Речной вокзал: реконструкция идет, но будущее неизвестно

21.07.2016

Пока точно известно лишь то, что здание решили восстановить «как до 1991 года», а что в нем будет – никто не знает.

Сегодня каждый житель Перми или гость краевой столицы прогуливаясь по многострадальной набережной может увидеть плачевное состояние когда-то здания Речного вокзала, а затем и Музея современного искусства.

Еще недавно многие сомневались не превратится ли все это в вечное разрушенное строение, портящее и без того далеко не идеальный вид набережной, даже несмотря на заверения властей о том, что здание будет реконструировано. И 21 июля как минимум одна вещь стала известна широкой публике – зданию быть!

Генеральный директор Управления капитального строительства Пермского края  Андрей Коробов отчитался перед журналистами, что вскоре начнется непосредственная реконструкция.

«Здание является памятником архитектуры и принято решение о восстановлении его исторического облика без привязки к какому-либо функционалу, в том числе и музейному. Это будет старый добрый Речной вокзал, каким он был до 1991 года. Сейчас завершаются работы по усилению фундамента, демонтажу несущих конструкций, которые находились в аварийном состоянии. Также полностью демонтирована первая секция, которая находилась в совершенно непригодном состоянии. Сдача объекта произойдет в августе 2017 года, ввод в эксплуатацию – в декабре 2017 г. Никаких отставаний по срокам нет», - рапортовал Коробов собравшимся журналистам.

Также гендиректор УКСа добавил, что набережная около здания не входит в перечень работ, а общая сумма, выделенная на работы составляет 284 миллиона рублей. Промежуток между сдачей объекта и вводом его в эксплуатацию (с августа по декабрь 2017 г.) будет потрачен на историко-культурную экспертизу, без которой эксплуатация невозможна.

Реконстрацкия – это замечательно, но самый главный вопрос – что будет в готовом здании – остался открытым. Андрей Коробов дал понять, что этот вопрос не к нему, мол, его задача – работы по восстановлению, а про будущее узнавайте в других инстанциях. Единственное, что он смог сказать на этот счет: «После работ здание лет 100 будет функционировать, достанется и внукам».

А основания спрашивать есть. Напомним, перед началом всех работ еще в 2014 году краевое министерство культуры заявило, что здание вокзала будет вновь передано Музею современного искусства. То есть тому учреждению, которое на непродолжительное время вдохнуло в него жизнь. Понятно, что свою прямую функцию вокзала оно вряд ли будет выполнять, так как для активной пассажирской речной навигации никаких предпосылок нет. По крайней мере таких же масштабов, которые были в 1960 – 80 гг.

Подобная ситуация беспокоит сотрудников Музея современного искусства, несмотря на, якобы, обещание вернуть учреждение туда, где все их привыкли видеть.

«Мы не понимаем, будет ли проект реконструкции адаптирован под интересы Музея современного искусства. Потому что проекта адаптации под музея нет. Что-то конкретное мы говорить не можем, у нас есть лишь обещание министерства культуры Пермсокого края, что мы переедем в Речной вокзал в конце 2017 года. А данный проект к музею отношению не имеет. Да, мы сможем существовать и в пространстве этого помещения, другое дело, что если Край хочет профессиональный музей, то необходима целая система безопасности, влажности помещений, освещения, терминала по разгрузке экспонатов. Всего этого в проекте нет. Если здание будет восстанавливаться по архивным документам, это может означать, что внутри будут розовые потолки, синие стены, мраморные колонны -  не очень нужные для музея вещи», - прокомментировала ситуацию арт-директор Музея современного искусства Наиля Аллахвердиева.

И тут возникает логичный вопрос: что обо всем руководству музея говорит минстрой или минкульт?

«У нас есть учредитель – министерство культуры, мы не можем напрямую общаться с минстроем, минуя минкульт. Сейчас здание принадлежит Центру охраны памятников. На наши вопросы ответов нет, есть только комментарий, что мы переедем, но ни плана этого, ни графика как такового вообще нет», - добавила Наиля Аллахвердиева.

Пока нет ответов на основные вопросы, не лишним будет напомнить историю здания, так как она во многом показательна.

До вокзала в начале 20 века на этом месте была общественная уборная. Но речной транспорт развивался и прогресс заставил активно задуматься о появлении в Перми полноценного большого речного вокзала. После 5 лет утрясаний разных архитектурных и юридических вопросов в 1929 году наконец-то началось строительство вокзала по проекту Гринберга. В 1940 году оно было открыто и выполняло свою прямую роль до начала 1990-х годов, когда с падением речного трафика здание постепенно теряло свое предназначение и превращалось в торговый центр. В 2004 году здание закрыли. Но в 2010 году здесь открыли Музей современного искусства, который быстро стал одной из визитных карточек Перми. Многим казалось, что и здание и профиль учреждения идеально подходили друг другу, но от этого оно не становилось новее и в 2013 году в судебном порядке было принято решение закрыть музей (он «временно» переехал на бульвар Гагарина в здание бывшего магазина бытовой техники). Ну а затем демонтаж. Получается, что с 1990-х гг. и до настоящего времени здание «речного» так и не может найти свою новую судьбу и смысл.

Дмитрий Владимиров

Публикации по теме:

Последние публикации: