Бизнес правого полушария: Креативным идеям не хватает площадей

11.05.2017

Культурная жизнь Перми медленно, но верно приобретает новые черты. Реализуемые креативные проекты демонстрируют актуальность необычных форм досуга, в фаворе – нестандартное мышление. Рестораторы, дизайнеры, фотографы, владельцы магазинов стремятся предложить нечто особенное и работать на площадях арт-кластеров, которых в городе дефицит. Что мешает развивать «атмосферные» пространства, «Метражам» рассказывают представители креативного бизнеса.

ДУША VS ТЕЛО

Старинные особнячки, уютные, скрытые от суеты дворы, заброшенные здания начинают постепенно конкурировать с торгово-развлекательными комплексами (ТРК), предоставляя арендаторам не только площадь, а ещё и особую атмосферу. Ставка на «душевность» заставляет бизнесменов не просто экономически рассчитать проект, но и открыть в себе художника.

– Креативные бизнесы апеллирует к иррациональному в человеке: будят воображение, рождают эмоции. В этом их успешность и востребованность. В отличие от обычного бизнеса, в нём иной баланс прагматики и романтики, – говорит предприниматель Александр Флегинский (развивает арт-кластер «Старокирпичный переулок». – Прим. ред.). – В банальном ТРК пробудить воображение намного сложнее, чем в помещениях с «историей». Важно не только здание, но и окружающая среда: архитектура, воздух, уличный шум… Сам по себе дворик в дореволюционной постройке не станет точкой притяжения. Надо, чтобы тот, кто делает его «доходным местом», по-настоящему его любил. Без любви ничего не получится. С другой стороны, если кому-то нравится промышленный интерьер в новом бизнес-центре, то и его можно сделать притягательным и живым.

– Создать нечто «атмосферное», креативное в ТРК или торговом центре (ТЦ) вполне возможно, – соглашается Ольга Красникова, директор магазина «ЧердакК». – Только всё равно оно будет проигрывать заведениям, обосновавшимся на площадях с «историей». Дело в том, что любители «душевных» мест не посещают с целью приятного времяпрепровождения ТЦ и ТРК, рассчитанные на массовость. Это не их среда обитания.

– Успех креативного проекта – не в помещении, – уверена Алиса Филичкина,организатор Red Market. – Да, история «Старокирпичного переулка» делает своё дело, но особую атмосферу нужно создавать самим проектом, а не его местоположением. Например, в «Аптеке Бартминского» (ул. Ленина, 54. – Прим. ред.) погибло несколько хороших проектов, несмотря на «атмосферное» место и достойных соседей. И наоборот, здание, в котором находится PERMM, на мой взгляд, не для музея современного искусства, но сколько там было крутых выставок за последние два года.

– Открывая свой второй ресторан, мы не стремились создавать атмосферу, а думали о бизнесе, – вспоминает Алевтина Тютикова,управляющий партнёр ресторана Sister's Bar. – Хотелось что-то похожее на гастрономические бистро Европы. Зрел проект стильного уютного пространства, однако в средствах мы были ограничены и к тому же открывались в период, когда подобрать помещение было очень сложно. Это сегодня, в кризис, на каждом углу объявления о сдаче в наём коммерческих площадей, а тогда ситуация была другой: аренда процветала, ставки завышены, помещения, которые нравились, требовали капремонта и больших вложений. Поэтому нами руководила жёсткая экономия. Особая атмосфера появилась позже. Второй проект мы запустили, по сути, на этаже бизнес-центра, но постарались сделать его уютным, отталкиваясь от наиболее интересных планировочных решений офисного помещения. Полукруглый зал, терраса органично вписались в «атмосферное» кафе. Жаль только, что из окон не видно моря. (Смеётся.) Сейчас у нас заработала барная стойка – место, где собираются свои, т. е. перекочевавшие из «Арбузного сахара» (первый проект сестёр Тютиковых. – Прим. ред.). На мой взгляд, это самый «атмосферный» квадрат в Sister's Bar. Несмотря на то что наше заведение относят к «душевным» местам Перми, для нас это бизнес, а не дорогая игрушка.

