Кому доверить ремонт своей квартиры?
Цифра недели
Савельева Елена Вячеславовна, Высшая школа недвижимости
проректор по развитию головного института "Высшая школа недвижимости", председатель комитета по обучению и профессиональному образованию "НП.РГР.Пермский край"
НЕНАДЛЕЖАЩАЯ РЕКЛАМА В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ: ЗНАТЬ НЕОБХОДИМО!
Казалось бы, почитай ФЗ "О рекламе" и никаких проблем. Однако, на практике все получается гораздо серьезнее, а в отдельных случаях и печальнее Хочу поделиться итогами проведения консультационного семинара с пермским Управлением Федеральной Антимонопольной Службы (УФАС).
В семинаре приняли участие специалисты из строительных, риэлторских, инвестиционных и рекламных компаний г. Перми. Семинар проводили: Кудрявцева Марина Александровна, заместитель руководитель пермского УФАС и Герасимова Мария, начальник отдела контроля над рекламой и недобросовестной конкуренцией пермского УФАС. Интерес к данной теме вызван не случайно. Все чаще СМИ стали информировать о нарушении действующего Федерального закона «О рекламе», а на компании и должностные лица выходить постановления об административном наказании и оплате штрафа, сумма которого варьируется - на должностное лицо от 4 000 рублей, а на юридическое лицо от 100 000 до 500 000 рублей!
По итогам семинара, Кудрявцева Марина Александровна ответила на вопросы и дала практические рекомендации:
Вопрос: Марина Александровна, какая информация должна быть указана в объявлениях о продаже новостроек, в которых квартиры приобретаются: по договору купли-продажи пая (вступление в ЖСК, ЖНК) и договору долевого участия в строительстве?
М.А. В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объекта недвижимости, включая индивидуальное жилищное строительство, не допускается до выдачи разрешения на строительство, до государственной регистрации права на земельный участок под строительство, до опубликования проектной декларации.
Такая реклама должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации.
Реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц жилищными накопительными кооперативами должна содержать:
- информацию о порядке покрытия членами жилищного накопительного кооператива понесенных им убытков;
- сведения о включении данного кооператива в реестр жилищных накопительных кооперативов;
- адрес сайта в сети Интернет, на котором осуществляется раскрытие информации жилищным накопительным кооперативом;
При этом в такой рекламе не допускается гарантировать сроки приобретения или строительства таким кооперативом жилых помещений.
В рекламе жилищных и жилищно-строительных кооперативов должны соблюдаться общие требования к рекламе. Отдельных требований к рекламе ЖК и ЖСК законом о рекламе не установлено.
Вопрос: На сайте агентства недвижимости, у которого заключены партнерские соглашения с застройщиками, есть раздел объявлений, со списком объектов недвижимости. На этом же сайте есть раздел "Проектные декларации". Нужно ли из каждого объявления делать ссылку на раздел "проектные декларации"?
М.А. По мнению Пермского УФАС России, если потребитель рекламы, изучая список объектов недвижимости на сайте, может на этом же сайте ознакомиться с проектными декларациями на эти объекты, то требование Закона о рекламе будет соблюдено. Из каждого объявления делать ссылку в этом случае не обязательно.
Вопрос: Нужно ли указывать в строчных объявлениях ссылку на проектную декларацию или на информацию о вступлении в ЖСК? В строчных объявлениях в газетах и Интернете, как правило, есть ограничения по количеству символов, эти фразы не всегда возможно указать в некоторых электронных и печатных СМИ. Это будет нарушением?
М.А. Закон о рекламе требует, чтобы сведения о месте и способах получения проектной декларации в рекламе присутствовали. Если мало места в печатном или электронном СМИ, можно объединить в один раздел схожие объявления и в отдельный раздел проектные декларации, о чем мы говорили в ответе на предыдущий вопрос.
Вопрос: Существуют ли особые правила при указании «рассрочки»? Например, Акция до 30 ноября 201 г.:- при покупке 2-комн кв. при 100% оплате действует скидка в размере 2%, - при покупке 3-комнатной квартиры скидка составляет 3%. Беспроцентная рассрочка на 3 месяца предоставляется при условии внесения первоначального взноса не менее 30% от стоимости квартиры. Остаток вносится равными ежемесячными платежами. Процентная рассрочка до 31.07.2012 г.
М.А. В данном случае имеет место, помимо рекламы объектов недвижимости, и реклама финансовых услуг (о предоставлении рассрочки). В соответствии с п.2 ч.2 ст. 28 Закона о рекламе реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. В приведенной рекламе указывается, что по истечении определенного времени предоставляется процентная отсрочка, но процент не указан. Отсутствие информации о стоимости рассрочки может ввести в заблуждение потребителей рекламы. А в соответствии с ч.7 ст. 5 закона о рекламе, если в рекламе отсутствует часть существенной информации, и ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей рекламы, такая реклама является ненадлежащей. Следовательно, в данной рекламе необходимо указать процент, под который будет предоставляться рассрочка.
