Архив публикаций
В какой проект, на Ваш взгляд, наиболее выгодно сегодня вкладывать средства
Цифра недели
Подпишитесь
на новости
RSS
Елена Гонцова: «Пермяки – большое подспорье в деле сохранения памятников»
8 июня 2009 г.
Сегодня о том, что у нас в городе есть богатое архитектурное наследие, требующее внимания и ухода, мы узнаем из факультативных образовательных программ или в связи с какими-либо конфликтными ситуациями. Елена Гонцова, директор «Пермского краевого научно-производственного центра по охране памятников (объектов культурного наследия)» (КЦОП) рассказала «Метражам» о работе центра и о современной ситуации в сфере охраны памятников архитектуры города Перми.
- Елена Николаевна, каковы приоритетные направления работы КЦОП в 2009 году?
- Основные направления нашей работы это проверка и оформление отсутствующей документации у собственников, пользователей объектов культурного наследия; это выявление правонарушений в области сохранения и использования объектов культурного наследия и передачи права собственности. Кроме того, с наступлением археологического сезона продолжается контроль соблюдения правил использования памятников археологии и правильности проведения археологических исследований. Мы продолжаем ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия, в том числе выдачу разрешений и согласование проектно-сметной документации для работы на памятниках.
- Все ли памятники архитектуры в Перми заслуживают право иметь статус памятника?
- Сегодняшний перечень объектов культурного наследия требует глубокого анализа и понимания. Не все здания, включенные в перечень, имеют право на статус памятников по причине исторических сведений либо из-за стояния физической сохранности и архитектурной ценности. К примеру, в перечне есть памятник - дом Худяковой, где в 1905 году начиналась бомбежка. Наверное, на сегодняшний день этот факт не самый актуальный для города Перми и в целом для истории развития Пермского края.
На сегодняшний день существует необходимость в изменении списков памятников, находящихся на территории города Перми. Но эта процедура фактически невозможна, потому что заключение об изменении перечня может подготовить только историко-культурная экспертиза, деятельность которой сегодня не регламентирована соответствующим федеральным документом, а решения принимаются только Правительством РФ. Российская практика в этом направлении еще не сложилась.
- Насколько вероятно изменение назначения зон охраняемого ландшафта (зоны Л) в ближайшее время?
- На сегодняшний день федеральное законодательство предусматривает изменение любых зон охраняемого ландшафта, но это изменение возможно только посредствам принятия и утверждения нового проекта зон охраны. В городе сложилась двойственная ситуация с этими зонами, потому что существующий проект разрабатывался еще до вступления в силу Федерального закона об охране объектов культурного наследия, и фактически не учел все его требования. Дело в том, что закон четко устанавливает привязку зоны охраняемого природного ландшафта к какому-либо объекту культурного наследия. Зоны Л отличаются некоторыми особенностями использования. Какие-то территории находятся в зонах парков и скверов нашего города, там они действительно обоснованы и необходимы. По существующему проекту очень многие территории не содержат таких объектов, но есть ограничение по зоне охраняемого природного ландшафта. Это противоречие во многом мешает освоению территорий там, где они могут быть реально освоены. Поэтому в данном случае такие изменения должны быть внесены обязательно.
- Дом по улице Ленина, 11 радует глаз многих горожан, которые не подозревают о том, что реконструкция и перепланировка объекта была проведена незаконно. Какие действия по закону предусматривает проект реконструкции и реставрационные работы на объекте?
- Содержание проекта и работ может предусматривать как косметический ремонт, так и приспособление памятника для современного использования. Последнее допускает какие-либо видоизменения внутренних помещений без изменения предметов охраны; устройство новых инженерных сетей, которые раньше отсутствовали в здании, также использование современных материалов, что должно быть обоснованно в проектной документации. Конечной целью работ должно быть все-таки сохранение памятника, а не получение коммерческой и экономической выгоды. Кроме того, разрабатывать проект и проводить ремонтно-реставрационные работы может только организация, обладающая соответствующей лицензией. Лицензированных организаций в городе порядка 15, сведения о них можно найти на сайте КЦОП. По объекту на улице Ленина,11 нами уже зафиксированы все изменения. В дальнейшем будем добиваться восстановления первоначального облика этого памятника, по меньшей мере, в части предметов охраны.