– Мне удалось соблюсти золотую середину – студия приносит деньги и тоже считается одним из «атмосферных» мест в Перми, – говорит Арина Орлова,директор NOфрэйм studio. – Безусловно, когда арендуешь помещение, вкладываешь свои силы и средства, к проекту нужно относиться как к бизнесу. И в этой связи большинство пермских фотостудий чисто коммерческие, но они не воспринимаются как арт-пространство. Я не хотела как у всех. Конечно, студия для меня тоже бизнес, но с «изюминкой». Главное – не быть похожими на других, что как раз и привлекает клиента, понимающего идею. Студия не входит ни в один культурный кластер Перми и базируется на этаже бывшего завода. Рядом с нами – балетная школа, батуты, в планах – теннисный корт или детский центр. Я вижу, что людям нравятся такие островки, соединяющие в одном месте интересные, но разные концепции. Площади, которые сегодня занимают в ТРК якорные арендаторы, подошли бы мне по метражу, но атмосфера студии была бы уже другой. Особый воздух создают сами стены. Ты заходишь в здание и понимаешь, что здесь было раньше. Для поддержания стиля и творческой атмосферы мы оставили в интерьере студии многие элементы заводской среды.

– Определённо с историей и атмосферой лучше, – уверена Майя Королько, управляющая кафе Mishka.Food. – Торговый центр, без сомнений, обеспечил бы аудиторию, но вопрос, ваш ли это клиент? 

Арендаторы помещения в «Старокирпичном переулке» – дизайнеры одежды, партнёры проекта POLYTOPE Галина ПлохаяЕкатерина ЛогиненкоНаталья НагинаАнастасия Ефремова – тоже сходятся во мнении, что местоположение заведения заставляет перестроиться на другую категорию покупателей, пересмотреть предложение и концепцию.

– На этаже ТЦ мы могли бы запустить проект, но уже с другим ассортиментом и ценовой политикой, – поясняет Екатерина. – Нужно учитывать, чторитейл ориентирован на интенсивный поток посетителей, значит, коллекции тоже должны быть рассчитаны на массового покупателя. В «Старокирпичном переулке» у нас другая аудитория.

– То есть мы открыли бы стандартный магазин женской одежды, – дополняет Анастасия. – Создать на этаже торгового центра что-то похожее на наш магазин в переулке не получится.

– В ТРК люди нацелены поскорее завершить шопинг, перекусить на фуд-корте и, более не задерживаясь, его покинуть, – поддерживает коллег Галина. –«Старокирпичный переулок» не располагает к спешке, удерживает посетителей определённой атмосферой. Пребываниездесь не сводится только к покупке эксклюзивной вещи, а переходит в приятное времяпрепровождение среди исторических стен. И мы очень удачно вошли в этот контент. Нашему проекту «душа» переулка только добавляет плюсов.

– «Атмосферное» место может помогать бизнес-проекту – выгодно рекламировать, самостоятельно привлекая клиентов, – говорит Наталья. – Поэтому наполнение важнее, и тому хороший пример – дизайн-маркеты, для проведения которых организаторы подыскивают площадки в недостроенных зданиях.

НЕ ДЛЯ ВСЕХ АЛМАЗОВ

Бывшие цеха заводов, склады, здания старого фонда – по сути, готовое концептуальное пространство для тех, кто, зарабатывая, креативит. Но, как отмечают эксперты, несмотря на высокий спрос, предложений из серии «заезжай и твори» в Перми практически нет. Усложняют процесс поиска требования к помещению самих арендаторов, потому что концепция каждого креативного проекта диктует свои условия.

– К сожалению, у нас далеко не так, как принято в мире, – говорит Алевтина Тютикова. – В Европе ты заезжаешь со своим проектом в помещение с барной лицензией и всеми коммуникациями. Арендатору остаётся покрасить стены, поставить оборудование и мебель. Всё! Далее можно работать. В Перми таких предложений нет. Мы на поиски помещения для Sister's Bar потратили более трёх месяцев. В итоге в офис на ул. Ленина въехали от безысходности. И я больше никогда не ввяжусь в такие авантюры, где ты должен завести кабель, согласовать канализацию, снести все внутренние перекрытия и только через месяц увидеть пространство, с которым можно работать.

По словам эксперта, наиболее подходящие площадки, как правило, имеют статус памятника архитектуры со множеством обязательств, запретов и обременений.

– Есть здания, которые можно выкупить, но сложно окупить в рамках «атмосферного» проекта, – добавляет Алевтина. – Возврат средств лет так через тридцать никого не привлекает. Креативному бизнесу проще работать на аренде. Однако в большинстве случаев ситуация такова: всё, что подходит под идею, либо занято, либо арендодатели предлагают брошенную собственность где-то на окраине, если в центре, то без парковки. Лично я не рискну открыться в спальном районе, не вижу перспектив, учитывая отмирание клубной культуры. В историческом центре – постоянная проблема улиц первого значения, вторая линия, как правило, не работает.

