Кому доверить ремонт своей квартиры?
Цифра недели
«Пермь еще не настолько хороша, чтобы над ней экспериментировать»
Сегодняшний гость и эксперт "Метросферы" - председатель совета директоров KD Group, гендиректор ОАО «Камская долина» Андрей Гладиков. Мы попросили его рассказать о собственных ошибках и победах, о «культурной революции», а также о том, почему западным инвесторам не очень интересна Пермь.
- Андрей Владиславович, вы с детства мечтали стоять во главе бизнеса, руководить собственной компанией или просто знали, что так все и будет?
- Скорее, знал, что все так и будет. Я ведь ничего не умею делать руками; я, как говорил Жванецкий, - «лампочку ввернул, весь в синяках». Поэтому остается только руководить. Признаюсь честно: у меня не было мечты стать строителем. Мотивацию сегодня объяснить сложно. Но вот выбор специализации «Управление и организация строительным производством» уже был неслучайным. Немного позже я вывел простую формулу, согласно которой основа эффективности любого производства, в том числе строительного, лежит в эффективности управления.
- Что для вас стало самым большим вызовом в работе и самым большим достижением?
- Скажу так: препятствия формируют характер и правильные подходы. На вызовы или противоречия, наверное, обречен каждый специалист. Здесь главное - выбрать правильный путь. Научиться анализировать пройденное и попытаться извлечь какую-то пользу. Так вот, самым большим достижением, несмотря на все вызовы и препятствия, для меня стало то, что строительная отрасль меня от себя не отвернула - и я не отвернулся от нее.
- Пермь взяла курс на строительство "культурной столицы". Это в каком-то смысле тоже инновационный проект. Как вы относитесь к культурным инновациям? И справедливы ли возражения против этой культурной политики? В Перми, например, за последние 20 лет было уничтожено 40% памятников архитектуры и средовых объектов.
- К тем инновациям, которые происходят в культурной политике Прикамья, отношусь отрицательно. Я никогда не считал себя знатоком культуры, но скажу одно: ряд конкретных примеров показывает, что политика в этом отношении явно продвигает одни направления культуры, совершенно забывая про другие.
Памятники - это моя больная тема. У нас об исторических памятниках Перми начинают вспоминать только тогда, когда какой-нибудь памятник попадает в проект застройки, в руки застройщика. Но ведь эти здания статус памятников получили не вчера, когда строители вышли на территорию! А кто предыдущие 70 лет заходил в этот памятник и говорил о том, что это история и ее надо беречь? Где они были, когда люди писали на стенах «спасите нас от крыс!», а жители второго этажа, проживающие в этих памятниках, справляли нужду на голову жителям первого? Где хоть одно письмо в КЦОП о том, что состояние аварийное? Поэтому и отношение к «красным человечкам» у меня резко негативное: городская среда еще не настолько хороша, чтобы проводить подобные эксперименты. Может, стоило эти деньги потратить на памятники?
Я не говорю, что опыт «Камской долины» по работе с памятниками и средой был идеален. Впервые с этим направлением мы стали работать в 1994-1995-м, когда построили первую очередь зданий в историческом стиле в Разгуляе. Мы специально для этих домов практически вручную изготовили 22 типа кирпичей на основе форм, которые применялась в ту эпоху. Нас тогда критиковали, что мы сносили деревянные дома, а главный архитектор даже рекомендовал обшить дома деревом. Но зачем превращать город в гетто ради показной любви к старине? Нам стоит этому поучиться у европейцев.
- Сегодня любая компания может выйти на европейский рынок капитала. Насколько европейцам интересны девелоперские проекты, например, в Перми?
- Переговоры с иностранными инвесторами велись до кризиса, и это был отдельный блок. Но я думаю, что в таком месте, как Урал и Пермь, зарубежный капитал не заинтересован. Есть спекулятивный зарубежный капитал, и поэтому когда мы показывали высокую доходность, то был и интерес, были переговоры, была серия встреч с потенциальными инвесторами. Мы презентовали свои инвестиционные проекты, нам присваивали кредитные рейтинги уважаемые международные агентства. В августе 2008 года мы стояли в шаге от заимствования. Инвесторы готовы были инвестировать в пермскую компанию, но не потому, что она пермская, а потому, что она показывала интересную для них доходность.
Кризис «Камской долине» дал понимание того, что мы живем в рублевой зоне. Мы были счастливы, что не заняли в валюте, а заняли в рублях - в Сбербанке. Поэтому наша стратегия такова: пока к нам не придут покупать квартиры за доллары, мы будем работать только в рублях. Мы стали патриотами родной валюты. И та истеричность, которую проявили иностранные инвесторы, с воплями убегая от российского рынка, выдирая с мясом и кровью свои деньги из тех предприятий, в которые они их вложили, позволяет нам в ближайшее время быть уверенными, что к иностранным инвесторам обращаться не будем.
Благодарим журнал "Соль" за предоставленный материал.
просмотров: 859
Комментарии
