Какие объекты социальной сферы нужно больше строить в Перми?
Цифра недели
Как обеспечить безопасность и качество современного строительства
Строительство — отрасль повышенной опасности. Поэтому соблюдению технических нормативов должно уделяться особое внимание при обеспечении максимального качества и комфортности.
В настоящее время осуществляется реформа технического нормирования методом введения технического регулирования. К сожалению, не все участники строительного процесса понимают, что это такое. Экспертом в данном вопросе на круглом столе «Строительные технологии и материалы», прошедшем в рамках VIII Международного Камского форума профессионалов рынка недвижимости выступил Алесей Павлович Гуслев, начальник контрольно-дисциплинарного отдела НП «Западуралстрой».
С чего сыр-бор?
Термин «техническое регулирование» появился в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО). В одних из важнейших документов ВТО — Соглашении по техническим барьерам в торговле (ТБТ) был применен термин «technical regulation». Указывалось, что члены соглашения по ТБТ будут подготавливать, принимать или утверждать «technical regulations» таким образом, чтобы они не были ограничительными для торговли в большей степени, чем это необходимо для выполнения законной цели. Иными словами, под термином «technical regulation» подразумевается некий документ, который получил в официальном переводе на русский язык Руководства ИСО/МЭК 2 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь» наименование: «технический регламент». Здесь смысл слова «regulation» соответствует русскому слову «предписание» и определен как документ, «содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти».
Соответственно, технический регламент содержит технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов. Техническое регулирование, в международном понимании этого термина, включает деятельность по стандартизации, деятельность по разработке и применению технических регламентов и деятельность по оценке соответствия.
Суть вопроса
Главная цель технического регулирования — принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Главная цель разработки технических регламентов — безопасность. При разработке технических регламентов в качестве базовой основы берётся европейская модель, но также используется действующее российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального 2-х уровневого подхода (двухуровневая модель).
Двухуровневая модель является достаточно гибкой, так как конкретные технические требования на продукцию меняются достаточно часто, что во многом способствует повышению ее характеристик. Менять конкретные технические требования в законах или правительственных постановлениях очень трудоемкий процесс. Это рациональнее делать в стандартах, и здесь становится очевидным преимущество двухуровневой модели. В сегодняшнем виде закон «О техническом регулировании» позволяет реализовать эту двухуровневую модель.
Законодательная база
Для строителей был принят специальный документ — Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Он действует с 30 июня 2010 г. Регламент установил обязательные требования к безопасности зданий и сооружений любого назначения (в том числе входящих в их состав инженерно-технических сетей), а также к связанным с ними процессам изыскания, проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Его цель — установление требований обеспечения безопасности и оценки соответствия на всех этапах жизненного цикла зданий и сооружений; признание индивидуальности каждого реализованного строительством проекта, даже повторного применения, это формы и методы контроля и надзора, отличные от применяемых для промышленной продукции; специфика оценки соответствия зданий и сооружений на стадии их завершения строительством и др.
В Регламенте определено, что для обеспечения соблюдения установленных требований на обязательной основе должен применяться Перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный Правительством РФ (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 42 закона № 384-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р указанный перечень (далее — Перечень № 1047-р) был утвержден и вступил в силу в тот же день. В связи с чем теперь ни одно здание и сооружение не может быть введено в эксплуатацию, если его технические характеристики не соответствуют нормативам национальных стандартов.
Кроме того, в законе № 384-ФЗ (п. 7 ст. 6) определено, что Национальным органом РФ по стандартизации должен быть опубликован и размещен в информационной системе общего пользования перечень документов по стандартизации, применяемых на добровольной основе. Такой перечень был утвержден приказом Ростехрегулирования от 1 июня 2010 г. № 2079. В Положении о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии заменили его сокращенное наименование: вместо Ростехрегулирование теперь используется название Росстандарт (постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. № 408).
