Нужны ли Перми небоскребы?
Цифра недели
Памятник В.И. Ленину в Комсомольском сквере
В январском номере журнала «Архитектура СССР» в1934 г. была помещена статья «Ленинские памятники». Автор статьи Б. Терновец отметил в статье: «Десять лет отделяют нас от смерти Ленина. За это время по всему СССР, в столицах, областных городах, заводах воздвигнуты были десятки и сотни памятников Ленину». Автор не ставил целью «дать обзор монументальной скульптуры, посвященной Ленину, или проследить развитие, изменения в постановке решения этой темы. Для этого потребовалось бы ознакомится путем непосредственного осмотра на месте со всем колоссальным материалом скульптурной Ленинианы, или, по крайне мере, необходима была бы тщательная штудировка сконцентрированного в одном месте всего фотографического материала памятников». Целью статьи была по мысли автора обобщение имеющегося материала, подведение итогов сделанному, попытка учесть опыт, наметить правильные пути.
По наблюдению автора статьи «первое десятилетие ленинского монументального портрета это время опытов, эпоха первоначального подхода к решению сложной, исторически ответственной задаче». Первое, что приходило при знакомстве с представленным материалом - это явное господство реалистического подхода к теме. Рабочий зритель, хотел видеть «не условный, абстрактный образ Ленина, а Ленина - человека», не допуская в изображении вождя стилизации или деформации образа. Отсюда успех и популярность памятников, дающих образ Ленина-оратора, пламенно призывающего и убеждающего массы. Большинство, поставленных в СССР памятников решали образ Ленина именно в такой трактовке (напр., памятник Ленину в Витебске, где он изображен произносящим страстную речь, или образ Ленина работы скульпторов Щуко и Евсеева, где он изображен в момент речи на броневике перед Финляндским вокзалом в Ленинграде; памятник Ленину работы скульптора Шадр на ЗаГЭС, где он изображен властно повелевающим, или образ Ленина, обращающегося с призывом к массам в многочисленных памятниках работы ленинградского скульптора Козлова. Трактовка Ленина в спокойной, статичной манере (памятники в Казани и Могилеве) по мысли автора не передавали тех ассоциаций, которые были связаны с его образом, и потому оставались недостаточно эмоционально воздействующими.
Из такого ограничения темы возникала опасность «трафаретного, стандартного решения»: «Ленин, жестикулирующий, с поднятой или вытянутой рукой - таков образ-штамп, упрочивающийся в нашей практике». Кроме того, ряд статуй Ленина получил массовое распространение (например, работы скульптора Козлова): «Ту же статую Ленина с вытянутой повелительно правой рукой мы видим перед «Смольным» в Ленинграде. на Кизельских угольных копях, в далеком Сталинабаде, в Севастополе и др. городах. Другой вариант Ленина - оратора с вытянутой вверх рукой мы видим в Новороссийске, Сталинграде. Н. Тагиле и пр. Повторные изображения Ленина распространяют также Всекохудожник, Трест скульптуры и т.д.». Автор статьи не призывал к тому, чтобы «любой провинциальный город связывался с одним из виднейших скульпторов Союза и заказывал специально для себя памятник Ленину. Это было бы неразумной тратой средств, времени и сил. Но от столиц, крупных областных центров можно было бы ожидать более глубокого подхода к постановке задачи Тем более, что механистическое использование готовых стандартных статуй Ленина приводит нередко к порочным художественным решениям».
Кроме того, одна и та же самая статуя Ленина воздвигалась на постаментах самого различного вида, формы и масштабов. Нередко это приводило «к кричащей неувязке отношений»: «Во многих случаях удовлетворительное в пределах хорошей академической выучки скульптурное решение убивается нелепым, не увязанным в пропорциях кустарно сделанным постаментом» (в качестве примера были приведены памятники Ленину в Ногинске Московской обл., Н. Тагиле и Сталинграде). К этой же категории, - по мысли автора статьи, - относились «наспех переоборудованные постаменты старых низвергнутых царских памятников, ясно выдающие свое происхождение рядом устарелых орнаментальных мотивов» (например, памятник Ленину в Костроме).
От этих случаев «невольной вульгаризации большой проблемы» автор перешел к анализу «более сложного, более органического решения вопроса», когда памятники Ленину были построены с учетом «определенных пространственных данных», вошли «необходимой частью в конкретный ансамбль города». В данном случае речь шла об активном сотрудничестве скульптора и архитектора, в части культурного, продуманного решения вопросов постамента, его формы, пропорций, связи с местом и т.п. (в качестве примера, автором статьи были приведены памятник Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде работы Щуко и Евсеева, памятник Ленину в Ростове-на-Дону работы скульптора Нерода, памятник Ленину в Петрозаводску работы скульптора Манизера и др.).
