BIM – больше, чем пректирование. Девелоперы переходят на информационное моделирование объектов

14.10.2016

Масштабное внедрение инноваций в какой-либо отрасли экономики почти всегда сопряжено с трудностями. Опережая время, технологии будущего, как правило, сталкиваются с неготовностью их применять. Несмотря на тернистость, сегодня нет ни одной профессиональной сферы, где бы не пытались организовать рабочий процесс по последнему слову IT-индустрии.

О новом подходе к архитектурно-строительному проектированию заговорили и девелоперы. В центре внимания – BIM-технологии, способные, по мнению специалистов, поднять возведение объектов недвижимости на новый уровень. Насколько это возможно и необходимо, «Метражам» рассказали директор по развитию строительного холдинга «КД Групп» Ольга Коршунова и зав. лабораторией информационно-сетевых технологий, старший преподаватель кафедры СК и ВМ ПНИПУ Виктория Зеленина.

– Действительно ли технология нова? В чём особенность BIM?

В.З. Информационное моделирование зданий – явление не новое. Зарубежный опыт датирует начало применения BIM-технологий периодом 90-х гг. прошлого века. Инновация создавалась на основе архитектурного моделирования (визуализации объекта). Тем не менее это была всего лишь геометрическая часть. Сегодня BIM – не модель, а технология, с помощью которой создаётся виртуальное здание, включающее спектр данных об объекте на разных стадиях его жизненного цикла (проектирование, строительство и эксплуатация. – Ред.). При наличии всей информации становится намного проще проходить экспертизу проекта, отслеживать строительный процесс, логистику и т. п. В России информационное моделирование постепенно начинает находить применение, в том числе в строительной отрасли.

– Чем объясняется повышенный интерес девелоперов к BIM-технологиям?

О.К. Заинтересованность участников строительного рынка продиктована, в первую очередь, экономической выгодой, которую обеспечивают BIM-технологии. Как правило, за возведением дома или жилого комплекса стоят частные инвестиции, соответственно, время и деньги здесь на особом счету. Поэтому инновация рассматривается девелоперами с целью дальнейшего её внедрения в гражданском строительстве. Во-вторых, об эффективности информационного моделирования объектов заговорили на государственном уровне. И сегодня перед властями стоит задача – к 2017 году привести все объекты, контракты, заказы к экономической целесообразности, т. е. реализовывать качественно и в кратчайшие сроки. Для этого предложен поэтапный переход на BIM-технологии, начата разработка единых стандартов их применения. Бизнес, как я уже говорила, ставит перед собой те же цели. Поэтому есть технология, есть воля государства, на мой взгляд, для внедрения инновации очень подходящая ситуация.

– Похоже, общих целей и волеизъявления государства мало. В России BIM-технологии приживаются плохо. Что мешает внедрению?

В.З. Главная причина – в отсутствии российских стандартов на информационное моделирование зданий и сооружений. А нет стандарта – нет и обязательного исполнения. Подрядчикам, заказчикам и проектировщикам договориться между собой сложно. Поэтому пока каждая модель придумана обособленно. Вместе с тем специалисты понимают, что BIM – это прогресс, но чтобы осуществить переход с традиционного проектирования на изначальное создание информационной модели, нужны кадры с более высокой квалификацией. Дело в том, что на начальном этапе главную роль играет менеджер, который должен грамотно прописать структуру модели (коды, классификаторы, зоны ответственности проектировщиков и т. п.). Поэтому сегодня Минстрой России и профессиональное сообщество начали прорабатывать этот вопрос. Надеюсь, к концу 2016 года будет какой-то результат.

О.К. BIM-технологии приживаются постепенно и внедряются много лет, но только в промышленном строительстве, где без них уже не обойтись. Нам мешает продвигать информационное моделирование нехватка специалистов. Когда мы начали изучать эту тему, то обнаружили, что люди с профильным образованием есть, но у них нет опыта работы. Понимаете, мало поставить на компьютер программу, нужны квалифицированные работники, которые смогут управлять BIM на всех стадиях жизненного цикла объекта. Значит, такие специалисты должны появиться и в офисе, и на стройплощадке. Поэтому в настоящее время KD GROUP ведёт переговоры с ПНИПУ, который готовит кадры по этому профилю. Пока часть работы приходится заказывать на аутсорсинг. Но мы стараемся как можно меньше обращаться к услугам сторонних организаций, т. к. намерены развить и внедрить BIM-технологии у себя. Кроме человеческих ресурсов сдерживающим фактором может быть и нехватка денежных средств. Внедрение BIM-технологий – проект затратный, но окупаемый.

– Большие финансовые вложения «на входе» – аргумент. Далеко не каждый девелопер сможет выкатить приличную сумму на программное обеспечение, особенно если нет гарантии, что затраты окупятся.

В.З. Переход на BIM-технологии, безусловно, требует серьёзных затрат на техническое и программное оснащение. Но финансовые вложения будут ощутимы для тех компаний, которые долгое время работали в программах, приобретенных ещё в прошлом столетии. Оптимизируя рабочий процесс, им придётся совершить единовременную и дорогостоящую покупку. В свою очередь разработчики информационных систем для BIM предлагают разные варианты, и они не всегда подразумевают единовременные крупные траты. Можно приобрести лицензию на год или три месяца, воспользоваться скидками… Есть облачные технологии, которые позволяют выполнять сложный расчёт и визуализацию на серверах разработчиков программ, предварительно отправив туда свою модель. Да, проект затратный, но существуют методики расчёта окупаемости информационного моделирования зданий, и прежде чем начать внедрение, следует правильно оценить свои возможности.

