Какие объекты социальной сферы нужно больше строить в Перми?
Цифра недели
Кадастровый учет в России начался
С 1 января 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» началось осуществление государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Организации технической инвентаризации, имевшие по состоянию на 31 декабря 2012 года аккредитацию на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, приступили к осуществлению кадастровой деятельности в отношении указанных объектов.
О некоторых вопросах кадастрового учета и кадастровой деятельности мы беседуем с директором ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» Стрелковой Ольгой Валерьевной.
— Ольга Валерьевна, что понимается под кадастровым учетом объектов недвижимости и какой орган (организация) его осуществляет?
— В соответствии с Законом о кадастре (здесь и далее под ним понимается Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» — прим. ред.) государственный кадастровый учет — это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или же подтверждают прекращение существования объекта. На территории Пермского края кадастровый учет осуществляет филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пермскому краю, подведомственный Управлению Росреестра по Пермскому краю.
— В каких случаях необходим кадастровый учет? Какие документы для этого необходимы?
— В случае образования или создания объекта недвижимости осуществляется постановка объекта на кадастровый учет, а в случае изменения уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений — кадастровый учет изменений объекта. При прекращении существования объекта недвижимости осуществляется снятие объекта с кадастрового учета. Для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет или учета изменений объекта в кадастровую палату (здесь и далее под ней понимается филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пермскому краю — прим. ред.) предоставляется технический план объекта недвижимости, для снятия объекта с учета — акт обследования объекта недвижимости.
— Требуется ли проведение кадастрового учета в отношении объектов, созданных (построенных) до 1 января 2013 года?
— Закон о кадастре предусматривает, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в т.ч. технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления Закона в силу (до 01.03.2008 г.) или в переходный период его применения (с 01.03.2008 г. по 31.12.2012 г.), признается юридически действительным и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (ранее учетными объектами недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в т.ч. технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
— Какие органы (организации) вправе подготавливать документы, необходимые для осуществления кадастрового учета?
— В соответствии с Законом о кадастре кадастровой деятельностью — подготовкой документов, необходимых для осуществления кадастрового учета (технических планов и актов обследования) - вправе заниматься только кадастровые инженеры. Организации технической инвентаризации, имевшие по состоянию на 31 декабря 2012 года аккредитацию на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, считаются кадастровыми инженерами.
— Кто может являться заказчиком работ по подготовке технических планов и актов обследования и кто вправе обратиться с заявлением о кадастровом учете? Выдаются ли какие-либо документы в подтверждение проведения кадастрового учета?
— Заказчиком работ по подготовке технических планов и актов обследования может быть любое лицо (даже не собственник объекта). Однако следует учитывать, что обратиться с заявлением о кадастровом учете изменений объекта, снятия с учета объекта вправе только собственник объекта недвижимости. Что касается постановки на учет объекта недвижимости, то данное действие осуществляется по заявлению любого лица. По результатам проведения кадастрового учета заявителям выдаются кадастровые паспорта (при постановке объектов на учет) или кадастровые выписки (при учете изменений объектов).
— Какие документы необходимы для подготовки технических планов и актов обследования?
— В соответствии с Законом о кадастре технический план может быть подготовлен на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проектной документации на объект, технического паспорта, а в отсутствие указанных документов — декларации, составленной и подписанной заявителем. В интересах заявителя осуществить кадастровый учет объекта на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером с использованием сведений технического паспорта, оформленного по результатам проведения технический инвентаризации объекта. В этом случае указанные документы будут содержать характеристики объекта, соответствующие фактическим, а в государственный кадастр недвижимости будут включены достоверные сведения об объекте, что исключит в последующем обращение в орган кадастрового учета за осуществлением учета изменений объекта в связи с уточнением сведений о нем.
Данная цель не всегда может быть достигнута, если технический план будет изготовлен на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проектной документации или декларации. В первом случае после ввода объекта в эксплуатацию могли произойти изменения объекта, которые не найдут своего отражения в техническом плане. Во втором случае могло иметь место отклонение от проекта, что также не будет отражено в техническом плане. Подготовка декларации заявителем чревата недостоверным отражением сведений об объекте в связи с отсутствием необходимых познаний в правилах исчисления площади объекта, особенностей определения количества этажей объекта, классификации видов объектов недвижимости и их назначения и др., что потребует в последующем осуществления кадастрового учета изменений объекта с представлением «нового» технического плана объекта.
