Особое доверие государства: нотариат и электронное взаимодействие

01.06.2015

В последние годы государство особое доверие оказывает нотариату, предоставляя нотариусам доступ к государственным реестрам, усиливая статус нотариально оформленного документа и делая более привлекательным совершение нотариального действия, тем самым позволяя гражданам под условием безопасности, бесспорности, гарантированности и квалифицированности, которую обеспечивает нотариат, совершать юридически значимые действия, значительно экономя свое время и силы.

За последнее время в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц был принят ряд законов, направленных на повышение эффективности работы нотариата. Немало усилий к этому прилагает и само нотариальное сообщество, совершенствуя работу нотариусов, налаживая взаимодействие с компетентными органами, внедряя и реализуя новые технологии.

Немаловажную роль в этом имеет электронное взаимодействие, способствующее минимизированию человеческих затрат и сокращению времени при совершении юридически значимых действий.

Так, нотариусы, используя электронные возможности, запрашивают сведения из государственных реестров (ЕГРП, ЕГРЮЛ, ЕГРИП), необходимые для совершения различного рода действий (договоры купли-продажи недвижимости, сделки с долями в уставных капиталах обществ, свидетельствование подлинности подписей на заявлениях юридических лиц о внесении различных сведений в ЕГРЮЛ и пр.). Обладание нотариусами подобным функционалом способствовало резкому сокращению бумажного документооборота, тем самым разгрузив налоговый орган и облегчив гражданам и юридическим лицам совершение нотариальных действий.

Кроме того, нотариат и сам является носителем электронного реестра. Существующий с 1 июля 2014 года реестр уведомлений о залоге движимого имущества ведется нотариусами. Этот реестр позволяет лицам, приобретающим любое движимое имущество, например, автомобили, в случаях возникновения в последующем споров иметь статус добросовестных покупателей.

На сегодняшний день нотариусы успешно взаимодействуют с налоговыми органами и органами Росреестра, имеют возможность осуществлять передачу любых документов для внесения в государственные реестры сведений о регистрации.

Такая передача осуществляется нотариусами и на бумажных носителях и в электронном виде, что, безусловно, удобно и для заявителей и для нотариусов.

Развивая концепцию «одного окна», законодатель с 1 января 2016 года предусмотрел возможность не только подачи нотариусом в налоговый орган документов в электронном виде, но и получение в электронном виде результатов рассмотрения документов для последующей передачи их заявителю. Поскольку в Пермском крае действует всего лишь один налоговый орган, осуществляющий регистрацию, подобная возможность значительно упрощает процедуру регистрации для заявителей, которые могут ограничиться лишь двумя визитами к нотариусу – за совершением нотариального действия и получением результатов регистрации.

Хочется надеется, что законодатель, развивая электронное взаимодействие, учтет потребности бизнес-сообщества и сократит сроки регистрации по документам, поданным в электронном виде в налоговый орган, как это было сделано в отношении  регистрации прав на недвижимое имущество.

Напомним, что с 1 января этого года регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов (договоров купли-продажи недвижимости, свидетельств о праве на наследство и пр.), поданных нотариусом в электронном виде, проводится всего за один рабочий день. Весь необходимый пакет документов, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, направляется нотариусом в электронном виде в Росреестр. Результаты о проведенной регистрации можно получить у нотариуса.

До недавнего времени возможность подавать документы на регистрацию в Росреестр в электронном виде реализована не была. Первый успешный опыт такой регистрации прошел в мае в Москве.

Нотариусы Пермского края надеются, что вскоре данная возможность появится и у нас, и уже сейчас готовы осуществить передачу документов на госрегистрацию в электронном виде. Осталось только дождаться, когда этот сервис заработает в нашем крае.

До тех пор по документам, поданным нотариусом в Росреестр, регистрация осуществляется в течение трех рабочих дней.

На сегодняшний день нотариусы Пермского края успешно осуществляют функции, возложенные на них государством, оправдывают его доверие, реализуя на практике новеллы законодателя. Все нотариусы Пермского края имеют усиленную квалифицированную электронную подпись и технические возможности реализовывать электронное взаимодействие, что предоставляет гражданам определенные преимущества при обращении к нотариусам. 

Консультант-методист правового отдела Нотариальной палаты Пермского края Ваганова О.С.

Нотариальная палата Пермского края
Тел.: (342)263-36-20,263-25-04
Сайт: www.notary59.ru
E-mail: