Кому доверить ремонт своей квартиры?
Цифра недели
Игорь Голубев: " В Перми строят мало торговых центров"
На пермском рынке торговой недвижимости сложилась интересная ситуация. С одной стороны, арендаторы считают, что торговых площадей в Перми не хватает, с другой – в городе много торговых центров - полупустые. Как это объяснить? Комментирует ситуацию Игорь Голубев, директор компании «Перспектива-Недвижимость для бизнеса».
Соответствие спроса и предложения торговых площадей в Перми фактически отражает макроэкономическую ситуацию, сложившуюся в городе. Объемы торговых площадей не увеличиваются. Строят мало. Альтернативы существующим торговым центрам я пока не вижу. К тому же, если два года назад многие федеральные игроки планировали выход в города-миллионники, то сейчас они решили минимизировать свои затраты и пока отложили экспансию. Такое положение вещей тоже влияет на развитие (или не развитие) торговой недвижимости. Конечно, имеет значение для торговой недвижимости и стоимость потребительской корзины как продовольственной, так и непродовольственной.
Если рассматривать жалобы арендаторов торговых площадей на их нехватку, то надо понять, прежде всего, некоторые моменты. Где именно в Перми не хватает торговых площадей? В центре или в спальном районе? Какому виду бизнеса их недостает? Недовольство выражается непосредственно нехваткой площадей или еще чем-то, например, существующей ценой аренды? Надо отметить, что в настоящее время активно «захватывают» рынок банки и они, на мой взгляд, будут определять политику арендных ставок.
Если говорить о пустующих торговых центрах, то важным моментом является наличие четкой концепции центра, сформированных клиентских потоков, понимание, на какую целевую аудиторию рассчитан торговый центр. Те торговые центры, собственники которых проработали эти нюансы, они в кризис не почувствовали сильного оттока покупателей, естественно, в этих центрах торговые помещения не простаивают. К примеру, у «Алмаза», «Семьи» - четко выстроенная концепция и эти центры работают на определенную аудиторию, получается, что арендаторы «связаны» одной идей. Если взять, допустим, «Лайнер» с его пустующими площадями, то, несмотря на хорошее месторасположение и в принципе сформированные клиентские потоки, на мой взгляд, нет четкой концепции торгового центра. Мне кажется, два первых этажа отдавать под ритейл (продажа бытовой техники) не совсем верно.
Что еще добавить? При наличии интереса арендатора к торговым площадям и готовности платить аренду по разумным ставкам договорится с арендодателям всегда можно. В целом, кризисные явления не особенно сильно повлияли на состояние рынка торговой недвижимости. Если говорить о коммерческой недвижимости в целом, то больше всего кризис почувствовала офисная недвижимость.
просмотров: 1023
Комментарии
