Лилия Ширяева: «В Перми особенное отношение к градостроительству со стороны специалистов государственных органов»

30.04.2015

Почему в Перми есть сложности с реализацией важнейших проектов? Как обстоят дела в сфере градостроительства, насколько эффективна работа властей в данной области? Эти и другие проблемы осветила заместитель председателя Законодательного Собрания Пермского края Лилия Ширяева, замруководителя постоянно действующей рабочей группы по рассмотрению вопросов градостроительства, строительства и землепользования.

 

– Лилия Николаевна, начнем с такого общего вопроса: каковы, на ваш взгляд, основные проблемы Перми на данный момент в градостроительной сфере?

– У каждого, кто сталкивается с этой сферой, особенно на практике, будет свой ответ на этот вопрос. На мой взгляд, основная проблема – это все-таки административные барьеры. Причем проявляются они совершенно по-разному, и я не могу сказать, что это «барьерная» деятельность какого-то одного органа. Считаю, что в Перми вообще какое-то особенное отношение к градостроительству со стороны специалистов государственных органов и органов местного самоуправления. Например, по-разному трактуется федеральное законодательство разными государственными службами и застройщиками. Соответственно, один и тот же пакет документов может возвращаться заявителю бесчисленное количество раз. Это касается разных стадий: изменения зонирования, получения разрешений на строительство, на ввод в эксплуатацию и так далее. На каждой из этих ступенек какие-то проблемы. Это если говорить про правоприменительную градостроительную практику.

Если же говорить о градостроительстве в высоком смысле этого слова, то здесь я вижу проблему, которая называется одним словом «непоследовательность». Постоянные изменения «курса» в этой сфере характерны для руководства Пермского края и города Перми уже в течение как минимум последнего десятилетия. Причем в других регионах такой негативной специфики не наблюдается.

 

– То есть именно с этим связано то, что в Перми годами не реализуются важные проекты?

– Совершенно верно! На мой взгляд, именно в этом причина. Проекты у нас не реализуются, потому что каждый новый руководитель пересматривает то, что было до него, и старается сделать «ровно наоборот». В итоге у нас есть, например, больше десяти проектов реконструкции Театра оперы и балета, которые не дошли до реализации. То, что происходит сейчас – это вообще отдельная «песня». Подготовлен проект, с которым согласились все, начиная с общественности и заканчивая всеми необходимыми экспертизами. И на стадии, когда уже заключены договоры на разработку рабочей документации и на осуществление строительных работ, наше правительство вдруг пересматривает решение и откладывает начало строительства. И так – почти по любому из проектов.

 

– Можно несколько слов об этих самых проектах?

– Сейчас уже, надеюсь, близок к реализации проект аэропорта. Наконец-то краевые власти осуществили всю цепочку действий в соответствии с законодательством. Бюджет края получит от этой сделки неплохие средства – почти полтора миллиарда рублей. А инвестор уже не имеет никаких рисков при реализации проекта по сравнению с теми схемами, которые были два года назад.

 

Зоопарк… Для меня это очень больная тема, потому что получилось так, что ранее я была задействована в разных стадиях решения вопроса о его переносе. Прежде всего, конечно же, я – как и все жители города – за перенос зоопарка на другое место. Когда я работала в городской администрации, мы участвовали в выборе площадок совместно с экологами, специалистами, работниками зоопарка. В итоге тогда сошлись на мнении, что лучший вариант – это участок на улице Братской. После этого были потрачены немалые средства – около ста миллионов рублей – на то, чтобы сделать проект зоопарка со всеми исходными данными и с обоснованиями. Примерно столько же – на то, чтобы выкупить подходящие земельные участки. Можно было уже начинать реализацию проекта, но к тому времени в крае и в городе поменялась власть. И началась новая эпопея с подбором участка и проектированием. Я не понимаю смысла в том, чтобы постоянно менять идеи и не начинать воплощать ничего.

Проект переноса зоопарка в Черняевский лес обсуждается уже третий год. И до сих пор отсутствует земельный участок. Мне очень не нравится, как в данном случае ведет себя правительство – оно само показывает застройщикам, как можно нарушать федеральное законодательство. Строитель не может начать полноценное проектирование и тем более «выйти на площадку», если у него нет земли. Надзирающие органы выпишут ему огромные штрафы, если что-то будет сделано не так. Правительство же совершает все действия, которые осуществлять нельзя: начиная с проектирования и заканчивая включением средств в краевой бюджет – при отсутствии оснований для этого. Будучи профессиональным юристом и законопослушным гражданином, я хочу, чтобы все было по закону, как в случае с аэропортом. Надеюсь, что скоро в решение данного вопроса войдет в правовое русло.

 

Железнодорожный вокзал – из той же «оперы». И это, как мне кажется, еще более долгоиграющая история. Связана она с тем, что очень много участников процесса. Это и краевые власти, и городские, и РЖД, и инвесторы. Также сложность в том, что надо очень грамотно решить составляющие самого транспортного узла, исходя из целесообразности привязки туда же автовокзала и учитывая федеральные планы по «прямой железнодорожной ветке» из Москвы, минуя Пермь. Все эти нюансы надо как-то совмещать в одном проекте. В июне текущего года у Законодательного Собрания запланировано выездное заседание консультативного совета совместно с РЖД. Мы будем обсуждать все эти вопросы и, надеюсь, что сможем выработать правильные решения.

 

Что касается Художественной галереи, мне кажется, что все принципиальные решения приняты. К ним можно относиться по-разному, но я рада, что правительство не стало передавливать ситуацию с переносом Галереи в здание Речного вокзала. Это было бы просто губительно для нашей коллекции – одной из самых уникальных не только в России, но и в мировом масштабе. То, что найден вариант покупки готового здания, меня лично очень устраивает. Если чиновники поторопятся, то это будет быстрее, чем строить новое здание.

Хотя и здесь есть свои нюансы. Изначально планировалась покупка здания в два этапа. То есть правительство на первом этапе приобрело бы здание в том виде, в каком оно есть сейчас, естественно, после проведения экспертизы его состояния и оценки его стоимости. Затем действующий собственник имел бы обязательство привести здание в то состояние, которое должно соответствовать стандартам для размещения музея соответствующего уровня. Конечно, из бюджета за эту работу была бы произведена оплата. Мне этот вариант нравился больше, чем то, что сейчас предлагает правительство.

А теперь предполагается, что краевые власти покупают здание, как оно есть, и сами его реконструируют. А сложных технологических моментов там много. Мне кажется, что собственник сделал бы это быстрее, эффективнее и лучше. Мы видим, как строятся, а, вернее, не строятся краевые объекты. В прошлом году у нас исполнение инвестиционной программы – это стройки, которые финансируются бюджетом – составило всего чуть более 20 процентов. Объясняют власти такой результат тем, что федеральное законодательство по проведению торгов на выполнение любых работ является сложным, а сами эти торги выигрывают за смешные суммы недобросовестные подрядчики, которые потом не справляются с обязательствами. Соответственно, приходится расторгать контракты, взыскивать неустойки в суде и снова объявлять конкурсы.

В случае, о котором мы говорим, была, на мой взгляд, уникальная возможность работать вместе с действующим собственником, не проводя эти сложные процедуры, и при этом соблюдать все требования по размещению Галереи. При этом было бы реально за 2015-й и начало 2016-го года завершить работы. В той конструкции проекта, которая есть сейчас, я не вижу перспектив переезда Галереи в ближайшем будущем (2-3 года).

Полный текст интервью с Лилией Ширяевой – в майском номере журнала «Метражи».

Беседовал Андрей Трошков