Вячеслав Пермяков: «Риэлторский бизнес должен быть цивилизованным»

18.06.2015

Недавно Председатель Совета ректоров сети институтов «Высшая школа недвижимости», Почетный член Российской Гильдии Риэлторов, Член Национального совета РГР Вячеслав Пермяков был избран Действительным членом Международной Академии Ипотеки и Недвижимости и получил соответствующий диплом. Он был отмечен за «значительный вклад в развитие национального рынка недвижимости и ипотеки». И уже в этом почетном звании он дал интервью порталу «Метросфера».

 

— Вячеслав Федорович, во-первых, расскажите о том, как проходит избрание в Действительные члены этой Академии?

— Избрание происходит на Ученом Совете по мере необходимости: раз в полгода, раз в год, раз в два года. Мне позвонили 24 апреля и сказали, что меня избрали. Конечно, мне было приятно. Это государственная система, созданная для воплощения целевых задач: национальный жилищный проект, создание институтов формирования инфраструктуры рынка недвижимости, правовой основы для рынка ЖКХ и строительства. Очень серьезные люди являются академиками. Из регионов России я здесь первый, не считая двоих губернаторов, остальные из Москвы и Санкт-Петербурга.

 

— Долго ли вы шли к этому?

— Более 20 лет. Я уже 23-й год на рынке недвижимости. Все это время занимался созданием цивилизованного рынка, как в нашем регионе, так и по всей России.

 

— С чего же все начиналось и как развивалось?

— В 1998 году в рамках группы компаний «Пермский торговый дом недвижимости» мы с коллегами плотно начали заниматься жилищными вопросами в сотрудничестве со всеми основными застройщиками Перми. Тогда мы апробировали новую инвестиционно-сбытовую систему на рынке недвижимости, которая позволила крупнейшим строительным трестам оперативно проводить продажи и держать цену на 6% выше вторичного рынка. После нас никто этого уже не делал. Для того, чтобы выстроить такую систему, нужен был системный научный подход, мы его выстроили. Также мы занимались коммерческой недвижимостью, вопросами приватизации, оценочной деятельностью, правовым сопровождением и так далее.

В 1999 году я был приглашен в Гильдию жилищных инвесторов, инициаторами создания которой были депутаты Госдумы и корпорация «Жилищная инициатива» – крупнейшая тогда организация, в которой большинство членов были кандидатами и докторами наук. Тогда я начал еще более системно изучать жилищные вопросы. Помогло все хорошо уложить в голове и сотрудничество с американскими коллегами.

В этом же году пермские депутаты открыли первый в своем роде кооператив «Построим сами». Была создана программа «Дом для нашей семьи», и под нее город выделил землю. Это был блистательный проект. Затем кооперативы открыли «Камская долина», «Перспектива». Выделялась земля, граждане сами накапливали деньги, сами себя финансировали и получали более дешевое жилье.

Занимался я и вопросами образования, в частности, на кафедре в Высшей школе экономики. В 2000 году мы создали Высшую школу недвижимости. У меня были очень хорошие коллеги – научные консультанты. Была создана целая система образования как модуль для любого региона, где есть разные профессии: риэлторы, оценщики, управляющие и так далее. Это федеральный проект, не только пермский. Он позволяет не только обучать людей, но и создавать в каждом регионе экспертные группы, которые помогают и власти, и бизнесу. Это довольно большая сила, хоть она и не всегда видна.

В течение семи лет я был научным консульнантом Камского форума профессионалов рынка недвижимости. Сейчас, к счастью, есть кому этим заниматься и без меня: хорошо подключились «Медиана», «РГР. Пермский край». И по сей день я являюсь научным руководителем Всероссийского жилищного конгресса в Санкт-Петербурге.

Около пяти лет я участвовал в экспертной работе в Совете Федерации, также занимаюсь обсуждением жилищным вопросов в Государственной Думе.

 

— Насколько успешно у нас решает власть эти вопросы?

