Управляющие компании готовятся подвергнуться процедуре лицензирования. Интернет-конференция

28.02.2014

Жилищный кодекс РФ предлагается дополнить новым разделом, который, в частности, предусматривает требование о наличии у лиц, которые управляют многоквартирным домом, лицензии, а у лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдением требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, – квалификационного аттестата.

Лицензионные требования будет устанавливать правительство России. Предполагается, что лицензирование будет осуществлять исполнительная власть региона, при этом действовать такая лицензия будет на территории только того субъекта, где она выдана. Если проект будет одобрен, предлагаемые нормы вступят в силу с 1 сентября 2014 года. При этом юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам необходимо будет получить лицензию до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии будет запрещено.

Свою точку зрения по этой теме высказывают опрошенные нами эксперты.

 

— Почему вопрос о принятии закона о лицензировании управляющих компаний поднят именно сейчас?

 

Отвечает Станислав Шестаков, член Адвокатской палаты Пермского края, юрист Пермского Фонда содействия ТСЖ:

— Сфера жилищно-коммунального хозяйства традиционно являлась и является одной из самых болезненных и конфликтных сфер нашей жизни, проблем в ней накопилось и существует огромное количество, что вызывает законное недовольство всех участников данного рынка, в первую очередь, граждан.

Соответственно, государство и пытается найти различные новые технологии решения существующих в данной сфере проблем. Почему именно сейчас? Возможно, потому, что существующее недовольство, по оценке органов власти, достигло некой критической массы, и, следовательно, поскольку не срабатывают прежние механизмы, необходимо предлагать некие свежие подходы.

 

Ответ Елены Котовой, президента НП Ассоциация управляющих компаний:

— В ЖКХ действительно существует огромный клубок проблем. И в этой связи периодически предлагаются разные решения  по распутыванию этого клубка. Вот сейчас предложено лицензирование как средство спасения отрасли. Но, к сожалению, сомнений в том, что это будет работать, гораздо больше, чем надежд, что лицензии решат все наши проблемы.

 

Игорь Колышкин, юрист Пермского регионального центра защиты прав потребителей:

— Думаю, что здесь можно отметить большое количество обращений на бездействие (некорректную и неэффективную работу) управляющих компаний и ТСЖ, в частности, в нашей организации. Также много жалоб отправляется в Государственную инспекцию вневедомственного контроля Пермского края.

 

— Насколько соблюдение условий отбора позволит действительно очистить данный сегмент рынка от недобросовестных участников?

 

Елена Котова:

— То, что лицензирование позволит очистить рынок от недобросовестных компаний, – это миф. А вот реальность сегодня такова, что предлагаемых проект создаст большие трудности добросовестным УК.

Кроме того, сегодня не ясно, что лицензировать. Что такое УК – не определено уже 9 лет. Это офис с мебелью и управленцы, которые договоры с подрядчиками заключают? Или это офис с мебелью и огромная собственная техническая база? Как будут оценивать готовность УК управлять? Сейчас это совершенно не понятно. Именно поэтому в нынешнем виде лицензирование никак не отразится на количестве недобросовестных компаний.

 

Станислав Шестаков:

— На мой взгляд, подход выбран принципиально неправильный, исходящий из того, что корень зла таится в работе управляющих компаний. По моему мнению, наоборот, основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства кроются в чрезвычайной монополизации сферы поставки коммунальных ресурсов, а не в деятельности УК. Однако, понятно, что государству гораздо проще разбираться с управляющими компаниями, тем более, что и к народу они ближе, а значит и любое недовольство, в первую очередь, выплескивается именно на УК.

Процедура лицензирования действительно позволит удалять с рынка самые различные управляющие компании, и при этом совершенно необязательно откровенно недобросовестные. При тех нормах, которые прописаны в проекте, «под замес» может попасть абсолютно любая управляющая компания.

Именно поэтому лично мне лицензирование в данной сфере представляется совершенно излишним, поскольку оно предоставляет реальные рычаги административного, неправого давления на участников рынка.

 

Игорь Колышкин:

— Этот вопрос двоякий. Есть такое мнение, что в России нет смысла писать новые законы, ведь над их написанием думают тысячи, а как их обойти – миллионы.

 

— Какие трудности могут возникнуть в ходе реализации программы?