В 1930-е гг., в Перми согласно наказам избирателей на сооружение памятника основателю советского государства Владимира Ильича Ленина целевым образом собирались средства. Однако деньги избирателей были потрачены Горсоветом на другие цели. 2 февраля 1938 г. Президиум Горсовета (постановление № 5 §24) по вопросу о строительстве памятника В.И. Ленину констатировал, что: «собранные с населения в 1932-1938 гг. деньги в сумме 62589 руб. на сооружение памятника В.И. Ленину безответственно растрачены и до настоящего времени наказ избирателей о сооружении памятника не выполнен. 2) Считать недопустимым, что до сих пор Прокуратура не закончила следствия по этому делу - просить Облисполком обязать Областную прокуратуру закончить немедленно следствие и направить дело в суд. 3) Отмечая безоговорочную необходимость выполнения наказа избирателей, объявить трудящимся, что в 1938 г. памятник ВИ Ленину будет построен. 4) Поручить главному архитектору Горкомхоза в месячный срок связаться с Московской скульптурной мастерской для составления и выполнения в натуре памятника. 5) Полагать также возможным использовать имеющиеся в московских скульптурах готовую скульптуру фигуры Ленина по рекомендации комитета по делам искусств, но с обязательным составлением проекта пьедестала. 6) Проекты должны быть представлены на утверждение Президиума Горсовета. 7) Для пьедестала использовать уральский гранит, мрамор и др. камни. 8) Расположение памятника желательно по осям Оперного театра и Дома горсовета. 9) Стоимость сооружения в 180 тыс. руб., просить Облисполком включить в местный бюджет Пермского Горсовета на 1938 г. 10) Ответственность за проведение всех вопросов возложить на тов. Осиюк (и.о. ответственного секретаря Президиума Городского Совета РК и КД).
27 февраля 1938 г. СвердТАСС сообщил, что в Перми, выполняя наказ избирателей Горсовет решил воздвигнуть в этом году памятник В.И.Ленину, который будет постав в центре города - в Комсомольском сквере. В феврале 1938 г. было дано проектное задание на изготовление скульптурной фигуры Ленина скульптурно-производственному комбинату «Всекохудожник» г. Москва и скульптурным мастерским ЦПК и О им. Горького г. Москва: «материал фигуры - бронза, либо железобетон с цветной облицовкой; пьедестал из уральского гранита, мрамора и друг. камней; высота фигуры не менее 3,5 м; ориентировочная стоимость всего сооружения 150-180 тыс. руб., включая проектно-сметные работы, установка и пр. Особо было оговорено участие в разработке проекта известного скульптора Меркурова. Открытие памятника было приурочено к 1 мая 1938 г.».
14 февраля 1938 г. был получен ответ от Скульптурных мастерских ЦПКиО им. Горького (г. Москва, ул. Большая Пироговская, № 2, быв. Новодевичий монастырь): «По своей структуре и задачам Скульптурная мастерская берет на себя выполнение любого сооружения, связанного со скульптурой и по сооружению памятников. В части краткосрочности указанного Вами срока может идти речь только о таких фигурах, которые имеются в наличии в готовом виде моделей, и которые согласованы с соответствующими инстанциями, кроме того если для этого наличествуют производственные возможности. Что касается сооружения уникального значения, и тем более портретного сооружения, то это совершенно другое дело. ответственное и сугубо политического значения. Надо полагать, что навряд ли порядочный советский скульптор, и тем более учреждение возьмет на себя смелость принять заказ в короткие сроки ради финансовой выгоды, и выполнить договор так, чтобы сбыть с рук. Практика показывает, что гастролирующие единоличники, рвачи скульпторы в погоне за наживой зачастую в своих делах имеют успех, заключают договор непосредственно с клиентурой на местах на соответствующие сооружения портретного значения памятники и берут солидные суммы авансов, а затем дело приводят к срыву договоров, и зачастую авансы остаются в их пользовании, а хозяйственник придумывает статью списания для выгораживания себя.
