- Новости
- Аналитика
- Статьи
- Путеводитель
- Динамика цен
Архив публикаций
Цифра недели
Подпишитесь
на новости
RSS
Как застраивалась Пермь
26 июля 2013 г.
История Перми началась в период промышленного освоения Урала. По одной из версий, самой распространенной на сегодняшний день, она стартовала с Егошихинского медеплавильного завода в 1723 году. Каждый период времени вносил свой определенный вклад в архитектурный облик Перми.
В начале XVIII века в истории Урала открылась новая страница – начался период интенсивного освоения природных богатств края, строительства многочисленных металлургических и железоделательных заводов. Стала складываться своеобразная горнозаводская культура. Поселения, возникшие при уральских заводах, имели городской уклад. В этой связи известный исследователь уральской архитектуры А.С.Терёхин ввёл понятие «город-завод». Поэтому, когда раньше говорили, допустим, Мотовилихинский завод, то имели в виду не только промышленное предприятие, но и заводскую слободу. Так до сих пор в Мотовилихе бытует выражение: «поехал в город», то есть поехал из заводского поселения в Пермь. Мотовилиха стала районом города лишь в 1938 году.
В конце 1719 года президент Коллегии по горному делу обратился с просьбой к Петру I о предоставлении ему специалистов для посылки на Урал «по устроению тамошних заводов». Во главе посланцев был поставлен капитан артиллерии В.Н.Татищев. 30 июля 1720 года он с командой приезжает в Кунгур. По причине истощения сырьевой базы было решено закрыть Кунгурский медеплавильный завод и перенести производство на новое место в устье речки Егошихи.
Первый летописец Перми Г.Ф.Сапожников записывает: «Лета от сотворения мира 7231-го, от воплощения же и Спаса нашего Иисуса Христа 1723-го по открытии в здешних местах медных руд начат строить медеплавильный завод по именному повелению Великого Государя Императора Петра Перваго бывшим в Екатеринбурге главным Сибирских казённых заводов правителем генералом лейтенантом и кавалером Вильгельмом Ивановичем Дегенниным…»
По принципу рубленой избы
4(16) мая 1723 года казённый Егошихинский медеплавильный завод был заложен, а в ноябре того же года была получена первая продукция. Согласно планам, разработанным, вероятно, В.Н.Татищевым, были устроены в районе современного Петропавловского собора плотина, «плавильная мазанка» с 6 печами, «колёсных два избы», устройство для размельчения руды, кузницы, угольные сараи, рудные амбары и пр. Для заводской канцелярии и жилых домов специалистов была отведена на возвышенности площадка. Первоначально было намечено построить 9 домов. Однако был зарезервирован участок, на котором предполагалось разместить ещё 14 домов. Все постройки, кроме некоторых технологических сооружения, были сооружены из дерева по принципу рубленой избы, материала хорошо знакомого строителям-крестьянам из ближайших уездов. Сам материал и традиции уральского деревянного зодчества предполагали эстетическую цельность комплекса.
Композиционным центром стали деревянная церковь Петра и Павла, заложенная в 1724 году, и заводская контора. В 1730-е годы В.Н.Татищев вновь приезжает на Урал. В этот период были открыты на Егошихе школа и госпиталь, закладывается и пускается в строй Мотовилихинский медеплавильный завод, составивший с Егошихинским единый производственный комплекс, начато строительство дороги до Соликамска. Поселение быстро развивалось. Расширение жилой застройки происходило как на нижней террасе, вдоль реки Камы, так и на верхней, учитывая рельеф, преимущественно в западном направлении. Этот начальный период истории города Перми знаменуется строительством первого каменного здания – церкви Петра и Павла (1764 г.) – на месте старой деревянной. Вместе с тем, эта постройка, имея в своём облике элементы провинциального уральского барокко, отмечает уже и новый исторический этап.
Губернский город в стиле классицизма
В середине 1770-х годов правительство императрицы Екатерины II проводит масштабную административную реформу, согласно которой огромная Казанская губерния была разделена на три части: собственно Казанскую, Вятскую и Пермскую губернии. Новый пермский губернский центр было решено учредить, учитывая перспективы развития, на месте поселения Егошихинского завода. 18 октября (по старому стилю) 1781 года состоялось торжественное открытие губернского города Перми. По этому случаю церкви Петра и Павла был придан статус «собора», а медеплавильный завод в связи с истощением руд был вскоре закрыт.
