Президент Союза архитекторов России Андрей Боков: «Нужно менять политику в области градостроительства»

30.09.2015

В конце сентября в Екатеринбурге состоялось крупнейшее событие – 100+ Forum Russia. В течение этих дней участники, посетители форума, представители СМИ имели возможность услышать мнения на различные темы самых ярких специалистов в областях строительства, архитектуры, градостроительства и так далее. Одним из самых интересных стало выступление президента Союза архитекторов России, академика Российской академии архитектуры и строительных наук Андрея Бокова.

Андрей Владимирович рассказал об очень болезненной для нашей архитектуры теме идентичности. Это то, что связано с сохранением памятников, сохранением наших городов, с попыткой выяснить, в чем же наш геном, наше отличие. Также он коснулся, что вообще происходит со стилями и какое место занимают они в проектной практике, в архитектуре.

 

Что же со стилями?

— В принципе внутри архитектуры существует некий конфликт между двумя ее частями. Одна архитектура – так называемая «высокая», она описана в истории искусств и так далее в виде некоторой череды стилей. И за каждым из них стоит не просто орнамент, не просто декор, а представление о мире, картина мира, которая рисуется независимо от самой жизни. Такими стилями были барокко, классицизм, модерн и так далее, которые входят в академическую историю. Но рядом с этим возникает совершенно другая жизнь – более практичная, если можно сказать, «низкая» жизнь, которая в принципе породила весь феномен современной архитектуры. Она родилась в начале ХХ века, выйдя как бы из-за спины той «высокой» архитектуры. Она вышла из архитектуры народной, каждодневной, которая не ассоциирует себя с храмами и монументами. Эта архитектура стала главенствующей с момента появления демократичного, доступного, индустриального жилья. Она внестилистична. То есть все эти разговоры о «хай-теке» или минимализме, как стилях, лишены оснований. Это иначе организованная парадигма, когда чужда стилю как отражению картины мира. Это другое, это то, что порождено протестантским сознанием.

Тренд или контекст?

— Вообще, настроения в российской архитектуре менялись неоднократно. И в 1990-е годы мы вступили в состояние некоторого диалога и относительного равновесия архитектуры профанной и сакральной, если переводить на язык культуры. Для профанной парадигмы принципиально важно сохранение состояния тренда. Какие-то глобальные интернациональные увлечения – это все ее атрибуты. Сакральная же архитектура – это архитектура контекста. Тренд и контекст не существуют вместе. Архитекторы делятся не две категории. Для одних место, пространство обитания, история этого места, его легенда являются огромной ценностью. Они никогда не нарушат эту ткань. Для других важнее пребывать в том самом тренде, быть похожими на кого-то. Это мода. В тренде работает мода, в контексте чаще существует стиль.

За трендом ли будущее? Нет, я все же думаю, что будущее за диалогом контекста и тренда. Ни та, ни другая парадигма не должна побеждать. Такое было только в тоталитарных обществах. Каждый должен находить свое место и чувствовать себя комфортно. И они должны друг друга подстегивать.

Что можно сказать о нашей идентичности?

— Это чрезвычайно болезненная тема. Всякий раз она возникает с новой силой. В законодательстве многое, что представляет ценность, практически никак не защищено. Например, культура деревянного строительства – это то, что принадлежит России, создает ее уникальность. И когда весь мир только открыл для себя то, что дерево является материалом будущего, мы почему-то об этом забыли. Мы строим непонятно какие железобетонные и другие здания. Беда в наших головах и в состоянии умов.

Что касается градостроительства, есть такое слово, которое не любят многие современные почитатели трендов, – это «ансамбль». Почему мы так комфортно чувствуем себя в центрах некоторых городов, например, Петербурга, Парижа и других? Это связано, прежде всего, с упорядоченностью, подогнанностью домов и открытых пространств. Дом, двор, площадь, улица – все это взаимозависимо. Таким образом, создается ощущение непрерывности, естественности. Этот тип городской ткани формировался тысячелетиями. Люди ценой огромных усилий, пробуя и ошибаясь, создали эту ткань. И только в ХХ веке этот тип много где оказался разрушенным, когда мы стали строить многоэтажные дома и располагать их непонятно. Города стали очень неестественными. Нужно менять эту политику, вернее – выстраивать ее, потому что сейчас она отсутствует.

Как относиться к власти?

— Профессия архитектора такова, что мы должны жить в союзе с властью. Власть – этот тот заказчик, который формирует город. Мы не вправе вступать в конфликт с ним. Любой такой конфликт губителен, гораздо лучше диалог, попытки как-то просветить, придать осмысленность тому, что происходит. У нас есть примеры окружающего мира. Мы идем чуть-чуть позади, и это дает нам исключительную возможность избежать многих ошибок, чем мы зачастую не стараемся воспользоваться.

Записал Андрей Трошков
Фото www.forum-100.ru