Желая ответ на ваше письмо по существу, мы вызвали ряд скульпторов, в числе их оказался наш лучший работник по скульптурному творчеству т. Листопад, последний подтвердил нашу точку зрения на счет уникальности установки и не солидность отношения к этому делу в части поспешности. Мы со своей стороны, разделяя этот взгляд в части уникальности, можем добавить, что если затрачивать солидную сумму средств, нужно согласиться на вполне ответственное наше предложение в сроках, а если стоит вопрос об установке из существующих моделей, то эти сроки могут быть условно сокращены как минимум к 1 июня 1938 г». 17 марта 1938 г. они же сообщили ориентировочные данные стоимости и сроков исполнения: срок выполнения проекта 1½ -2 месяца с момента заключения договора, стоимость определена 15 тыс. руб., срок выполнения памятника: выполнение модели скульптуры в глине 4-5 месяца со дня заключения договора, стоимость работы скульптора 40-50 тыс. руб., изготовлении формы гипсовой модели и отливка бронзового памятника 2-3 месяца со дня принятой модели от скульптора стоимости 60 тыс. руб., заказ будет выполнен скульптором т. Листопад; срок изготовления памятника 8-10 месяцев, стоимость 120 тыс. руб. без стоимости постамента.
17 марта 1938 г. дирекция скульптурно-производственного комбината Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных искусств «Всекохудожник» (г. Москва, Балтийский пос. д. 42а) сообщила следующее: «Мы можем взять на себя изготовление памятника В.И. Ленину, а также и облицовку постамента к нему на следующих условиях: облицовка постамента лабрадором или уральским гранитом. Постамент может быть облицован в течение 1½ -2 месяцев после утверждения проекта и оформления с нами договора. Фигуру В.И. Ленина скульптора Меркурова мы можем сделать из бронзы или гранита по вашему усмотрению, при чем если вы остановитесь на бронзе, то для этого нам необходимо получить от вас материал или фонд на этот материал всего в количестве 1½ тонн. В случае если вы остановит на граните, то материал мы можем обеспечить сами. Со своей стороны мы рекомендуем остановиться на изготовлении фигуры из гранита. Железобетонная фигура обойдется значительно дешевле, но ставить на гранитный постамент, мы не рекомендуем. Что касается размера фигуры, то речь идет о фигуре скульптора Меркурова, модель которого мы имеем размером 3 метра высотой. Если вас этот размер не удовлетворяет, вы будете настаивать, чтобы фигуру большего размера делал обязательно скульптор Меркуров, то это конечно обойдется значительно дороже, чем фигура по готовой, имеющеюся у нас модели, и кроме того, займет не менее 4-5 месяцев. Ориентировочная стоимость фигуры без облицовки постамента 40-50 тыс. рублей, в граните - 65-70 тыс. рублей. Что касается облицовки постамента, то цена его может быть определена только после утверждения эскиза. Если вы считаете необходимым поставить фигуру к Первомайским праздникам, то мы можем предложить вам установить фигуру в гипсе, отпотированную под бронзу с последующей заменой ее в том материале, о котором мы с вами договоримся. Стоимость гипсовой скульптуры со всеми расходами не более 10 тыс. руб».
Кроме того, Пермским Горсоветом были получены сообщения о согласии изготовления памятника Ленину от дирекции Архитектурно-проектных художественных мастерских Ленинградского отделения Товарищества Художников, (г. Ленинград, ул. Мойка, 83), «Монументскульптура» (Ленинград) «Мосскульптура» и дирекции «Всекохудожник».
В начале 1940 г. Пермский Обком ВКП (б), Горком ВКП (б) и Оргкомитет Президиума Верховного Совета РСФСР по Пермской области приняли совместное постановление об установке в г. Перми памятника т. Ленину: «Трудящиеся Перми в 1932-1933 гг. собрали 62589 руб. 67 коп. для сооружения памятника В.И.Ленину. Эти деньги в свое время были безответственно растрачены. Кроме того на ту же цель в Молотовском районе было собрано свыше 100 тыс. рублей, эти деньги были израсходованы на строительство аэродрома. Таким образом, наказ избирателей, повторяющийся из года в год, подкрепленный их собственными деньгами в сумме до 200 тыс. рублей остается не выполненным до сих пор. Сметы на составление проекта памятника нет. По ряду переписок можно ориентировочно определить общую сумму затрат 200-250 тыс. рублей.
25 сентября 1939 г. СНК РСФСР постановлением № 505 «О строительстве памятника В.И. Ленину в Перми» за подписью председателя СНК Вахрушева разрешил Оргкомитету Президиума Верховного Совета РСФСР по Пермской области построить в 1940 г. памятник В.И. Ленину. При этом Наркомфин РСФСР было предложено предусмотреть в 1940 г. в бюджете Пермской области 250 тыс. руб. на сооружение указанного памятника.