– Достойную площадку ещё придется поискать, – утверждает Майя Королько. – В нашем случае было важно наличие отдельного входа, удобное расположение, отсутствие соседей с подобным предложением, проходимость.

– Для нас главное местоположение – обязательно центр города и площадь от 700 «квадратов», – называет требования Алиса Филичкина. – В Перми мы не имеем постоянной площадки, а кочуем, занимая помещения в только что построенных зданиях.

Найти пустующий склад или цех в центре города и на первой линии – редкий случай. Но даже если проект не требует больших площадей, остается ещё много всего, над чем заставит потрудиться креативная идея.

– Перед тем как начать поиск подходящего места, необходимо усвоить, что твой проект не для всех «алмазов», – советует Ольга Красникова. – Мы это осознали не сразу и искали помещение два месяца. Глянец с витринами нам не подходил, хотелось что-то вроде лофта. Заброшенных зданий много, но их реставрация требует больших вложений, и ещё неизвестно, «выстрелит» это место или нет. Пока в городе только два пользующихся спросом у «креативных» арендаторов арт-кластера – «Старокирпичный переулок» и «Аптека Бартминского». Получить в аренду несколько «квадратов» в этих зданиях очень сложно. Я наблюдаю, как молодёжь, затеяв подобный проект, не может его запустить из-за отсутствия соответствующих площадей. Поэтому кому удалось найти «свои» стены, очень повезло.

– Мне было нелегко найти помещение в силу требований, предъявляемых к лофт-студии: большое пространство, высокие потолки, центр города, – делится Арина Орлова. – Здания бывших заводов, складов расположены преимущественно на окраине. Считаю, что мне просто повезло. Во-первых, мы нашли соответствующее помещение и вблизи центра. Во-вторых, бывший цех, который не был предназначен для коммерческих целей, за неделю до моего прихода было решено реставрировать. В-третьих, собственник, разрешил снести стену между двумя помещениями, чтобы получилось пространство площадью 200 кв. м.

– В Перми мало площадок, которые подошли бы для ведения «креативного» бизнеса, – подтверждает ситуацию на рынке Наталья Нагина. – Но если проект с сильной концепцией, то привлечь клиентов будет проще даже в обычном месте.

Кочевая жизнь сопровождает не только дизайн-маркеты, переезжают концептуальные галереи, посудные лавки, книжные магазины и рестораны. Не найдя подходящей площади, некоторые проекты закрываются. Везунчиков мало, готовых «атмосферных» пространств ещё меньше. А надо ли больше? Пермь, как ни крути, далеко не культурная столица и не первопрестольная по факту.

НЕ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕРМЯКА

Провинция всегда равнялась на столицу. Несомненно, Москва и Санкт-Петербург – сильнейшие точки притяжения туристов, мигрантов, да и местные жители привыкли получать от городской жизни нечто особенное. В Перми, кроме дефицита площадей в арт-кластерах, пока ещё сохраняется среди большей части населения предвзятое и настороженное отношение к «атмосферным» местам. Настроение объяснимо: город промышленный, с фабрично-заводскими окраинами и людьми, привыкшими мыслить стандартно и просто. Иррациональность в них не будит воображение, эмоции рождает, но другие. И главное: это бОльшая часть населения Перми. Тогда для кого развивать культурные пространства с необычной едой, авторской одеждой, винилом, книгами и лофт-студиями?

– Да, работать с нашими людьми порой трудно, продать дизайнерскую вещь ещё сложнее, и дело не в цене, а в непонимании идеи, – констатирует Екатерина Логиненко. – Наши коллекции чаще покупают через интернет-магазин иногородние, чем пермяки. Несмотря на ситуацию, считаю, что в Перми всё равно необходимо создавать «атмосферные» места. На мой взгляд, нужно постепенно приучать население к необычному формату, дизайну, и ментальность здесь не имеет значения. Например, отшивая ассортимент в наш магазин, мы стараемся прислушаться к клиенту, добавить «изюм» в базовые вещи. Пока публика по-прежнему зажата. Но если бы таких кластеров, как «Старокирпичный переулок», стало больше, то пермяки со временем прониклись бы атмосферой города культурного, нежели заводского, стали более раскрепощёнными.