С 1780 года проходили приготовления к этому важнейшему событию в истории Перми. У Петропавловской церкви были построены новые здания для губернского начальства, которые сформировали площадь: дом генерал-губернатора, гражданского губернатора, вице-губернатора, здания присутственных мест и гауптвахта. В каждом случае дом совмещал в себе функции служебного и жилого помещения. Эти здания были сооружены из дерева в короткий срок, за один год, к торжественному открытию Пермского наместничества, новоучрежденного губернского города Перми и собственно обустроенной Петропавловской площади, где и проходили праздничные мероприятия. Все эти здания были оштукатурены и декорированы уже в стиле классицизма, который стал общепринятым для губернского города и в рядовой жилой застройке вплоть до советского времени. Несмотря на крайне сжатые сроки, здания были добротны и с архитектурной стороны весьма профессионально выполнены. Так что они успешно простояли шестьдесят лет без реконструкции, составляя замечательный ансамбль центральной площади. Их уничтожил опустошительный пожар 1842 года, вызвав у горожан самые глубокие и искренние чувства горечи.
От эпохи классицизма сохранилось достаточно много архитектурных памятников. Вскоре после освящения в 1788 году (на первом этапе одноэтажной) второго каменного здания Перми Рождество-Богородицкой церкви (ул. Ленина,48) закладывается комплекс монастырских зданий на Слудской горе. С открытием в 1800 году Пермской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным.
«Пермская колокольня» является и по сей день одним из главных символов города. Ансамбль города выстраивается по принципу переклички архитектурных маяков, роль которых играли культовые постройки. Среди рядовой обывательской застройки деревянные или полукаменные дома существенно преобладали. Прекрасным памятником пермского классицизма в дереве является жилой дом подрядчика Н.К.Крылова (арх. И.И.Свиязев, 1827 г.), расположенный на углу улиц Пушкина и Куйбышева. Однако следует обратить внимание, деревянные дома сегодня создают наибольшие проблемы в части их сохранения. Наиболее видным архитектором-классицистом был Иван Иванович Свиязев. Среди его многочисленного творческого наследия следует упомянуть учебные заведения (Училище детей канцелярских служителей, ныне филологический корпус педагогического университета, Пермская семинария, бывший главный корпус ВКИУ), здание Благородного собрания (Клуб УВД), Всехсвятская церковь на Егошихинском кладбище, Александровская больница (ныне краевая), ротонда в саду им. Горького.
Пермь после пожара
В опустошительный пожар 1842 года выгорела большая часть Перми. Это драматичное событие составило, безусловно, веху в истории города. Пермь после пожара, по выражению современников, «совсем не походила» на тот город, который они знали и любили. Фактически с этого момента в архитектуре Перми начинается эпоха эклектики, которая обусловлена развитием капитализма. С середины XIX века в городе появляется множество промышленных предприятий. Особенно важным событием стало появление пароходов на Каме и возникновение судостроительной промышленности. В Мотовилихе начинает действовать Пермский пушечный завод, который вобрал в себя старое медеплавильное производство. В 1878 году была построена Уральская горнозаводская железная дорога, связавшая собой горные заводы Урала. В последней четверти XIX века в Перми появляются все атрибуты крупного современного по тем временам российского города: мощёные улицы, электрическое освещение, телефон и телеграф, водопровод и канализация. Правда, все эти блага цивилизации распространялись только на центр города.
Эпоха классицизма давно закончилась, но пермские жители сохраняли симпатии к строгим формам убранства этого стиля. Из анализа богатого архивного материала «разрешённых построек» видно, что рядовые жилые обывательские дома в большинстве своём строились или в стиле классицизма, или «под классицизм», или в эклектике с элементами классицизма. В начале XX века появляется свободная интерпретация элементов классицизма уже в рамках нового направления «неоклассицизма».
Одно из первых зданий, построенных после пожара 1842 года было здание мужской гимназии (угол улиц Петропавловской и Сибирской). В 1870-х годах известный предприниматель Дягилев строит жилой дом по улице Сибирской (арх. Р.О.Карвовский, ныне гимназия им. С.П.Дягилева). Весьма заметным событием стало восстановление дома Яковлева по заказу Н.В.Мешкова, в результате чего на набережной появился небольшой дворец (арх. А.Б.Турчевич, ныне краевой музей).
Русско-византийский и русский стили проявились прежде всего в культовых постройках (Свято-Троицкая Слудская церковь, ныне кафедральный собор, Успенская на Егошихинском кладбище и Вознесенская (Феодосиевская) церкви, часовня Стефана Великопермского на Комсомольском проспекте и др.). В зависимости от назначения постройки использовались приёмы и традиции зарубежного зодчества (лютеранская кирха и польский костёл на улице Горького, татарская мечеть на улице Монастырской). Одной из самых ярких пермских построек эпохи эклектики являются железнодорожный вокзал (Пермь I) и Мариинская женская гимназия (арх. Ю.О.Дютель, ныне Сельскохозяйственная академия).
От эклектики к модерну
Мариинская женская гимназия является своеобразной переходной постройкой от эклектики к новому прогрессивному стилю модерна. Архитектура модерна достаточно многолика. Прекрасным примером «живописного» модерна является известный дом чаеторговца Грибушина (арх. А.Б.Турчевич), запечатлённый в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго» как «дом с фигурами». Модерн также оказался неоднороден. Так русский стиль периода эклектики перерос в неорусский стиль модерна. Примером русского варианта модерна является здание Кирилло-Мефодиевского училища на Комсомольском проспекте и училище слепых на улице Сибирской (ныне школа №22).