— Я скажу следующее: мы, эксперты, знаем, как сделать так, чтобы было много жилья, в том числе арендного. Но нужна воля власти. И дело не в выделении денег. Нужно дать землю бесплатно малоимущим категориям населения, после этого надо найти организации, которые обеспечат строительство жилья по низкой себестоимости, и исключить девелопера. В итоге цена жилья получается значительно меньше. Кроме того, давайте пустим капитал иностранных инвесторов. Они же его обратно не заберут, только дайте гарантии, что им 30 лет не будут изменять размер налогов. Пусть они нам построят жилье для нашего народа. Но чиновники не решают эти проблемы.

 

— А что вы можете сказать в целом про развитие риэлторского бизнеса в нашей стране?

— Вообще, конечно, нашему риэлторскому бизнесу немного не хватает интеллекта. Не так много людей, которые знают рынок, у которых большие связи, которые понимают, зачем нужны ассоциации, образование, как работать с властью. А основная масса думает о том, как бы у кого-то «выхватить» клиента. Вот это мне не нравилось всегда. Но мир, в том числе риэлторский, такой, какой есть. Не любишь – уходи из него.

Бизнес должен быть цивилизованным. Когда есть договор. Когда, если клиент не платит, можно обратиться в суд и получить деньги. А когда, например, соглашаются за полпроцента работать – то это позор. Я своим выпускникам всегда говорю – работайте с достоинством профессионала, не позволяйте относиться к себе неуважительно. А профессия риэлтора вообще-то уникальная, с практически неограниченными возможностями роста. Но, как я уже говорил, часто приходится заниматься разъяснениями, что такое цивилизованная работа на рынке, что такое толерантность, коллегиальность, демократичность.

 

 

— Что еще может сейчас помешать риэлторам?

— Меня волнует бюрократизация. Сертификация, саморегулируемые организации… СРО – это вообще «троянский конь». Нашлись люди, которые хотят собрать денег. Эти средства будут лежать в банках и не вернутся. Это же коррупция в рыночной экономике. Самое страшное – бороться с коррупционером-коллегой. Вот, например, «РГР. Пермский край» - чем не саморегулируемая организация? Она разве не регулирует свою работу? Каждый из нас уже застраховался, а сейчас еще нужны взносы в СРО. Почему я должен отвечать своими деньгами еще за кого-то. Что касается сертификации, у нас уже есть свои стандарты деятельности, внутренние кодексы этики и так далее. А тут снова целый бюрократический процесс, на котором кто-то зарабатывает деньги. Лицензирование в риэлторском деле же не просто так отменили, зачем оно нужно! Эффективность бизнеса теряется, люди начинают из него уходить.

 

— А если говорить именно про Пермь, наш регион?

— Вообще я считаю, что наш Пермский край в плане развития рынка недвижимости очень продвинут. Это такая положительная конкурентная среда, из которой очень легко выйти в соседние регионы. Многие даже до конца этого не понимают. У нас здесь более сильный риэлторский бизнес, накоплено много полезной информации. И очень профессионально работает в Перми отделение Российской Гильдии Риэлторов. Я был первым его председателем и горжусь, что вышел отсюда.

 

— Каковы ваши основные планы?

 — Не так давно мы создали Камскую палату недвижимости с отделениями в нескольких городах. Это эксперты, которые имеют большой опыт практической работы, международное образование. Еще была образована Пермская земельная лига, тоже очень интересный проект. Нужно, чтобы были развиты все сегменты, чтобы было много организаций, взаимодействующих друг с другом. Есть разные мультилистинговые системы, информационные порталы, со всеми нужно работать.

Планы на будущее есть. Мы будем выстраивать правильные образовательные проекты одного формата в регионах. Пытаемся создать Евразийскую федерацию консультантов рынка недвижимости, будем консультировать бизнес, власть. Есть еще экспертные задачи, проекты по оценочной работе. И они во многом сходятся.

Беседовал Андрей Трошков