Согласно закону № 184-ФЗ, применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований технических регламентов (п. 4 ст. 16.1). Оценка соответствия объектов требованиям регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам или сводам правил.
Требования, установленные законом № 384-ФЗ, не применяются:
— к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
— к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
— к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований (п. 1 ст. 42 закона № 384 - ФЗ).
Неприменение же стандартов и правил несоблюдением требований регламентов не является. В этом случае допускается использование иных документов для оценки соответствия.
Разъясняя положение этой нормы, можно отметить следующее. Добровольное применение стандартов означает, что вы добровольно делаете свой выбор в пользу использования этих норм. Так, если вы на добровольных началах, например, в проектной декларации заявляете о применении этого перечня (утвержденного приказом № 2079), то тем самым добровольно принимаете обязательство о его применении.
В каких случаях применение добровольного перечня становится обязательным?
Несколько возможных ситуаций
1. В договоре подряда стороны (заказчик и подрядчик) договариваются об использовании именно этого «добровольного» перечня. Тогда он становится для подрядной организации обязательным на все время осуществления строительства (выполнения строительных работ) или подготовки документации в рамках отношений, регулируемых данным договором.
2. Работы выполняются для государственных нужд (по госконтракту), и требование о применении добровольного перечня содержалось в конкурсной документации.
3. Проектировщик, подрядчик могут отдать предпочтение «добровольному» перечню, так как в нем сосредоточен большой прошлый опыт разработки подобных документов, служащих определенной гарантией достижения положительного результата. В противном случае - до момента подтверждения экспертным заключением соответствия всей конструкции обязательным требованиям - есть риск неопределенности.
Из содержания указанных частей ГОСТа следует, что обязательно все то, что касается терминологии в этой области, терминов, применяемых в данном стандарте, классификации грунтов.
Соответственно, подрядчик, если стороны договора специально не оговорили применение Перечня № 2079, может провести все необходимые измерения другими методами, и заказчик не вправе будет ссылаться на некачественное выполнение работ в такой ситуации.
Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства установлены Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624, во исполнение части 5 ст. 8 ФЗ 148 «О внесении изменений в ГР. Кодекс РФ».
Другим важнейшим инструментом технического регулирования является стандартизация
Применение стандартов позволяет использовать современные методы и технологии, существенно сокращать издержки, обеспечивать унификацию продукции.
Стандарты принимаются консенсусом, когда участники рынка приходят к пониманию, что закреплённый в проекте стандарта способ реализации той или иной идеи через конструкцию или технологию соответствует уровню развития науки, техники и технологии. При этом, чем быстрее обновляются стандарты, тем больше появляется возможностей применять неограниченным кругом заинтересованных лиц новые, передовые технологии в практической деятельности.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
В процессе аккредитации подтверждается компетентность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнять работы по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Требования к продукции устанавливаются как в технических регламентах (регулируемая государством сфера), так и в хозяйственных договорах, в добровольных стандартами или добровольными системами сертификации.
Если аккредитация является государственной функцией, то работа органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является рыночной услугой. Закон о техническом регулировании не допускает совмещения функций по аккредитации и подтверждения соответствия в одном лице
Таким образом
Освоение европейской системы технических норм — действенный инструмент продвижения продукции, работ и услуг европейской строительной индустрии. Повышение конкурентноспособности и промышленности строительных материалов ЕС, проектных и архитектурных организаций - одна из главных продекларированных целей продвижения еврокодов в третьи страны. Поэтому при внедрении еврокодов необходимо прежде всего учитывать национальные интересы российского строительного комплекса.
Строительному комплексу предстоит пройти большой и трудный путь формирования собственный системы технического регулирования. Намеченное разделение сфер обязательных и добровольных требований призвано, с одной стороны, учесть возросшую значимость проблем безопасности, с другой стороны — противостоять государственной зарегулированности рынка и повысить действенность рыночного регулирования хозяйственных отношений.
просмотров: 717