Какие проблемы Вы считаете наиболее важными для Пермского региона в целом?
Цифра недели
Валерий Васькин
Юриспруденция
Потребительский экстремизм: выдумка или реальность
Ни для кого не секрет, что разногласия между клиентами и риэлторами возникают часто, иногда они заканчиваются отказом клиента оплатить оказанные услуги. Нередко клиенты сами создают ситуации, при которых, как они считают, обязанность по оплате услуг отсутствует. Что при этом делать риэлтору: пойти в суд или просто забыть о неприятной ситуации? В любой сфере находится категория потребителей, которые хотят получить услугу или товар, не заплатив за это. Если услуга оказывалась на основании договора и соответствовала всем его условиям, то, как показывает практика, можно защитить свои права в суде. Если же нет договора или качество услуги было низкое, то в суд за защитой лучше не обращаться.
Анализируя ряд последних судебных дел, могу с уверенностью сказать, что в сфере недвижимости потребителей-экстремистов достаточно.
Практически у всех недобросовестных клиентов находится одна и та же причина для отказа от оплаты услуг – неисполнение риэлтором условий договора. При рассмотрении таких дел в вину риэлторам ставится все что угодно, начиная с того, что не была занята очередь в палате, и заканчивая низкой ценой продажи или высокой ценой покупки недвижимости.
Поэтому при обращении в суд риэлтору необходимо четко понимать, какие доказательства он сможет противопоставить доводам бывшего клиента. Как минимум будет необходим договор оказания услуг, акты просмотра объектов недвижимости, копии документов на объект недвижимости, выписка из ЕГРП, доказательства размещения рекламной информации об объекте, доказательства участия в переговорах. Если из представленных документов будет видно, что обязательство риэлтора исполнено надлежащим образом, а обязательство клиента - нет, то суд встанет на сторону риэлтора.
Один из случаев потребительского экстремизма. Одна дама обратилась в АН с целью приобрести квартиру. В ходе многочисленных показов она выбрала квартиру в почти построенном доме на ул. Вагонной. Для приобретения квартиры ей необходимо было вступить в ЖК «Синица». Все документы были оформлены в срок. Спустя 2 месяца она обращается в суд, где указывает, что денежных средств для уплаты последнего взноса в кооператив ей не хватило, она расторгла договор с кооперативом, что является основанием для возврата комиссионных агентством. К участию в деле с ее стороны подключился адвокат, который настаивал на том, что в договоре оказания услуг указывалось, что квартира должна приобретаться путем заключения договора участия в долевом строительстве, а по факту такой договор заключен не был (риэлторы не всегда уделяют надлежащее внимание оформлению договорных отношений с клиентом), а был заключен договор паенакопления. Разбирательство в суде длилось почти 6 месяцев, в итоге удалось убедить суд в неправомерности требований клиента. А вывод из данной истории такой, надо более внимательно подходить к заключению договора на услуги и давать надлежащую оценку потребностям и мотивации клиента, а также его реальным возможностям. При учете этих моментов дела в суде могло бы и не быть.
просмотров: 6116
А вот тоже интересно, насколько клиент САМ осознает, что ему на самом деле нужно. Ведь вначале картинка может быть одна, а в ходе работы с риэлтором придет понимание, что хотелось то собсно другого. Например, нацелился на новостройку, а оказалось, что подходящего варианта-то и нет. И куда дальше? Во вторичку разумеется. Ну это самый простой вариант, бывают случаи посложнее.
Грамотный специалист обязан выяснить мотивацию клиента. Это часто путают с причинами, которые приводят людей к агентам. Действительно, часто бывает так, что консультация с хорошим риэлтором позволяет клиенту правильно понять для самого себя собственные потребности. В результате удовлетворенность клиента услугой возрастает.
Если в процессе работы с риэлтором поменялись пожелания к объекту, и допустим, вместо новостройки захотелось купить вторичку, то первое, что надо сделать, это внести изменения в договор оказания услуг, причем эти изменения важны как для клиента, так и для риэлтора. На практике был один интересный случай: клиент, обращаясь в АН, сказал, что хочет рассмотреть вариант покупки квартиры в доме не старше 5 лет. Был заключен договор оказания услуг по приобретению квартиры. Через некоторое время была выбрана квартира, но в новстройке, покупка была оформлена путем заключения договора участия в долевом строительстве. Через несколько месяцев клиент обратился в суд и взыскал комиссию в размере 70 000 рублей. А суд указал, что обязательства, предусмотренные договором между риэлтором и клиентом, риэлтором не исполнены. Да и как их можно было исполнить, в договор никто изменения не внес, и купили в итоге не квартиру, а право требования, и не по договору купли-продажи, а по долевке.
Недавно возник вопрос, зачем подписывать акт об исполнении договора с клиентом, ведь в других сферах не совсем принято подписывать акты к договорам оказания услуг. Действительно, действующее законодательство не предусматривает обязательного акта об исполнении договора, но подписывать его необходимо для того, чтобы у клиента не возникало желания сказать, что услуги не оказаны (хотя есть и такие, которых наличие акта не смущает), и в случае необходимости обоснования своей позиции в суде подписанный акт будет серьезным доказательством исполнения обязательств. Если клиент без всяких оснований отказывается от подписания акта, то надо позаботиться о доказательствах, говорящих о том, что предпринимались все попытки получить подпись: письменно пригласить на подписание акта, подписать акт со своей стороны и направить для подписания клиенту, составить односторонний акт. Отсутствие акта не является препятствием для взыскания задолженности за услуги в суде.