– Посетители нам часто задают вопрос: а это вообще магазин? – рассказывает Ольга Красникова. – Очевидно, что среднестатистический пермяк не в теме лофтов, дизайн-маркета и хенд-мейд, ему привычней магазин с продавцом за длинным прилавком. Тем не менее горожане заходят, смотрят, что-то покупают, и некоторым такой формат начинает нравиться. Думаю, что в Перми всё только начинается: появился «Дом культуры» – ребята оживили здание на ул. Пермской и смогли создать в нём «атмосферное» место; в цоколе ТЦ «Крепар» начал работу частный театр. Сейчас в этой нише активны молодые люди, чей возраст плюс-минус 30 лет. Но подрастает следующее поколение, которое, в отличие от представителей эпохи СССР, более восприимчиво к креативным пространствам. Соответственно, одни будут их создавать, другие станут благодарными потребителями арт-продукта.

– В Перми должно быть больше интересных мест, – соглашается Галина Плохая. – Даже в сравнении с Екатеринбургом, а про Москву и Питер я вообще не говорю, мы бедноваты. Однако целевая аудитория у нас всё-таки есть. Тем, кто «в теме», не нужно объяснять, что здесь за место, – они завсегдатаи «переулка». По другим посетителям сразу видно, что для них такая атмосфера неприемлема. Бывают и неожиданно приятные открытия, когда приходит покупатель, ты понимаешь, что он далёк от креатива, а ему нравится и наша одежда, и весь этот ресторанно-магазинный мир в дореволюционной постройке. Конечно, у пермяков свои особенности, которые заметны со стороны. Мне не раз приходилось слышать от иногородних ритейлеров, что Пермь – это болото и вроде как открывать здесь магазин не стоит.

– Я жила и в Москве, и в Петербурге, – делится Алиса Филичкина. – Москва – да, столица, там есть всё, о чём только можешь мечтать. Но вот от второй – культурной – столицы, считаю, мы ничуть не отстали. В Перми живёт много творческих людей. По наполнению того небольшого количества интересных мест и качеству уникальных событий мы абсолютно точно не уступаем Петербургу.

– Если говорить о заведениях общепита, то я не уверена, что в Перми острая необходимость в увеличении количества таких мест, – рассуждает Алевтина Тютикова. – Рынок перенасыщен, и на первое место выходит качество. Сегодня отчётливо прослеживается тенденция: идут туда, где вкусная еда, а создана атмосфера или нет, уже вторично. Но в целом посещаемость «атмосферных» заведений зависит от многих факторов. Помню, когда мы открылись, к нам ходил клиент из «Арбузного сахара» – миллениалы, люди 30–35 лет, которые в Перми зарабатывали журналистикой, арт-критикой, IT. Многие из них переехали в Москву, и категория так называемых близких по духу людей рассосалась. Но появилась другая группа посетителей – люди 45–55 лет, которые никогда такого не видели в Перми, зато бывали в подобных заведениях в Берлине или Барселоне. Сегодня это наши постоянные клиенты, обеспечивающие нам приятный чек. И третья категория – поколение Z. Они пьют чай, едят вафли, о чём-то долго говорят и фотографируются. Модные «атмосферные» места – их стихия, ритм, стиль… Посетители очень разные и не совсем готовы встречаться в одном месте.

– Сложно прогнозировать, – считает Арина Орлова. – Очевидно, что для местного населения такие «атмосферные» места непривычны и непонятны. И вместе с тем в Перми становится всё больше молодых дизайнеров, художников, фотографов... Все они приходят к нам, потому что им нужна именно наша студия и мы на одной волне. Ребята, которые учатся в столице или за рубежом, приезжая в Пермь, искренне удивляются, что здесь возможен такой формат. Да и мне хотелось реализовать проект в своём городе, потому что пермский рынок не перенасыщен лофт-студиями. Не скрою, были мысли уехать в Москву, там публика легче, но высока конкуренция.

– Для столиц подобные кластеры – привычная часть городской жизни, – говорит Александр Флегинский. – В Перми – сродни чуду. С каждым годом в городе становится всё больше молодых людей с неплохим образованием, опытом поездок в Европу и высокими запросами к досугу. У старшего поколения тоже появляется вкус проводить время в так называемых лофтовых местах. Так что Перми есть куда расти.

По мнению Анастасии Ефремовой, главное – не перестараться: «если таких проектов будет слишком много, возникнет перенасыщение и публика потеряет к ним интерес».

ОБМАНЧИВАЯ ПРОСТОТА

Тем, кто только собирается создать «атмосферу» и шлифует бизнес-план, стоит приготовиться: надеяться придётся исключительно на себя. Несмотря на недавние попытки властей сделать из Перми ещё одну культурную столицу, сегодняшние необычные идеи представителей креативного класса чиновников не интересуют. Поэтому, чтобы зайти на площади арт-кластера, проект должен быть креативно продуманным – пускают-то не всех. Вместе с тем концептуальность может повлиять на стоимость аренды, плюс дефицит площадей. Впрочем, опыт у всех разный.