– Государство предлагает какие-либо компенсации?

В.З. В части господдержки в РФ разработана программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», которая поможет малому и среднему бизнесу значительно сократить свои расходы на приобретение специализированного инжинирингового программного обеспечения. По этой госпрограмме пользователь может получить скидку до 60% от рекомендованных цен производителя, в том числе и на программы BIM.

– Влияет ли на продвижение инновации санкционная политика, которую сегодня ведёт Запад по отношению к России? Всё-таки программное обеспечение разрабатывалось не у нас…

О.К. Не думаю, что санкции являются тормозом в этом процессе. Скорее, принятые меры коснулись стройматериалов, чем BIM-технологий. Но даже если бы стало невозможным приобретать продукцию зарубежной IT-индустрии, есть отечественные аналоги. Просто пока BIM-технологии не настолько масштабно применяются, чтобы мы могли отследить все реально возникающие препоны.

В.З. Санкции не запретили использование зарубежных программ. Но в России уже появляются отечественные разработки. Это системы автоматизированного проектирования для конструкторов, специалистов по инженерным сетям, генпланистов, геодезистов и др. Есть попытки создания архитектурных BIM. В 2015 году компания «Аскон» выпустила свою первую BIM-систему Renga Architecture. Правда, она ещё «сыровата» в сравнении с архитектурными программными продуктами компании Graphisoft (система Archicad) или Autodesk (система Revit). Так что санкции вряд ли тормозят внедрение BIM в России. Мешает отсутствие стандартов!

– Назовите три основных преимущества BIM-технологий применительно к строительной отрасли.

О.К. Сроки, качество, оптимизация денежных затрат. Внедряя BIM-технологии, мы сокращаем период возведения объекта, исключаем вероятность ошибок в проекте, а если они возникают, то их поиск и устранение происходят намного быстрее. Иначе говоря, BIM-технологии – это не моделирование, а жизнь объекта.

В.З. Мы действительно сможем строить быстрее, дешевле и качественней. И, как уже отметили, внедрение BIM в процесс проектирования, а затем строительства позволяет сократить количество ошибок почти на 99%. Потому что всё можно учесть на стадии моделирования. Согласитесь, это лучше, чем проблема вскроется при возведении дома или, ещё хуже, эксплуатации. Кстати, специалисты по эксплуатации объектов тоже получат свои плюсы. Используя информационную модель, они смогут капитализировать здание, отслеживать технические моменты, и в целом инновация значительно усовершенствует управление.

– В числе преимуществ называют прозрачность процесса, что якобы поможет исключить коррупцию в строительстве. Не в этой ли связи государство проявляет интерес к BIM-технологиям, пытаясь бороться с экономическими преступлениями?

О.К. Вполне возможно. Известны случаи, когда при строительстве крупных объектов искусственно завышалась стоимость материалов. И если технология информационного моделирования способна выявлять подобные нарушения, делая жизненные циклы объекта прозрачными, тогда это действительно эффективный инструмент для пресечения коррупционных схем в строительной отрасли.

В.З. Объёмы в сметные программы из информационной модели выдаются в автоматическом режиме и рассчитываются непосредственно по объекту. Другое дело, как эти объёмы были заложены изначально. Состав работ определяет человек. Конечно, можно всё проверить, в том числе на этапе экспертизы, но при условии, что информационная модель была организована правильно. Возможно, BIM усложнит воровство, но я не уверена, что абсолютно исключит коррупционную составляющую. Всё-таки не стоит забывать, что, кроме точных расчетов компьютера, в этой цепочке участвует человек.

– Сколько должно пройти времени, чтобы BIM-технологии в строительстве стали нормой?

О.К. В рамках проектирования и строительства, когда контролирует один собственник и один застройщик, это перспектива примерно двух – пяти лет. Надеюсь, что за этот период BIM станет для многих понятной и привычной аббревиатурой. Например, наша компания уже отрабатывает технологии на малоэтажных домах. Ведь мы ещё год назад, как говорится, «где-то и что-то об этом слышали», а сегодня уже внедряем. Торможение в системе может произойти на этапе эксплуатации объекта, потому что это другой уровень обслуживания. Здесь мы снова можем столкнуться с нехваткой квалифицированных кадров. Не секрет, что многие жилищно-коммунальные компании продолжают работать по старинке и не хотят ничего менять. В этой ситуации нужна реформа ЖКХ, которую, наверно, проведут ещё не скоро.

В.З. В Плане поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства Минстроя России определён декабрь 2017 года. К этому моменту должны быть приняты нормативные документы и проведена апробация BIM, по крайней мере, проектных моделей. То есть времени на адаптацию отпущено мало. Вместе с тем новое поколение проектировщиков подрастает, а они уже в период обучения работают с BIM-технологиями. Думаю, процесс пойдёт достаточно быстро. У молодых специалистов нет внутренней установки «лучшая программа та, в которой я умею работать». Сегодняшние студенты свободно ориентируется во многих IT-продуктах, предназначенных для информационного моделирования зданий. 

Оригинал материала читайте на сайте metragi.ru

Автор Светлана Борей