Кому доверить ремонт своей квартиры?
Цифра недели
Николай Кошман, президент Ассоциации строителей России:
Положение в отечественной строительной отрасли остается непростым. Своим взглядом на текущую ситуацию и решение актуальных вопросов строительной индустрии делится президент Ассоциации строителей России Николай Кошман.
- Николай Павлович, какие события 2009-2010 года стали наиболее значимыми для строительной отрасли в целом?
- Если говорить о значимости со знаком «минус», никуда не денешься от кризиса, конечно. А еще бы я упомянул о поведении отечественных банковских структур, чьи обращения к гражданам - не покупать жилье: оно, дескать, завтра подешевеет, - практически остановили стройку. Очень важным позитивным моментом стало формирование СРО. Но главное то, что строительный комплекс России выстоял. Конечно, понесены большие потери: все попали в тяжелейшие условия. Думаю, сегодня стала бы большим подарком для нас помощь государства, снижение кредитных планок, которые доходят до 29%. Трудно даже представить, в какую зависимость мы попадаем.
- Что, на ваш взгляд, нужно делать для поддержки стройкомплекса именно сейчас?
- Давно уже необходимо принять те меры, о которых АСР в течение трех лет постоянно говорит: снятие административных барьеров - выдача разрешений на строительство в срок, не превышающий 6 месяцев. Не выдал - суд! Еще одна большая государственная проблема требует скорейшего разрешения: земля под строительство социального жилья должна быть бесплатной. Как и подключение электроэнергии и газа. Ведь мы обеспечиваем тех же газовиков и энергетиков рынком, почему же мы должны им платить сумасшедшие деньги?! Говоря о строительных нуждах, конечно, следует указать на необходимость серьезного контроля за стоимостью строительных материалов. Уже три года идет разговор о финансировании строительства инженерии на строительных площадках, для строительства там же автомобильных дорог. Если сделать хотя бы это, цена квадратного метра в малоэтажных домах будет 15-17 тысяч рублей, а в многоэтажных - не выше 30 тысяч. Мы должны понять простую вещь: чудес не бывает. И если мы хотим решить наши проблемы, нужно делать шаги навстречу друг другу.
- Сейчас налицо серьезное технологическое отставание отечественной строительной отрасли от ведущих стран. В чем причина?
- В значительной степени это связано с несовершенством действующих нормативных правовых актов в области строительства. Прежде всего, в сфере технического регулирования - так называемых Сводов правил, к которым данный технический регламент теперь относит и безнадежно устаревшие СНиПы. Большая часть из них не проходила актуализацию с начала 1990-х.
«Ответственные» за реформу, не сумев за 7 лет (!) справиться с разработкой строительных стандартов и не создав никаких механизмов применения в строительстве нового европейского подхода, не нашли ничего лучшего, чем вывести отрасль с 1 июля 2010 года из прямого регулирования ФЗ «О техническом регулировании». И снова, как и в прошлом веке, сделать обязательными уже 20 лет как устаревшие нормы! Правда, при этом нам в очередной раз обещают быстро актуализировать устаревшие стандарты. На этот раз - до конца 2012 года. Успеют и смогут ли за два с небольшим года эти «ответственные лица» сделать то, что они же не осилили за семь лет, - большой вопрос!
- Было много разговоров о недостаточном финансировании стандартизации в строительстве. Имеют ли такие суждения почву?
- На реформу технического регулирования с 2002 г. по 2010 г., в том числе на разработку проектов технических регламентов и стандартов, израсходовано до 6 млрд. рублей в год (800 млн. евро - за период действия закона)! Сейчас же к финансированию этой работы жаждут подключиться совместно с профильными министерствами нацобъединения СРО строителей, проектировщиков и изыскателей. Хотя законодательством таких функций им не предоставлено. Когда все это затевали, было очевидно, что применение только устаревших СНиПов на принципах обязательных не позволяет задать новые современные требования безопасности зданий и сооружений, использовать инновационные технологии строительства и современные материалы. Внедрение системы еврокодов и европейских стандартов на стройматериалы на территории России позволит использовать лучший опыт стран Евросоюза, участвовавших в их разработке. Это даст возможность реализовать крупные инвестиционные проекты, обеспечит существенный экономический эффект, в том числе в сметном нормировании, что в корне улучшит ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в стройкомплексе России.
- Как отреагировали строители на эти изменения?