 

Елена Котова:

— Вот пример. В проекте закона прописано, что два нарушения на доме ведут к исключению этого объекта из лицензии. А если таких домов 15% от общего количества, находящихся в управлении УК, то ее лишают лицензии. При этом не указано, каким именно должно быть нарушение. Какая у нарушения должны быть степень тяжести? Теперь давайте посмотрим, как складывается ситуация с нарушениями сегодня. Сегодня протоколы и штрафы выписывают управляющим компаниям за отсутствие урны, за граффити, которое подростки нарисовали на стене дома, за объявления, которые кто-то наклеил на двери подъезда, за вещи, которые собственник выставил на лестничную площадку. И таких примеров огромное количество. Лицензии можно будет лишить все УК в первый же месяц.

Далее законопроект предлагает обязать директоров УК сдавать квалификационный экзамен. Но кто и где прописал, что именно должен знать директор? Сегодня отсутствует даже образовательный стандарт, в котором бы было зафиксировано, что и в каком объеме должен знать человек, называющий себя управленцем в сфере ЖКХ. Управленец – это профессионал, который опирается на знания многих других специалистов. Задача управленца – уметь выстроить процесс, а не знать досконально, какими именно инструментами надо ремонтировать трубу водоснабжения. Лишили лицензии УК, дисквалифицировали директора. А что делать с остальными сотрудниками? Пополнить ими армию безработных?

 

Станислав Шестаков:

— Государству, разумеется, проще, как ему кажется, решать накопившиеся проблемы с помощью лицензирования, вместо того, чтобы системно ликвидировать сами причины имеющихся проблем. Но такой способ, в конечном итоге, неизбежно, на мой взгляд, приведет к новым трудностям и проблемам, поскольку любое лицензирование в силу своей природы изначально коррупционно и, безусловно, ведет к ограничению конкуренции, что не может не сказаться, в конечном итоге, на стоимости и качестве услуг и работ, в худшую сторону, разумеется.

 

— Как повлияет принятие закона на ТСЖ?

 

Станислав Шестаков:

— Напрямую, я думаю, на ТСЖ особо новый закон не повлияет, так как под лицензирование будут подпадать только многодомные ТСЖ, а таковых немного, тем более, что их создание сейчас серьезно ограничено суммарным количеством квартир в домах.

Но опосредованно, безусловно, повлияет, и не факт, что в лучшую сторону, например, в том случае, когда лицензии будет лишена УК, с которой ТСЖ состоит в договорных отношениях и к которой само это ТСЖ никаких претензий не имеет. В таком случае получается, что ТСЖ без его на то согласия решением государственных органов лишается своего, возможно, долголетнего и доброго партнера.

 

Елена Котова:

— Законопроект предлагает два варианта развития событий для ТСЖ. Если ТСЖ состоит из одного дома, то единственный вариант для него – заключить договор с лицензированной УК. ТСЖ из нескольких домов может управлять самостоятельно, только при условии, что оно получит лицензию.

 

Игорь Колышкин:

— Внесет порядок  в их деятельность, так как до этого в основном «боролись» с УК.

 

— Каковы, по Вашему мнению, будут основные результаты реализации данной инициативы в более-менее долгосрочной перспективе?

 

Станислав Шестаков:

 

— На мой взгляд, неизбежное в результате введения лицензирования повышение уровня коррупционности, снижение конкуренции и крайнее недовольство субъектов предпринимательства попытками неправого на них давления с учетом низкой результативности и недостижения тех целей, которые ставились, рано или поздно приведет к отмене лицензирования в сфере ЖКХ.

 

Елена Котова:

— Пока перспективы идеи лицензирования очень туманны. Закон в существующем варианте, без сомнения, создаст дестабилизацию на рынке. В законопроекте, например, есть положение, которое говорит о том, что лишенная лицензии УК обязана управлять домом, пока собственники этого дома не выберут другую УК. УК лишают права управлять и при этом обязывают управлять. Это ведь абсурд! Собственники, зная что УК лишили лицензии, перестанут платить. И управлять будет не на что.

Самая главная проблема этого законопроекта в том, что он рассматривается в отрыве от всего остального законодательства. Нет образовательного стандарта для управленца в сфере ЖКХ, а мы вводим экзамен для директора УК. Слабые санкции в отношении неплательщиков, и при этом штраф за невыполнение работ получает УК. И за это будем УК лишать лицензии. И так далее.

Последние публикации: