасада, использование характерных архитектурных деталей – украшение окон сандриками с фронтонами, отделение тягой цокольной части, имитация деревянной обшивкой каменной кладки.
Во второй половине XIX века формируется новый тип городского дома. Появляются дома большего размера, в центральной части преобладают двухэтажные или одноэтажные дома с обширными полуподвальными помещениями. По-прежнему, популярным остается классический тип симметричного фасада. Дом с мезонином становится распространенным типом рядового обывательского дома. Вход с улиц выполнялся или в виде навеса на консолях или в виде входа с заглубленной дверью. В архитектурном декоре присутствовали и взаимодействовали как традиции крестьянской домовой резьбы, так и декоративные элементы классицизма. Внешнему оформлению дома уделялось большое внимание. Классические формы использовались достаточно свободно. Проявляется тенденция к утяжелению пропорций построек. Достаточно широко была распространена имитация деревом деталей классицизма. К примеру, применение полуциркульного окна в тимпане фронтона крыши с имитацией каменного архивольта. Интересна имитация в дереве элементов классического антаблемента.
Следующий период строительства деревянных зданий связан с интенсивным развитием промышленности, торговли, транзитно-транспортных функций Перми во второй половине XIX в. В 1895 г. из 7348 зданий Перми 648 было каменных, 452 – полукаменных, 6248 – деревянных, из чего очевидно, что именно деревянные постройки определяли облик города в конце XIX века.
Архитектура Перми развивается в это время в соответствии с тенденциями развития всей русской архитектуры и, также как и в большинстве городов, в пермской архитектуре отсутствует единое стилевое направление. Разнообразие стилевых приемов и обращение к историческим архитектурным формам приводило к эклектике. В начале XX века в архитектуре Перми, как каменной, так и деревянной, появляются постройки в стиле модерн. Для модерна в дереве характерными являются попытки выработки оригинального художественного языка и нетрадиционных приемов при использовании традиционного материала. В настоящее время профессиональная оценка архитектурных образцов эклектики и, тем более, модерна, резко изменилась и за данным стилевым направлением признаются значительные художественные достижения. К этому периоду относятся, также ряд известных образцов деревянных построек Перми, многие из которых, к сожалению, не сохранились. Пермские деревянные здания во многом утрачены в процессе исторического развития города. Причины значительной утраты деревянных зданий – частые пожары, ограниченность срока службы древесины, реконструктивные работы в различные периоды, снос малоэтажных домов под массовое строительство. Сохранившаяся деревянная застройка Перми относится преимущественно ко второй половине XIX – началу XX вв. К более раннему периоду можно отнести только дом Крылова, построенный в 1829 г. архитектором И.И. Свиязевым. В доме Крылова И.И. Свиязевым были разработаны архитектурные приемы, ставшие во многом образцом для других зданий. К этому же периоду и авторству относятся деревянные постройки Училища детей канцелярских служителей, ротонды в Загородном саду и здания Благородного собрания.
Стены в доме Крылова обшиты досками, имитирующими каменную кладку, фундамент из бутового камня, цокольная часть выложена из красного кирпича. Дом украшают большие окна с полукруглыми и треугольными декоративными арками. Внутреннее убранство и внешний облик здания несут характерные черты периода расцвета классицизма: «Весь особняк, как снаружи, так и в особенности, внутри, выдержан во всех подробностях в стиле Александровского классицизма. Наружный фасад, обращенный в сторону ул. Зиновьева (ныне ул. Пушкина), скомпонован в простых формах с прелестными выисканными пропорциями деталей, что придает всему дому оттенок какого-то строгого благородства и оригинальности. Однако этот фасад не главный. Главный фасад и парадный вход в дом, находящиеся во дворе, поражают незаурядной конструктивной простотой, созданной архитектурными приемами в классическом стиле преимущественно дорического ордера.
После смерти Н.К. Крылова его дом перешел городу. В доме на углу Большой Ямской и Красноуфимской, 83/42 была размещена Мещанского общества богадельня. В 1866 г. для богадельни было построено специальное одноэтажное каменное здание. В 1885 г. на месте ранее построенной деревянной церкви на средства купцов Каменских построено каменное здание церкви во имя Св. Праведника Симеона Верхотурского; в 1899 г. каменный корпус богадельни надстроен вторым этажом. Домовладение Городского общества (Мещанская богадельня) на углу улицы Большой Ямской и Красноуфимской имело общий полицейский номер 83/42 (иллюстрация № 1).
В 1918 г. домовладение в 137 квартале, где размещалась богадельня на углу улиц Зиновьева и Красноуфимской, 83/42 было муниципализировано.
В 1920-е гг. в доме помещался дезинфекционный отряд Городского санитарного бюро, в 1960-1980-е гг. областной трахоматозный диспансер; с 1996 г. – центр по профилактике и борьбе со СПИДом.
В настоящее время ООО «Пермстроймет+» разработан проект реставрации и приспособления здания для современного использования.
О.Д. Гайсин