- Многие считают выведение строительной отрасли из-под закона «О техническом регулировании» своей большой победой. Это несмотря на то, что один из основных вопросов - ценообразование и сметное нормирование в строительстве - не может быть разрешен из-за легализации старинных технологий, которые в довесок подразумевают обязательное использование устаревших материалов. Нелишне заметить, что по существующим стандартам в области обеспечения безопасности и применяемым методикам (и тоже, скажем прямо, разработанным не сегодня и даже не вчера) абсолютно невозможно оценить безопасность новейших строительных материалов и, соответственно, легально допустить их обращение на российском рынке. Уполномоченные (нотифицированные) органы, проводящие во всем цивилизованном мире оценку соответствия инновационной продукции и несущие за это полную ответственность, российским законодательством не предусмотрены вообще! И это несмотря на то, что в 2006 году при подготовке поправок к закону «О техническом регулировании» АСР настаивала на введении в этот закон положений касательно нотификации таких органов. Однако РСПП и Ростехрегулирование, горячо поддерживавшие тогда эти нововведения, впоследствии полностью отказались от намерений дальнейшего совершенствования упомянутого закона.
Одновременно с «похоронами» сметного нормирования, существенно отличающегося от зарубежного опыта ценообразования, обязательность применения устаревших СНиПов создала строительной отрасли еще одну проблему - невозможность строительства инфраструктурных и иных объектов с использованием инновационной формы государственно-частного партнерства - контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Данный механизм, когда государство платит за объект только после пуска оного в эксплуатацию (то есть, по сути, покупает уже готовый сервис, а специальная управляющая компания сама привлекает средства, проводит изыскания, проектирование, строительство и этот объект эксплуатирует), с успехом применяется во всех странах Западной Европы. Данная форма позволяет экономить до 40% общей цены контракта, а также мотивирует УК на применение самых новых технологий, на сокращение сроков строительства и повышение его качества. Однако сейчас требования новых мировых стандартов необходимо «подгонять» под обязательные СНиПы. Это полностью дискредитирует саму идею КЖЦ в России и ставит непреодолимый заслон на пути в страну иностранных инвестиций в строительство.
- На Ваш взгляд, каков дефицит жилья сегодня в России? Меняется ли ситуация в лучшую сторону? И есть ли надежда, что с нынешними темпами жилищного строительства мы хоть когда-нибудь решим проблему нехватки квадратных метров?
- В благополучной Норвегии на одного норвежца сегодня приходится 74 кв.м жилой площади. В переживающих ипотечный кризис США - 65 «квадратов» на одного американца. Каждый немец, живущий в Германии, имеет 40 кв.м. В России один житель страны довольствуется лишь 21 кв.м (включая и аварийные, и непригодные для жизни метры).
Две трети российских семей нуждается в улучшении жилищных условий. Общая потребность населения России в жилье составляет более полутора миллиардов кв.м, что на сегодняшний день соответствовало бы жилищной обеспеченности в 31-32 кв.м на душу населения. А в лучшие годы мы строим не более 70 млн. кв.м. Чтобы удовлетворить такую потребность, жилищный фонд страны надо увеличить почти на 50%. При этом сейчас лишь 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств. Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют низкие объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования.
По оценкам специалистов, прогнозирующих перспективы жилищного строительства в РФ, нам понадобится 53 года, чтобы достигнуть уровня нынешней Германии, и 120 лет, чтобы «догнать» США. Сравняться с географически более близкой Норвегией россиянам представится шанс лишь в шестом поколении - для этого потребуется 147 лет. Причём все эти показатели взяты «в среднем по стране». Разумеется, где-то дела идут лучше, а в где-то наоборот, даже эти сроки надо умножить на два или три. Два года назад Альянс строителей России выступил с инициативной программой кардинального улучшения ситуации. Прежде всего предлагалось отбросить всякие мысли о строительстве жилья бизнес-класса. На первом месте - эконом-класс, социальное и малоэтажное жилье.
Далее, очень важно, чтобы государственные бюджетные инвестиции направлялись, в первую очередь, на развитие инженерной инфраструктуры. Особенно на тех площадках, которые должны быть подготовлены к строительству. Считаю, что на кризисный период должны быть заморожены тарифы на услуги монополистов, то есть на стоимость присоединения к сетям. Также нужно решать вопрос с получением разрешений на строительство, которое в нашем понимании должно иметь срок не более 6 месяцев. А не 2,5 года, как сегодня.
© Газета «Метражи», № 15'2010
просмотров: 1038
Комментарии
