Красивое будущее набережной. Останется ли оно только в проекте?

20.12.2016

В сентябре в Перми торжественно и с концертами открыли спуск к Каме от Комсомольского проспекта, соединивший верхнюю и нижнюю части набережной. Приятное событие, но работы по приведению этой местности в надлежащий вид ещё много. Тем не менее уже сейчас архитекторы задумываются о том, какой может предстать перед пермяками по-настоящему обновлённая, современная набережная.

– Жизнь идёт, и на всех этапах набережная является её частью. Мысли о ней постоянно в голове. И результатом последних лет явилось это решение, – рассказывает руководитель авторского коллектива нового проекта набережной, известный пермский архитектор, член Союза архитекторов России, заведующий кафедрой архитектуры Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества, руководитель компании «Горпроект» Виктор Щипалкин.

Что имеем сейчас

Как отмечают авторы, в настоящее время ансамбль набережной протянулся вдоль реки почти на два километра и включает в себя комплекс речного вокзала, пешеходную парковую зону, расположенную на верхней и нижней террасах Камы, и территорию с сезонными предприятиями общественного питания.

Активный рельеф местности образован тремя уровнями – террасами. На среднем из них проходит полоса отвода железной дороги, отделяющей территорию набережной от города и ограничивающей пешеходную и транспортную доступность между ними. Склоны между террасами имеют уклоны, исключающие эти территории из эксплуатации.

По мнению архитекторов, сейчас выявились негативные тенденции, снижающие эффективность общественного пространства набережной. Речь идёт о значительной протяжённости территории, разъединяющей застройку вдоль набережной, и о наличии железной дороги, отделяющей пространство набережной от городского.

Изменить до неузнаваемости

– Основная мысль проекта – «заключить» железнодорожные пути в тоннель без изменения их трассировки, и тогда мы всем полуторакилометровым фронтом города сможем выйти к воде, – отмечает Виктор Щипалкин.

Архитекторы выделили три отрезка. Первый – ограниченный верхней кромкой ограждения, та площадка, с которой мы сверху смотрим на реку. Второй участок – вдоль железной дороги, третий – за ней.

– Мы всё это осмыслили, и у нас появилось пространственное решение набережной, – продолжает архитектор. – Первую платформу мы продлеваем вперёд и её границей на 10–12 метров выходим за линию железной дороги. Сверху ограничиваем ровной плитой, а внизу получается часть объёма до железной дороги, и в нём предлагается разместить автостоянки. Над железной дорогой получается проходной этаж, за железной дорогой он спускается. И в результате есть ещё один этаж. Такова общая структура.

Что мы от этого получили? У нас появляются дополнительная городская территория на платформе и дополнительные помещения под ней. Представьте: линия торговой зоны протяжённостью около километра. Вдоль неё – средняя набережная шириной около 9 метров. Это прогулочная территория. Люди смогут удовлетворить разные интересы: кто-то сходит, например, поиграть в бильярд, кто-то пойдёт в кафе, а кто-то даже покатается на сноуборде. А все получившиеся уровни связаны между собой пандусами и лестницами, по которым можно подниматься и спускаться. Среднюю и верхнюю платформы к тому же свяжут лифты. Таким образом, получается ещё и безбарьерная среда, в которой будет удобно людям с ограниченными физическими возможностями, – рассказывает о плюсах проекта Виктор Щипалкин.

Что касается верхней платформы, она, согласно проекту, разделяется на две части. Первая – это узкая часть порядка 30 метров шириной, располагаемая по обе стороны от моста. На ней предлагается разместить несколько зданий от 16 до 30 этажей. Их можно использовать под жилые и коммерческие цели. Вторая часть – широкая, это парк площадью 5,3 га.

Как быть с уже существующей реконструированной недавно лестницей? Согласно предлагаемому решению, она остаётся. Над ней предполагается соорудить стеклянный колпак, а её выполнить как атриум. Предлагается привязать к ней ещё два уровня и в получившихся помещениях разместить торговые, развлекательные и спортивные помещения.

А образ города с реки при этом усиливается размещением в структуре пространства набережной объектов малой архитектуры в историческом стиле (ротонды), увеличивающих диапазон временного восприятия всего архитектурного ансамбля.

Реально ли?

Итак, картина перед нами вырисовывается прекрасная. Но как быть с затратами? По оценкам Виктора Щипалкина, учитывая работы, связанные с железной дорогой, на реализацию проекта уйдёт около 15 миллиардов рублей. Архитектор считает, что инвесторов это должно заинтересовать, если взять в расчёт финансовые выгоды, которые можно получить от использования коммерческих площадей.

Но это пока лишь мысли. А на сегодняшний момент ситуация такова: около четырёх месяцев назад проект был представлен главе администрации Перми Дмитрию Самойлову. Сити-менеджер определил, что первым шагом должна стать корректировка Генплана города с целью установления зонирования, которое предполагает проект. Только после проведения процедур, связанных с градостроительной основой, можно будет говорить о шансах реализации проекта и конкретных сроках.

– Учитывая протяжённость территории, проект можно реализовывать по частям, соответственно, и единовременные вложения не будут крупными. Можно начинать с какого-то одного края, а можно с нескольких – есть разные варианты. Если все процедуры будут проведены в нормативные сроки, то к началу 2019 года уже можно будет выходить на стройплощадку. И при устойчивом финансировании за 5–6 лет всё можно реализовать, – считают специалисты.

Будем надеяться, что всё действительно сложится удачно. Ведь от такой набережной не откажется ни один пермяк.

Автор Андрей Трошков

Публикации по теме:

Последние публикации:

Рекомендуем посмотреть