— Ольга Валерьевна, на практике имеют место случаи, когда заявители получают из кадастровой палаты уведомление о невозможности представления сведений об объекте в связи с их отсутствием в государственном кадастре недвижимости, хотя объект является ранее учтенным. Передавались ли организациями технической инвентаризации кадастровой палате сведения о ранее учтенных объектах недвижимости? Как выйти из сложившейся ситуации?
— В переходный период кадастровой палатой проводилось формирование государственного кадастра недвижимости и наполнение его сведениями об объектах недвижимости. Указанные действия совершались путем размещения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром) государственных заказов на выполнение работ по созданию фотообразов («оцифровке») технических паспортов с привлечением подрядчиков, передавших результат работ кадастровой палате. Функция организаций технической инвентаризации в этом процессе заключалась лишь в передаче подрядчику на время «оцифровки» инвентарных дел. Перечень инвентарных дел, подлежащих передаче на время «оцифровки», подрядчик определял самостоятельно. Со своей задачей организации технической инвентаризации справились успешно. Все запрошенные подрядчиком инвентарные дела были ему переданы в полном объеме. Факт передачи указанных дел подтвержден соответствующими отметками (записями) подрядчика на инвентарных делах, а также актами приема-передачи. Выход из сложившейся ситуации имеется. Необходимо подать в кадастровую палату заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте в государственный кадастр недвижимости, представив документ, устанавливающий или подтверждающий право на указанный объект (например, договор купли-продажи, свидетельство о государственной регистрации прав и др.) или документ, подтверждающий ранее осуществленный государственный учет объекта (например, технический паспорт).
— Еще одна практическая ситуация. Имеют место случаи, когда в свидетельстве о регистрации права, техническом и кадастровом паспортах сведения о площади квартиры являются различными. Почему возникли такие расхождения в площадях и как их устранить?
— Описанная ситуация не редка и обусловлена следующими обстоятельствами. В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о площади квартиры, внесенные на основании технического паспорта многоквартирного дома, оформленного на дату ввода дома в эксплуатацию. Соответственно, выдаваемые в настоящее время кадастровой палатой кадастровые паспорта содержат сведения о площадях квартир на указанную дату. Свидетельство о государственной регистрации права выдавалось на основании сведений, содержащихся в техническом паспорте, оформленном по результатам текущей технической инвентаризации (в т.ч. после планировки квартиры или ее ремонта). Имеющийся «на руках» технический паспорт составлен на основании данных, полученных по результатам последней технической инвентаризации квартиры, поэтому только он является документом, содержащим достоверные сведения о площади квартиры.
Необходимо учитывать, что изменение площади квартиры по сравнению с данными предыдущих технических инвентаризаций могло быть вызвано также, помимо изменения планировки квартиры или ее ремонта, иными обстоятельствами, например, повышением качества измерений в связи с использованием современных приборов, исключения с 01.03.2005 г. из общей площади квартиры площадей балконов и лоджий и др. С учетом изложенного, сведения о площади квартиры, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и свидетельстве о государственной регистрации права, подлежат приведению в соответствие со сведениями технического паспорта квартиры. Для этого необходимо обратиться в кадастровую палату с целью проведения кадастрового учета изменений квартиры (в части уточнения сведений о площади), приложив к заявлению технический план квартиры, подготовленный кадастровым инженером.
Ранее отмечалось, что одним из документов, на основании которого может быть подготовлен технический план, является технический паспорт, поэтому для подготовки технического плана может быть использован имеющийся «на руках» технический паспорт. Далее следует обратиться в орган по государственной регистрации прав с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в части изменения сведений о площади квартиры, по результатам рассмотрения которого заявителю будет выдано «новое» свидетельство о государственной регистрации права, содержащее достоверные сведения о площади квартиры.
— В связи с началом кадастрового учета сохранились ли у организаций технической инвентаризации их функции? Вправе ли они выдавать кадастровые паспорта, как это ранее было предусмотрено Законом о кадастре?
— В настоящее время параллельно с кадастровым учетом, осуществляемым кадастровой палатой, организациями технической инвентаризации проводится технический учет и техническая инвентаризация объектов капитального строительства, в т.ч. объектов жилищного фонда. О значении технического паспорта и сферах его применения рассказывалось в предыдущих беседах. Что касается второго вопроса, то здесь необходимо отметить следующее. Согласно Закону о госрегистрации (Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» — прим. ред.) до 01.01.2013 г. обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, являлся кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества.
После 01.01.2013 г. кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества, только в случае, если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. При этом Законом о кадастре предусмотрено, что «орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, выдает по запросу любого лица в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения указанного запроса кадастровый паспорт такого объекта».
просмотров: 620