Особенный или никакой
7 октября 2008 г.
Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского |
Если посмотреть книги и открытки о Перми, можно выделить несколько зданий и сооружений, которые обозначаются как лицо города. Это картинная галерея, театр оперы и балета, драмтеатр, камский мост и памятник борцам революции в Мотовилихинском районе. Специалисты московского Института переходного периода оценили уникальность этих сооружений и возможность стать пермским ленд-максом.
Маргарита Славгородская, Заведующий лабораторией проблем муниципального развития фонда «Институт экономики переходного периода»:
- Мы взяли изображения самых известных пермских зданий и сравнили их с аналогичными по функционалу объектами в городах-конкурентах: Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Челябинске, Уфе и Самаре. Надо сказать, что результаты оказались не самыми приятными для Перми. Возьмем, к примеру, пермский оперный театр и сравним его с театром в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани и Челябинске. Сходство очевидно. То же самое можно сказать и о театре Драмы, сопоставив его с соседним Екатеринбургом. Мало чем отличаются и библиотеки, памятники, музеи.
Сегодня Пермь всерьез задумалась о формировании собственного бренда. Осознание того, что Пермь путают с Пензой и другими городами, постепенно приходит. Бренд города- это, в первую очередь, внешний облик мегаполиса, его архитектурное своеобразие. Помимо сохранения и воссоздания памятников, приспособления их к реальной жизни в Перми необходимо возводить новое, уникальное.
По мнению министра культуры Пермского края Олега Ощепкова, первые шаги в этом направлении уже делаются. Сегодня ведется активная работа по проектированию Пермской государственной художественной галереи, которая входит в пятерку крупнейших музеев России. Для этого привлекаются ведущие архитекторы с мировым именем. Краевые власти делают ставку именно на этот музей. Возможно, именно ему удастся стать пермским ленд-максом, не менее известным, чем музей Гуггенхайма в Бильбао. Новый музей под названием PermMuseumXXI, по замыслу городской и региональной властей, должен отвечать запросам третьего тысячелетия и стать частичкой бренда Пермского края.
Еще один проект, предлагаемый для создания точки роста, - это аквапарк под брендом «Парк пермского периода». Этот объект также имеет шанс стать визитной карточкой Перми. Очевидно, что сегодня, для того чтобы создать новый центр притяжения, недостаточно построить аквапарк, поскольку их много вокруг - в Екатеринбурге, Самаре, Казани. Другое дело - тематический парк. Пермский период - это та история, которую у нас никогда не отнять, у региона есть все, чтобы ее капитализировать. Этот сигнал отправлен бизнесу. Сейчас Пермь находится в ожидании: когда креативные замыслы найдут воплощение.
Еще одна плоскость креативных архитектурных решений подарена Перми самой природой. Город вытянут на 70 км вдоль реки Кама. В «городах на воде» особое внимание уделяется мостам. Качественно проработанный, с точки зрения архитектуры, мост - это не только инженерное сооружение, но и запоминающийся объект, который имеет большие шансы стать визиткой города.
Маргарита Славгородская:
- В конце прошлого века Роттердам столкнулся с серьезной проблемой - из города ушел порт, оставив за собой разрушенное городское пространство. Местные власти озаботились решением сложившейся проблемы. Был разработан большой проект по переустройству берега, на котором располагался порт. А поскольку традиционный центр располагается на противоположном береге, две части города должен был соединить мост. Архитекторами было предложено несколько проектов мостов, из которого Роттердам выбрал самый дорогой. Впоследствии он стал символом города.
Активно развивающиеся мегаполисы и стремление создать ленд-макс создают моду на иностранных архитекторов. Пермь в этом плане - не исключение. Привлечение звезд архитектуры на значимые объекты или для составления стратегических градостроительных документов становится обычным делом.
По словам губернатора Пермского края Олега Чиркунова, различие между нашими и иностранными архитекторами кроется как в самом подходе к процессу проектирования, так и в умении грамотно презентовать проект.
Олег Чиркунов:
- В качестве разработчика пермского мастер-плана мы выбрали голландскую компанию КСАР - архитектурное бюро под руководством Кииса Кристиаанса, известного архитектора. Их подходы и методы взаимодействия принципиально отличаются от наших. Приведу простой пример. Если я спрашиваю архитекторов из КСАР: почему вы предлагаете возвести мост вдоль реки, они внятно и грамотно доказывают свою позицию. На этот же самый вопрос наши архитекторы ответили бы: «Ну можно и поперек».
Татарский академический театр |
Воронежский государственный театр |
Челябинский государственный театр |
Новосибирский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского |
Архитектурное бюро КСАР реализовало уже ряд масштабных проектов в крупнейших городах Европы. Например, олимпийская деревня на востоке Лондона и территория бывшего речного порта в центре Гамбурга. По словам представителей компании КСАР Олафа Гершона и Эшли Мандея, у города, который намерен бурно развиваться, должно быть как минимум три вида мастер-плана. Базовый мастер-план должен включать в себя видение развития города, развития инфраструктуры и научный подход. Во-вторых, очень удобно иметь мастер-план в виде макета города, который дал бы понятие о городе в объёме. В-третьих, важно иметь видение долгосрочных перспектив развития города, которые помогут определить ученые. По словам архитекторов, Пермь должна отказаться от изолированного проектирования конкретного объекта, необходимо «красиво» вписывать этот объект в городскую среду. Возвести пафосный объект, закрыв глаза на городские особенности, то же самое, что воткнуть иглу среди тайги.
Впрочем, в мировой практике существуют примеры удачного воплощения разностилевых концепций. В частности в Нью-Йоркском Манхэттене особая дороговизна земли заставляет строить на маленьких участках очень высокие дома. И каждый архитектор проектирует дом на свой вкус, соотнеся проект с возможностями заказчика, не считаясь с рядом стоящими зданиями. Это интересный пример градостроительной практики, когда различные по стилю здания образовали единый градостроительный ансамбль. Его объединяет высотность - практически все дома сто и более метров, со своими деталями, проработанными до уровня искусства, интерьерами, блеском окон.
Это говорит о том, что в архитектуре существует множество приемов сделать городскую застройку более выразительной и интересной. Но есть один прием, который убивает архитектуру, - единообразие и отсутствие идей.
Елена Фаст