- Можно ли назвать «новоделом» здание Сберегательного банка России по улице Ленина, 32, и как Вы относитесь к такому способу восстановления памятников архитектуры?
- Здание не разбиралось полностью, проект реставрации и все работы на объекте выполнялись лицензированным подрядчиком под авторским надзором. К пониманию новодела или воссоздания полностью разрушенного объекта культурного наследия есть два координально противоположных подхода. Первый говорит о том, что разрушенный памятник нужно восстановить, второй говорит, что этого делать не нужно. И в той и в другой позиции есть свои заслуживающие уважения аргументы. Федеральный закон гласит, что восстановлению подлежат объекты, которые обладают исключительно высокой архитектурной, культурно-исторической, либо какой-то иной ценностью, с чем я согласна. Но необходимо отметить, что в памятнике ценен не только внешний вид, но и его подлинность. Если данное здание формирует определенную градостроительную среду и является ее частью, то оно должно быть воссоздано и восстановлено. Примером может служить воссоздание двух зданий по улице Ленина 22, 24 (сегодня это здание ЗАО «Банк ВТБ 2» и ОАО «Собинбанк»).
- Как Вы оцениваете сочетание в архитектуре города высотных современных объектов и зданий, представляющих архитектурную и культурную ценность?
- Существует две теории, которые по-разному подходят к принципу нового строительства в существующей градостроительной среде, содержащей объекты культурного наследия. По первой теории свободную территорию рядом с памятниками нужно застраивать в том же стиле, объеме и в тех же внешних характеристиках, которыми обладают памятники. Другая теория говорит о том, что необходимо создавать контрастные решения и строить нечто сверхсовременное, тогда памятники будут видны и не потеряются среди подобных зданий. Архитектор и градостроитель индивидуально определяет, какая теория применима на данном застраиваемом земельном участке. Проиграет памятник или выиграет, насколько гармонично мастеру удастся вписать новое строительство в историческую среду - вопрос субъективный и в большей степени не правовой. Есть удачные примеры использования обеих теорий принципа строительства, к примеру, в Германии. Но в Перми я пока такого не встречала.
- Насколько вероятно, что компания «БСТ» действительно восстановит здание бывшей пивоварни, которое как раз соседствует с новым высотным объектом по улице Пушкина, 50?
- Это обязанность компании как собственников объекта культурного наследования. Безусловно, сегодня в ситуацию вмешиваются определенные экономические обстоятельства. Уже разработан проект реставрации. По объекту на улице Пушкина,50 принято решение суда о том, что здание может быть оставлено в существующем виде. Это два разных юридических процесса, которые совершенно не связаны друг с другом, хотя собственник объектов один.
- Как сегодня разрешается ситуация со строительством торгово-офисного центра «Грин Плаза»? Верно ли, что КЦОП не уполномочен выступать в суде в качестве истца?
- Уверенна, что судебное разбирательство будет, поскольку с нашей стороны подготовлены и переданы в Министерство культуры и массовых коммуникаций края все необходимые документы. Даже если суд определит, что мы не можем выступать истцом, в этом качестве будет выступать Министерство. Ситуация достаточно сложная с точки зрения принятия решения. Прецеденты по сносу уже выстроенных объектов по России единичны и в частности касаются Санкт-Петербурга. Поэтому предполагать, какое решение вынесет суд, и каковы будут результаты достаточно сложно, тем более что не всегда решение суда исполняется добровольно. Пока исковое заявление не подано и рассмотрение ситуации не назначено.
- В чем Вы видите основные способы популяризации внимания и отношения к памятникам архитектуры как к действительно культурному наследию города?
- Здесь должна быть проведена продуманная работа по созданию глобальной концепции, направленной на различные способы рассказа жителям города Перми о том культурном наследии, которое их окружает, и формирование у них чувства сопричастности к его сохранению. Зачастую просто не хватает людей и времени, чтобы увидеть и понять все происходящее с памятниками на территории Пермского края. А когда жители города - хотя бы половина - будут переживать за то, что их окружает и информировать нас о происходящих нарушениях, это будет уже большое подспорье в деле сохранения памятников. И очень надеюсь, что это может быть делом ближайших лет, как Министерства культуры, так и нашего краевого центра.
Автор: Дина Мехоношина