Retail нашего времени. Заменит ли интернет походы в магазин?

10.01.2017

Избитая, но точная фраза – сегодня без интернета невозможно представить жизнь в большом городе. Сеть проникла абсолютно во все сферы жизни, но с разным успехом. Сегодня многие совершают покупки в интернет-магазинах, и возникает логичный вопрос: заменит ли интернет-ритейл привычные магазины, и если да, то все или только определённой категории?

В ноябре Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) опубликовала следующие данные: по итогам 2016 года оборот в этой сфере увеличился до 900 млрд руб. (рост – 18% по сравнению с 2015-м). В следующем году он может достигнуть уже 1,1 трлн руб. (с ростом в 23%). Если сравнить эти цифры с показателями, ну хотя бы трёхлетней давности, то прогресс минимум в два раза. А если взглянуть на статистику оборота посылок в РФ, на которую напрямую влияет этот вид торговли, то становится «совсем страшно»: в 2013-м россиянами получено 35 млн посылок, в 2015-м – 135 млн, а по итогам этого года прогнозируют аж 230 млн (!!!).

Не дождётесь?

Осознав такое, легко пофантазировать, что лет так через 10 не останется ничего, кроме торговли через Сеть. Но реальность довольно основательно сдерживает подобные умозаключения (как в старом анекдоте: «Как здоровье? Не дождетёсь!» или из серии «интернет полностью заменит печатные СМИ» – об этом много лет говорят, но газеты выходят. Пусть с каждым годом всё меньше, но уже сколько похоронных «дней икс» газеты пережили?).

Да, интернет-торговля развивается семимильными шагами. Но, во-первых, пока нет признаков того, что она сможет подменить реальную. Во-вторых, развивается сегмент неравномерно, то есть в одних отраслях активно, в других – слабее, а где-то вообще является, скорее, лишь удобным помощником физических покупок.

Всё это отражается и на детальном исследовании рынка, особенно в местном пермском масштабе. При написании статьи, выяснилось, что глобально этим вопросом никто не занимался. Опрошенные эксперты фиксируют лишь общие и частные тенденции. Понятно, что конкретные компании знают свой «личный» оборот интернет-торговли, но пока никто их в полной мере не раскрывал, чтобы из всего этого получилась точная картина рынка.

– Сегодня в России, и в Перми особенно, активно развивается интернет-продажа относительно недорогой продукции – одежды, бытовой и цифровой техники, детских товаров. То есть всего того, на что можно посмотреть, пощупать в реальных магазинах, но в интернете продаётся дешевле, – говорит директор департамента оценки компании «Инвест-аудит» Евгений Железнов. – Но есть отрасли, где интернет пока не может заменить физическую покупку. Например, покупка узкоспециализированного оборудования.

Также сложно представить полную замену интернетом реальных покупок в сфере недвижимости.

– Здесь, скорее, речь может идти не об интернет-торговле, а об онлайн-сервисах, которые эту самую торговлю максимально упрощают и делают удобнее для покупателя, – поясняет эксперт. – Активно развиваются онлайн-сервисы по поиску и подбору недвижимости, бронированию, рекламированию в сети новостроек с онлайн-турами. Также можно упомянуть сервисы для продавцов недвижимости, которые позволяют улучшить взаимодействие застройщиков с риэлторами. (Яркий пример – система «Нмаркет.ПРО», которую в Перми продвигает ИА «Медиана» - прим. ред.)

Несмотря на то, что интернет-торговля – общемировое явление, большое значение имеет география. Например, на нашей планете по сей день есть регионы, где доступ к интернету у населения сильно ограничен, а где-то уклад общества более традиционен и люди с осторожностью относятся ко всему новому. На это же влияет и уровень урбанизации: по статистике городское население намного активнее «сидят» в интернете, чем «на селе». То же самое относится и к самим городам. В развитых мегаполисах чисто математически интернет-магазинов больше, и немаловажное значение тут имеет логистика: если доставка товаров развита слабо, то и их стоимость и удобство (скорее, неудобство) получения отбивает желание ставить такие покупки на поток. А от этого напрямую зависит интерес к отрасли со стороны инвесторов.

– На сегодняшний день в Перми насчитывается порядка 450 интернет-магазинов. Несмотря на то что в сравнении, например, с Екатеринбургом наш город нельзя назвать «логистическим узлом», данный вид бизнеса является достаточно низкозатратным и поэтому интересным для инвесторов. Многие торговые сети если не перешли, то уже планируют занять определённое место на этом рынке, – говорит исполнительный директор компании «Р-Консалтинг» Ольга Козырева.

Кризис в помощь

Ещё один фактор «за» развитие интернет-торговли – мобильность. Да и нынешняя экономическая коньюнктура играет на руку данному бизнесу.

– Понятия «средняя площадь» для интернет-магазинов не существует. В качестве склада может выступать небольшая кладовка со стеллажами в офисе или оборудованное холодильными камерами отдельное здание, – продолжает Ольга Козырева. – Всё зависит от объёмов реализации и товара, которым торгует интернет-магазин. Как правило, под складские помещения такие компании выбирают здания из сэндвич-панелей, из легковозводимых конструкций и, соответственно, с невысокой арендной платой. В условиях экономического спада данный вид бизнеса является достаточно интересным и для собственников складской недвижимости.

Что касается рынка аренды, то текущая экономическая ситуация способствует развитию данного сегмента бизнеса, ориентированного на минимальные затраты. Ради стабильных арендаторов собственники помещений готовы максимально снижать арендные ставки. На текущий момент арендные ставки для складских помещений от интернет-магазинов снижаются до 100–150 руб. за кв. м.

Ставку на переориентацию в интернет-торговлю, пусть даже в основном экономически вынужденную, мы можем увидеть, например, на сегменте стройтоваров. Та же сеть «Суперстрой» закрывает массу реальных торговых объектов в стране, но активно призывает клиентов пользоваться своим интернет-магазином.

Если брать более близкие примеры, то можно упомянуть грандиозное развитие так называемых e-tickets, электронных билетов на развлекательные мероприятия.

Пусть здесь Пермь стартовала значительно позже многих коллег из других больших городов (например, футбольный «Амкар» запустил отлаженную систему продажи билетов через интернет лишь с нынешнего сезона), это значительно облегчает возможность посетить матчи. А посмотрите, сколько людей в очередях у входа на стадион на матчи баскетбольной «Пармы» держат в руках распечатанные e-tickets.

Бескрайнее поле для роста

Учитывая все вышеуказанные тренды и тенденции, остаётся констатировать факт, что сетевой ритейл пусть пока и не заменит реальный, но поле для его роста практически безгранично. По данным АКИТ, средний чек интернет-покупки в 2014 г. составлял 3700 руб., в прошлом году – чуть более 4 тыс. Не густо, но это означает ориентацию на небольшие продукты.

Более показательны другие данные – несмотря на гиперрост и вроде бы астрономические цифры денежного оборота, вовлечённость в интернет-торговлю в России всё равно остаётся крайне низкой. Простое сравнение: в год на душу населения приходится чуть менее двух онлайн-покупок, тогда как в Китае этот показатель достигает 12, а, например, в Великобритании – аж 45! И что, на Туманном Альбионе отсутствуют булочные и прочие супермаркеты? 

Оригинал материала читайте в журнале «Метражи»

Автор Дмитрий Енцов

Последние публикации:

Рекомендуем посмотреть