Потребностью времени было вызвано изменение модерна в сторону упрощения. Это направление рационального модерна отказывается от вычурных линий и излишних украшений, совершенно не использует лепнину. Широкий размах строительства не допускал повсеместной роскоши. Требовались недорогие, практичные постройки. Планировка здания и его облик во многом определялись его функциональным содержанием. В Перми большое количество зданий в духе рационального модерна. Автором почти всех этих сооружений (учебные заведения, магазины, театр, торговые ряды, пожарные депо) является городской архитектор Василий Васильевич Попатенко. В условиях бурного развития промышленности рациональный модерн фактически стал новым национальным стилем. Именно эти приёмы, технологии и традиции легли в основу промышленного строительства.
Конструктивизм
После революций 1917 года и гражданской войны всякое строительство практически прекратилось. В 1920-е годы вырабатывается идея коммунального жилья. На принципах кооперации в Перми строятся как отдельные дома барачного типа, так и небольшие посёлки (например, Первомайский, Нефтяник, Резинщик, Разгуляйский и др.). Однако есть примеры, когда к разработке проектов соцгородков привлекались крупные архитекторы. Такой наиболее значительной градостроительной работой стал проект соцгородка Рабочий посёлок в Мотовилихе архитектора С.Е.Чернышева. Кроме жилых домов, в поселке были запроектированы объекты соцкультбыта (поликлиника, гостиница, ресторан, фабрика-кухня, Дом специалистов, Дом техники с бассейном, баня). Проект Дома техники выполнил известный архитектор П.А.Голосов. В понимании городской среды и объёмно-планировочном решении чувствуются принципы конструктивизма, порождённого революционной эпохой. Классическими примерами конструктивизма в Перми стали первый «небоскрёб» — здании гостиницы «Центральная», прозванная в народе «Семиэтажка» (1933 г.), и Дом чекистов по улице Сибирская, 30 (1932 г.).
Однако уже в середине 1930-х годов стиль конструктивизма стал неугоден вождям советской власти. Архитектура всё более и более обретает элементы классицизма. Можно наблюдать эволюцию от относительной изящных образов предвоенной поры (Речной вокзал, 1940 г.) к утяжелённости военных построек (Дом офицеров, 1943 г.) и помпезности послевоенных объектов. Достижением сталинской эпохи, безусловно, является попытка создания архитектурных ансамблей. В какой-то мере это распространяется на вновь построенные здания Комсомольского проспекта, на сегодня главной улицы города, и в полной мере относится к комплексу зданий Дворца культуры им. Сталина (архитекторы: А.Барутчев, В.Даугуль, И.Меерзон, 1938-1950 гг., ныне Дворец им. Солдатова). Заметным явлением стало появление в Мотовилихинском районе Дворца культуры им. Ленина (архитекторы Я.Корнфельд, Т.Заикин). Полногабаритные квартиры в жилых домах сталинской поры до сих пор пользуются высоким спросом. Но жилья в те годы строилось крайне недостаточно.
Панельный век
Уже в середине 1950-х годов проблема доступного жилья обрела катастрофический характер. Н.С.Хрущёв требует отказаться от всех «архитектурных излишеств». Создаётся максимально дешёвое, малогабаритное, но благоустроенное жильё. И это для народа было благом. Повсеместно разворачивается масштабное строительство целыми микрорайонами. Так за полтора десятка лет появилось ряд жилых массивов, среди которых наиболее крупные – это Городские горки и Балатово. Следует отметить, что в резработке планировки микрорайонов Городские горки и Нижнее-Курьинск (Закамск) принимал участие известный европейский архитектор, один из лидеров школы Баухауз Ханнес Мейер. Большое внимание стало уделяться развитию городского хозяйства.
К 1970 году население Перми достигло 860 тысяч человек. Дефицит жилья продолжал сохраняться. В этой связи начинает активно внедряться панельное домостроение.
В 1960-е годы на конкурсной основе Ленгипрогор разрабатывает проект застройки центра города Перми. В результате чего возник парк-эспланада с существующим ныне архитектурным окружением.
С конца 1980 годов темпы строительства в связи с крушением социалистической системы существенно снизились. Требовалось освоение новых технологий и материалов. В этом контексте нужно признать, что участие зарубежных специалистов в разработке ряда крупных проектов (допустим, комплекса торговых, развлекательных и жилых зданий гипермаркета «Семья») позволило перенести передовой опыт на пермскую почву. В настоящее время пермскими строителями хорошо освоены технологии строительства жилых домов на каркасной основе до 25 этажей.
Лев Перескоков,
председатель Пермского краевого отделения
Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры,
специально для журнала «Метражи»
Электронная версия журнала «Метражи», №8, 2013 г.