9 декабря 1939 г. Президиум Пермского Городского Совета РК и КД постановлением № 58/10 «О строительстве памятника В.И. Ленину в Перми», в соответствии с постановлением СНК РСФСР № 505 «О строительстве памятника В.И. Ленину в Перми» и об отпуске для этой цели 250 тыс. руб., и постановления Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Пермской области от 4 октября 1939 г. за № 1591, постановил: 1) Памятник В.И. Ленину соорудить в Комсомольском сквере на месте центральной клумбы по оси оперного театра с ориентацией на юг. 2) Принять предложение треста Художественно-промыслового производства Управления по делам искусств при Ленсовете «Монументскульптура» о сооружении своими силами и материалами памятника В.И. Ленина в Перми по проекту скульптора Томского со сроком изготовления, с полной установкой на месте не позднее 1 августа 1940 г. 3) Принять к сведению заявление заместителя начальника управления Облотдела Вторцветмет т. Дерюшева в том, что заявка и разрешение на потребное количество бронзы в объеме 10 тонн на сооружение памятника будут обеспечены. 4) Поручить главному городскому архитектору в декадный срок обеспечить все плановые исходные материалы для проектирования памятника. Учитывая, что ориентировочная стоимость сооружения памятника составляет 500 тыс. руб. (фигура, поста-мент и проч.), а Горсовету отпущено 250 тыс. руб., просить Оргкомитету Президиума Верховного Совета РСФСР по Пермской области дополнительно включить в бюджет города на 1940 г. остальные 250 тыс. рублей.
10 декабря 1939 г. Исполнительный комитет Молотовского городского совета депутатов трудящихся заключил договор с заводом «Бронзового художественного литья «Монументскульптура»» треста художественно-промысловых производств управления по делам искусств Ленсовета на проектирование и сооружение памятника В.И. Ленину в г. Молотов. Согласно договору завод «Монументскульптура» обязан был изготовить в бронзе фигуру В.И. Ленина скульптора Томского и установить пьедестал и фигуру в г. Молотов к 1 сентября 1941 г. Исполнительный комитет Молотовского городского совета депутатов трудящихся передавал заводу «Монументскульптура» в 1940 г. наряд на получение от «Главторцветмет» цветного металла в количестве 10 тонн: механической бронзы 5 тонн, колокольной 2,3 тонны, ломь красная медная 2,7 тонн и уплачивал 121,9 тыс. руб. авансовой стоимости установки памятника.
19 декабря 1940 г. на совещании Комитета по делам искусств при СНК СССР по вопросу рассмотрения установки памятника В.И. Ленина для г. Молотова обсуждался проект памятника, разработанный скульптором Н.В. Томским и архитектором Е.А. Левинсон. 24 декабря 1940 г. решением Исполнительного комитета Молотовского городского совета депутатов трудящихся за № 972 «о строительстве памятника В.И. Ленина в г. Молотов было решено: 1) Утвердить сметно-финансовый расчет на строительство памятника В.И. Ленина на сумму 200 тыс. руб., как подготовительные затраты 1940 г. 2) Принять к сведению заявление главного городского архитектора Кордонского об утверждении 19 декабря 1940 г. Комитетом по делам искусств при СНК СССР проекта памятника В.И. Ленина в г. Молотов (авторы скульптор Томский Н.В., архитектор Левинсон). 3) Затребовать от «Монументскульптуры» окончание работ проекта и сметы не позднее 25 января 1941 г. 4) Предупредить «Монументскульптуру» об окончании всей работы с установкой памятника и пьедестала на месте и открытии не позднее 1 сентября 1941 г. Председатель Пермского Городского Совета депутатов трудящихся Бушмелев.
Вскоре, 22 июня 1941 г. началась война, и перед областными и городскими органами власти встали другие задачи - организация военного производства на предприятиях города и области, прием и размещение эвакуированных предприятий, учреждений и частных лиц из прифронтовой полосы и т.д. Установка памятника Ленину в городе Перми была отложена на неопределенное, более подходящее время.
Бронзовый монумент В.И. Ленину высотой 10 метров в Комсомольском сквере города Перми, напротив театра оперы и балета был установлен в 1954 г. по проекту скульптора Г.В. Нерода и архитектора И.Г. Тараева. Открытие памятника состоялось 14 октября 1954 г. 30 августа 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР за № 1327 памятник В.И. Ленину, установленный в Комсомольском сквере города Перми был принят на государственный учет как памятник искусства Пермской области.
Гайсин О.Д.
Б. Терновец. Ленинские памятники. // Архитектура СССР. - 1934. - № 1. - С. 12-15.
Документы о сооружении памятника В.И. Ленину в городе Перми. 2.01.1938-21.01.1941 гг. // ГАПК. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 38 а. Л. 116.
Памятники истории и культуры Пермской области. - Изд. 2-е перераб. и дополн. - Пермь, 1976. - С. 132; Памятники истории культуры Пермской области. Т. 2. Памятники истории, архитектуры