– На стоимость аренды влияет местоположение, – говорит Алиса Филичкина. – Для нашего мероприятия мы с владельцами разрабатываем особую стратегию взаимоотношений.

– Нам, наоборот, уступили в цене, – делится опытом Арина Орлова. – Собственник также демонтировал стену, сделал панорамное окно за свой счёт.

– Главное условие совсем не по цене, – поясняет Наталья Нагина. – Владелец площадей проводит тщательный отбор претендентов на аренду помещения в арт-кластере.

– Арендодатель, как правило, интересуется, что будет размещено на его площадях, – дополняет Ольга Красникова. – И если помещение входит в какой-нибудь арт-кластер, то ради получения в нём места приходится свой проект «защищать» на предмет соответствия общей концепции.

По словам Александра Флегинского,концептуальностьвлияет на стоимость аренды, но не так, как принято думать.

– Мы отдаём себе отчёт, что далеко не каждый бизнес может встать на нашу площадку, – говорит предприниматель. – А те, кто может, обычно не имеют той бешеной рентабельности, на которую выходит, например, стандартный фуд-корт в ТРК. Поэтому арендные ставки у нас довольно щадящие, но требования к арендаторам высоки. И лишь единицы им соответствуют. Всё-таки это бизнес правого полушария. 

– В «Старокирпичном переулке» достаточно хорошие условия, предоставленные собственником, – считает Алевтина Тютикова. – Даже если владелец какого-нибудь ТРК сделает приемлемой аренду, не думаю, что арендаторы из «переулка» туда поедут. «Старокирпичный» – это готовое пространство, куда ты заходишь с проектом, протягиваешь электрику, ставишь плиту, мебель и запускаешься. В общем, это то, что мы называем идеальным вариантом для «атмосферного» места. Переделывать помещение другого типа под нечто похожее потребует минимум два миллиона рублей. Для креативного бизнеса такие траты неприемлемы.

Кирпичные стены, мебель из IKEA, старый таз, приспособленный под раковину, создают эффект простоты и лёгкости. Несложный на первый взгляд креативный бизнес на деле связан со многими рисками и требует титанических усилий. Не вписавшись ни в один культурный кластер, придётся подыскивать другие варианты. В Перми много старых пустующих зданий, часть из них – в госсобственности. И здесь, возможно, могли бы помочь власти…

– Изначально у нас были планы попросить власти помочь, но, как показывает практика, обивание порогов кабинетов чиновников не гарантирует успешного результата, а времени и сил уходит много, – поясняет ситуацию Галина Плохая. –Если государство владеет пустующими зданиями, то почему бы администрации не дать рекламу и не предложить арендаторам площади по льготной ставке или с предоставлением арендных каникул? Уверена, желающих было бы много.

По мнению Екатерины Логиненкообращаться за помощью лучше к меценатам – инвесторам, понимающим, что такое креативный продукт и бизнес.

– Рассчитывать на власти и меценатов бессмысленно. Моя поддержка и «подушка безопасности» – мама. Мне также очень помогает мой бойфренд, – признаеётся Арина Орлова. – Нам удалось в первый месяц выйти в ноль: заработали на аренду, оплату коммунальных счетов, купили что-то из оборудования. Но поверьте, в рамках таких проектов это получается далеко не у всех. Начинать креативный бизнес в одиночку, без сторонней помощи, – значит, браться за рискованное дело.

– В эпоху пермской культурной революции многих окрыляла надежда, что у любого стартапа всё получится на раз-два, – говорит Алевтина Тютикова. – На этой волне стали появляться заведения общепита с открытыми кухнями, интересными интерьерами и концепцией, но с поварами, не имеющими специального образования и санкнижки. Главный ориентир для тех, кто сегодня собирается реализовать «атмосферный» проект, – это понимание, что креативный бизнес потребует сил, вложений, ответственности и строгого соблюдения требований надзорных ведомств. В целом, и тем более в сегодняшней экономической ситуации, если креативный проект не поддерживается из каких-то дополнительных источников, я не представляю, как его можно продвигать, оставаясь в плюсе.

 Автор Светлана Борей / Фото предоставлены Алевтиной Тютиковой, Майей Королько, Ариной Орловой

Публикации по теме:

Последние публикации: