Какие объекты социальной сферы нужно больше строить в Перми?
Цифра недели
Лев Перескоков: «Гармония городского пространства основывается на исторических пропорциях»
Каждый день город развивается, решая свои повседневные задачи. В ходе процесса развития происходит постоянное обновление городской среды: то, что вчера было современностью — сегодня уже история.
«Современность желает изменить старое, стремится организовать пространство по-новому, тем самым отвергая историю. Этот тезис прекрасно иллюстрируется в городской среде Перми. Мы замечаем, что в борьбе современности и истории естественно побеждает первое. И это нормально, однако при формировании городской среды необходимо помнить о другой грани процесса: культура вообще и городская среда в частности складываются из напластований прошлых эпох», — утверждает Лев Перескоков, председатель Пермского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
На V научно-практической конференции «Пермский дом в истории и культуре края», прошедшей в центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина 21 ноября, Лев Валентинович говорил о современных проблемах памятников недвижимости, где также были озвучены вопросы развития городского пространства. Для портала «Метросфера» данная тема послужила поводом обратиться к эксперту за разъяснениями и детальным описанием принципиального видения ситуации.
— Обновление городской среды идет быстрыми темпами, и непосвященному человеку сложно ориентироваться в происходящих изменениях. Лев Валентинович, Вы успеваете следить за преобразованиями?
— Случается, не посещая год-полтора какой-либо уголок города, с трудом понимаю в иной раз, где оказался. С течением времени сложно ориентироваться в происходящих изменениях. До некоторых пор я состоял в Градостроительном совете при администрации города Перми, задачей которого являлся анализ наиболее важных для краевого центра проектов. В его работе принимали участие многие члены архитектурного сообщества. Но два года назад совет прекратил свое существование, что связано со вступлением в силу нового Градостроительного кодекса. Согласно закону сейчас работает не принцип утверждения проекта, а принцип выполнения регламентов. Тем самым, к нам пришли общемировые тенденции.
— Решения Градостроительного совета действительно были весомыми?
— Совет был серьезной экспертной площадкой. Тогда проекты презентовали, их обсуждали, говорили о положительных и отрицательных моментах. В совет входили порядка двадцати экспертов, представляющих в большинстве своем архитектурное и градостроительное сообщество. Неоспоримо, сегодня при многочисленных регламентах согласование идет и достаточно кропотливое, но полной картины изменений уже выстроить сложно.
— Другими словами, ранее экспертное сообщество, собираясь вместе, обладало полной информацией, сейчас каждый знает только то, чем занимается индивидуально. В то же время существуют и другие совещательные площадки
— Новый совет по реализации генплана работает в другом жанре и с другим составом экспертов, там, скажем, нет в таком объеме специалистов архитектуры. В нем принимают участие представители общественности, и смысл этого совета — посовещаться, узнать мнение. При этом вопросы обсуждаются очень серьезные, требующие глубокого анализа. На мой взгляд, это, скорее, народная площадка, а не экспертная.
— Мастер-план Перми, созданный голландскими специалистами, вызвал много нареканий со стороны профессионального сообщества. В чем именно возник конфликт интересов, по Вашей версии?
— Проектные предложения голландцев не совсем соотносимы с пермскими реалиями. Что не было принято всей пермской архитектурной общественностью? Голландцы нарушили сложившуюся сетку улиц исторического центра Перми. Они предложили сделать кварталы прозрачными, другими словами — свободной планировки, где все дворы — проездные, нет общих магистралей, куда хочешь — туда и едешь. Исторически это для нас не характерно, все же транспортными потоками надо управлять. А ведь когда-то путешественники нашу сетку улиц сравнивали по регулярности с лучшими городами мира.
Если говорить в общих чертах, пермские архитекторы недовольны тем, что их отстранили от решения проблем урбанистики. Мало того, по сей день даже задачи такие не ставятся.
— Между тем, у голландских специалистов были интересные моменты
— Мне, например, понравилась мысль о том, что при отсутствии в городе метро необходимо развивать такой вид транспорта, как трамвай. И выстраивать маршруты его движения необходимо особым способом, должно быть как можно меньше перекрестков с автомобильным транспортом. Вообще, идея скоростного трамвая впервые появилась в Перми в 70-е годы XX столетия, но до сих пор не получила своего развития. Также голландцы отметили, что расширять город более ни в коем случае нельзя, в этом вопросе с ними полностью согласен.
— Вы неустанно говорите о том, что истории в современной среде становится все меньше и меньше
— Это неизбежный процесс. В результате из исторической среды с современными объектами образуется новая среда с вкраплениями исторических зданий.
— Скажите, а сколько построек в Перми попадает в категорию памятников старины?
— В государственный реестр памятников истории и культуры внесено около 300 объектов, не считая археологических. Важно другое, памятники, находящиеся в реестре, все же охраняются, а вот судьба средовых объектов непредсказуема: они могут попасть под снос в любой момент, что зависит от многих параметров: от развития генплана в частности и в целом от развития событий. Самые проблемные объекты — деревянные дома. Лишь единицы деревянных построек каким-то образом приспособились к современным реалиям. Деревянные объекты совершенно не вписываются в требования современной городской среды по многим требованиям, в т.ч. и по критериям пожарной безопасности.
— Лев Валентинович, приведите примеры удачных градостроительных проектов, в экспертизе которых Вам приходилось участвовать.
— Можно привести в пример проект нового объекта на улице Пермская (Кирова) 53. Здесь предполагается строительство общественно-жилого комплекса с подземной парковкой. Архитектором выступает Геннадий Воженников. На мой взгляд, проект деликатно вписывается в существующее пространство улицы и служит примером сохранения исторических пропорций в новых зданиях. В качестве исторического напоминания здесь фигурирует карниз, по проекту он выстраивает новое здание в одну горизонталь с уже существующими.
Также летом 2012 года я участвовал в первой в истории Перми и края экспертизе. Она была проведена по случаю строительства нового корпуса гимназии им. С.П. Дягилева. Экспертам необходимо было рассмотреть варианты сооружения крытого перехода, связывающего новый корпус со старым.
В пример можно привести проект реставрации часовни Стефана Великопермского, для написания которого потребовалось провести большое историческое исследование.
Серьезная работа была сделана в рамках проекта реставрационных работ Дворца культуры им. Солдатова, где предусматривалось проведение уникального технического восстановление колонн дворца.
Не менее интересный объект — бывший кинотеатр «Триумф». В отношении него была проведена экспертиза для дальнейшего ремонта зданий. Примечательно, что здесь имеются уникальные предметы охраны. Стоит отметить, пока предусмотрен косметический ремонт интерьеров, но в перспективе необходимо реконструировать внутренний дворик, который сейчас находится в плохом состоянии.
В целом хочется отметить, экспертиза — это серьезная и кропотливая работа, во время которой приходится изучать множество документов, поскольку каждый проект по-своему уникальный. В результате проделанной работы создается юридический документ, которым руководствуется как заказчик, так и уполномоченный государственный орган.
— Со временем взгляды защитников старины эволюционируют
— Все верно. Скажем, пятнадцать-двадцать лет назад мы ратовали за сохранение оригинальной исторической среды. Но постепенно пришли к пониманию, что в широких масштабах для миллионного города это нереально. Затем отстаивали позицию сохранения исторического духа какого-либо квартала. Результат тоже не порадовал: не получилось ни исторической ретроспективы, ни современности.
— Безусловно, классический пример сохранения старины — Санкт-Петербург.
— Да, но такое встречается редко. Должна быть целесообразность, смысл полного сохранения исторической среды. Конечно, историческую целостность Перми надо усиливать. И в прошлом, и до сих пор высказываются мнения: почему Пермь — исторический город, здесь никакой истории нет?! Но позвольте заметить, если мы ее постоянно уничтожаем, то ничего и не останется.
— Лев Валентинович, как Вы видите дальнейшее развитие городского пространства?
— Я предлагаю сейчас идти по пути создания концепций отдельных территорий. Вы знаете, в чем выстраивается гармония городской среды? В Пропорциональности. Пропорции должны сохраняться именно в контексте времени, но данного города и конкретного квартала. Таким образом, мы можем сохранить историю, но с современными вкраплениями, она будет соизмерима для человека и воспринимаема как историческая.
Так складывается, что история и современность одновременно находятся в единстве и постоянно борьбе. История своим опытом порождает современность, которая в свою очередь желает все изменить и сделать по-новому. И все же регулирование происходящих процессов необходимо, считают эксперты. Уникальность городской среде придает симбиоз истории и современности. Красота природы, содержательность культуры и мудрость прошлого спасает город от суеты, надо лишь прочувствовать, проникнуть, понять.
Беседовала Юлия Новикова, фото предоставлено автором.
Для справки:
ПЕРЕСКОКОВ ЛЕВ ВАЛЕНТИНОВИЧ — краевед, историк, искусствовед, инженер. В 1975 г. окончил Пермский политехнический институт, в 1984 г. — искусствоведческое отделение Уральского госун-та. Работал инженером в производственном объединении «Мотовилихинские заводы», преподавал на кафедре культурологии Перм. технического ун-та, в школах Перми. Автор более 200 публикаций по истории и культуре Перми и Прикамья ХVIII-ХХ вв. Внес значительный вклад в изучение истории Мотовилихинского завода, видных деятелей Прикамья, организаторов горнозаводской промышленности региона. Ряд работ посвящен проблемам ист.-архитектурного развития Перми, процессам городообразования, истории становления и развития христианской культуры Прикамья. Автор многих радиопередач по истории края.
По информации Татьяны Быстрых, заслуженного работника культуры, краеведа
просмотров: 1283