Вопрос: В объявлении часто используется фраза «Отделка под ключ». Необходимо ли конкретизировать эту фразу и расшифровать составляющие (стеклопакеты, сантехника и т.д.)?
М.А. Законодательством не установлено такого понятия, как «отделка под ключ». Но такое понятие часто используется в строительстве. Следовательно, нужно исходить из обычаев делового оборота, в соответствии с которыми под отделкой под ключ понимается такая отделка объекта недвижимости, при которой объект сдается в готовом для проживания виде. Специальных требований о конкретизации такого понятия закон о рекламе не содержит.
Вопрос: Вопрос по рекламе загородных поселков и земельных участков. Если в рекламном модуле указано слово «коммуникации» и при этом указана цена, но на момент выхода объявления в поселок подведены не все коммуникации, а часть из них находится в процессе подведения, по факту их подведения человек (при желании) должен заплатить за подключение сверх той суммы, указанной в объявлении. Пример: Участки под строительство от 8 до 24 соток. Коммуникации. Инфраструктура. Охрана. Цена 36 тысяч рублей за сотку. Из коммуникаций на момент выхода объявления есть электричество и внутрипоселковые дороги. Работы по газификации и водоснабжению ведутся, за подключение нужно будет доплачивать дополнительно около 100 тысяч рублей. Охраны на данный момент нет, она будет работать, когда участки будут застраиваться. Есть ли нарушения в объявлении?
М.А. В приведенной рекламе отсутствует часть существенной информации о том, что коммуникации и инфраструктура на момент распространения рекламы только строятся, а охрана планируется, следовательно, в том виде, в каком реклама приведена, она будет недостоверной (ч.7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
Вопрос: Продаем участки под строительство. Но по документам назначение земель не под «индивидуальную жилую застройку», а под «садоводство». Но, на участках возможно строительство и прописка. Является ли нарушением фраза «участки под строительство» в таком случае?
М.А. По мнению Пермского УФАС России в данном случае реклама будет недостоверной, так как в ней будут содержаться не соответствующие действительности сведения о назначении земельного участка (недостоверная реклама запрещается на основании п.2 ч.3 ст. 5 ФЗ «О рекламе»: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения).
Вопрос: Можно ли вообще называть организованным загородным поселком садоводческое некоммерческое товарищество или партнерство, в котором осуществляется только продажа участков без домов, но при этом подводятся необходимые коммуникации и в дальнейшем организуется служба правления и развития СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество)?
М.А. Понятия: «организованный загородный поселок» и «садоводческое некоммерческое товарищество» не являются тождественными (ст.1 Федерального закона от 15.04.1998г № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), следовательно, реклама, в которой произойдет подмена этих понятий может быть признана ненадлежащей. Ключевым является то, как воспринимают рекламу ее потребители и не вводятся ли они в заблуждение при восприятии рекламы.
Вопрос: Можно ли размещать рекламу на стенах и окнах помещения, в котором находится организация, рекламирующая свои товары/услуги?
М.А. Реклама – это информация, распространенная любым способом с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п.1 ст. 3 ФЗ «О рекламе»). Следовательно, рекламу можно размещать на стенах и окнах помещения, в котором находится организация, рекламирующая свои товары (услуги).
Вопрос: Разрешено ли использовать штендеры около офиса/магазина?
М.А. Выносные штендеры являются временными рекламными конструкциями, запретов на их установку около офиса или магазина законом о рекламе не установлено.
Вопрсо: На денежной купюре номиналом в 10 рублей написано: «Агентство недвижимости. Работаем с материнским капиталом, далее указан сотовый телефон». Это разрешено?
М.А. Реклама на денежных купюрах. В Пермское УФАС России поступило аналогичное обращение Управления Центробанка России по Пермскому краю. Данное заявление направлено в Федеральную антимонопольную службу для рассмотрения и ответа. После получения ответа, мы предоставим информацию в Высшую школу недвижимости.
Вопрос: Марина Александровна, информация о порядке проведения акции, с указанием подарков, срокам выдачи должна содержаться в рекламе или можно указывать ссылку «Порядок проведения акции на сайте» или «Узнайте подробности акции у специалистов».
М.А. В соответствии со статьей 9 ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение определенного товара, должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Следовательно, реклама должна содержать следующий текст: «информация о правилах поведения, количестве призов, сроках, месте и порядке получения призов содержится … ». Кроме того, необходимо указать организатора мероприятия.
Вопрос: Можно ли в рекламе агентства недвижимости использовать фразы «Работаем с ипотекой, государственными сертификатами, материнским капиталом»?
М.А. Если агентство недвижимости содействует в получении ипотечного кредита, то это, в том числе, реклама финансовой услуги. В этом случае необходимо соблюдать требования ч.1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», а именно: указывать наименование кредитной организации, предоставляющей ипотечный кредит. Если услуга агентства заключается только в поиске объекта недвижимости, специальных требований законом о рекламе в этом случае не установлено.
Надеюсь, что данная информация стала полезной для участников рынка недвижимости.
просмотров: 2313