Кадастровый учет жилья. Новые правила постановки новостроек

09.11.2015

Весной этого года вступили в силу новые правила постановки новостроек на кадастровый учет. Однако до сих пор с данной темой связано много вопросов. Разъясняет генеральный директор ООО «ТехКадастрГеодезия» Ольга Стрелкова.

 

– Ольга Валерьевна, расскажите, пожалуйста, каков новый алгоритм постановки новостроек на кадастровый учёт: как было раньше и как должно быть сейчас?

– Раньше кадастровый учет многоквартирного дома (МКД) осуществлялся в два этапа. Сначала застройщик получал разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. При этом для подтверждения факта соответствия фактических характеристик МКД проектной документации проводилась его инвентаризация и подготавливался технический паспорт. Затем застройщик осуществлял постановку на кадастровый учет МКД с помещениями или без помещений. В последнем случае участники долевого строительства самостоятельно осуществляли постановку на учет своих квартир с целью получения кадастровых паспортов и последующей регистрации права собственности на квартиры. Кроме того, существовала также возможность постановки на кадастровый учет квартир без постановки на учет МКД. В этом случае застройщик мог осуществить постановку новостройки на учет в любое время.

Сейчас правила изменились. С 1 марта 2015 года постановка МКД и его помещений осуществляется на основании разрешения на ввод здания в эксплуатацию, направляемого уполномоченным органом в орган кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Приложением к указанному разрешению является технический план, содержащий сведения о МКД и всех расположенных в нем помещениях, в том числе о квартирах.

Таким образом, постановка на кадастровый учет подразумевает одновременно учет и всех жилых помещений, в том числе квартир.

 

– Какие документы и в какой государственный орган должен предоставить застройщик для того, чтобы поставить новостройку на кадастровый учёт?

– Строительная компания должна представить в уполномоченный орган в составе пакета документов, необходимых для получения разрешения на ввод МКД в эксплуатацию, технический план, содержащий сведения о МКД и всех расположенных в нем помещениях.

По общему правилу разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию выдаются органами местного самоуправления.

 

– Для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома необходимо изготовить технический план многоквартирного дома, для этого кадастровому инженеру понадобится определенный комплект документов. Расскажите – каких?

 – В соответствии с законодательством, одним из документов-оснований для подготовки технического плана является проектная документация на объект недвижимости. Для установления факта соответствия фактических характеристик объекта проектной документации также потребуется технический паспорт МКД.

 

– Какой срок отводится регистрирующим органам на постановку объекта на кадастровый учёт?

– В соответствии с законодательством, постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

 

– Некоторые компании требуют с граждан деньги за постановку квартир на кадастровый учет. Законно ли это?

– Постановка объектов недвижимости на кадастровый учет осуществляется бесплатно. Другое дело, что для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик должен заказать у кадастрового инженера технический план, содержащий сведения о МКД и его помещениях, в том числе о квартирах. Поэтому вопрос распределения расходов, связанных с подготовкой указанного документа, как правило, определяется договором или иными документами, регламентирующими финансовые взаимоотношения застройщика и участников долевого строительства. 

 

– Нужно ли сегодня получать кадастровый паспорт в бумажном виде?

– Только в некоторых случаях. Например, банк для предоставления кредита под залог недвижимости может затребовать от заемщика кадастровый паспорт на бумажном носителе, заверенный органом кадастрового учета.