В Дзержинском районе не останется ветхих домов
17 июня 2008 г.
Илья Нохрин: «Хочу, чтобы в Дзержинском районе не осталось ветхих домов»
Интересное совпадение. Я шел в администрацию, чтобы узнать, каким станет Дзержинский район в ближайшие годы. И встретил в приемной директора компании «Сатурн-Р» по строительству Николая Кирюхина – он выходил от главы района.
Оказалось, они обсуждали предстоящую застройку микрорайона Данилиха. А ведь проект этой застройки будет в конце нынешнего месяца предметом публичных слушаний в Дзержинском районе. Пришлось поинтересоваться у главы района Ильи Нохрина: что побудило его обсуждать проблемы застройки накануне публичных слушаний? Или речь о каких-то вопросах, которые не впишутся в формат слушаний?
- Мы обсуждали вопросы благоустройства и содержания территории, подлежащей застройке и то, как будут функционировать жилые дома, которые расположены в непосредственной близости, и как будут работать дороги, система водоснабжения, наружное освещение…
Новое развитие территории – это всегда конфликт. Конфликт, я бы сказал, вечный и неизбежный. Потому что новое строительство, да еще такое масштабное, как реконструкция микрорайона Данилиха, – такое строительство никогда не обходится без конфликтов с населением. Такая особенность у района, который активно живет и развивается: в чем-то это новое развитие делает жизнь людей более комфортной, а в чем-то – наоборот.
Скажем, для большинства жителей Данилихи очень сильным раздражителем является строительство новой автомагистрали. Понятно, что эта магистраль поможет решить массу сегодняшних проблем и для кого-то из жителей района тут сплошные плюсы. А для тех, у кого под окнами будут шуметь транспортные потоки и грохотать строительная техника, – для них это обещает немалые неудобства.
И хотя конфликт тут неизбежен, но максимально снизить его накал мы можем. Это и было темой нашего разговора с директором компании «Сатурн», – каким образом свести к минимуму неудобства, связанные с предстоящей стройкой. Говорили, в частности, об оптимальном ограждении территории, о достойном содержании земельного участка, владельцем которого является «Сатурн»…
- А о самом проекте застройки Данилихи? Тут, я слышал, тоже есть некий конфликт, определенное несовпадение интересов бизнеса и района?
- Не района. А населения, чьи интересы представляет районная администрация. Но тут как раз говорить о конфликте было бы преувеличением. Тем более что город ведь не диктует инвестору, что именно ему следует строить, а что – нет.
- Главный архитектор «Сатурна» Игорь Луговой жалуется, что первоначально проектом было предусмотрено строительство в Данилихе крупного жилого комплекса. А город настоял на строительстве спортивно-оздоровительных сооружений …
- На предстоящих слушаниях будет обсуждаться уже второй вариант застройки Данилихи. Разве это не говорит о том, что наши доводы с самого начала были для инвестора вполне убедительными, если он решил откорректировать свои планы? Вообще это, считаю, показательно, что представители большого бизнеса сегодня понимают: создавать одни только жилые объекты, не формируя в целом среду – удобную, комфортную для проживания, – это невыгодно и для самого бизнеса. Потому что это уменьшает реальную прибыль, на которую инвестор рассчитывал, начиная строительство. Ни для кого сейчас не секрет, что переполненные жильём микрорайоны перестали быть привлекательными. Посмотрите, с какими трудностями идет нынче заселение домов так называемой точечной застройки: своих жильцов обретает только двадцать процентов новых квартир.
О чем это говорит? Жилую среду, если она создается путем «уплотнения» городских кварталов, нельзя сегодня считать полноценной. И хотя точечную застройку придумали специалисты, неудобства терпит народ. Возьмите хотя бы проблему автостоянок. Количество транспорта в городе растет угрожающе стремительно, а территории, которые могли бы компенсировать избыток транспорта, – они сплошь и рядом заполнены точеными новостройками, которые еще больше усугубляют ситуацию.
- Многие специалисты уверяют, что без точечной застройки невозможно решить проблему ветхих строений.
- Бывают, конечно, исключения. Но не надо превращать их в норму. У нас в районе проблема ветхого жилья – одна из самых острых. Есть у нас, к примеру, микрорайон, который, можно сказать, сам себя пережил – настолько жилые дома здесь обветшали. Я имею в виду окрестности Дворца культуры железнодорожников, где большое количество двухэтажных деревянных бараков постройки военных лет. Их уже начинают сносить, причем застройка здесь предусмотрена комплексная.
А вообще в целом по Дзержинскому району сформировано двадцать два таких крупных земельных участка под развитие застроенных территорий и три из них уже в нынешнем году будут выставлены на аукцион. Администрация города проводит эту работу весьма активно, и где-то в ноябре мы уже будем иметь первые итоги аукционов. Тогда я как глава района смогу точно сказать многим людям, когда у них появится реальная возможность переехать из своих бараков в новые квартиры. Это для меня принципиально важно. Но не менее важным считаю тот факт, что территории, которые идут в развитие, будут осваиваться комплексно. Это отличается от точечной застройки как небо от земли.
Естественно, мы и к планам застройки микрорайона Данилиха подходили с такими же мерками: комфортность проживания в новых кварталах должна быть обеспечена со всех сторон, в том числе и наличием развитой социальной инфраструктуры. И когда на градостроительном совете при главе города, стали обсуждать первоначальный проект компании «Сатурн», я высказался против идеи застроить Данилиху одними только жилыми «башнями». Глава города Игорь Шубин тогда позицию районной администрации решительно поддержал. В итоге инвестору было рекомендовано пересмотреть концепцию застройки микрорайона с учетом пожеланий, высказанных на градостроительном совете. Так появился второй вариант застройки, который на градостроительном совете получил одобрение. Этот вариант и вынесен на публичные слушания.
- Какой же представляют себе в районной администрации новую Данилиху?
- Красивые улицы, выразительная архитектура, современная автомагистраль с двухуровневой развязкой узла улиц Крисанова и шоссе Космонавтов… Зелень во дворах жилых зданий… И обязательно – современные объекты социальной сферы. Идеально было бы иметь здесь ледовый дворец, о котором говорил глава города Игорь Шубин. Неплохо было бы построить тут со временем целый комплекс общественных зданий. Поскольку Данилиха, как и микрорайон у Дворца культуры железнодорожников, видятся мне в качестве новых центров Дзержинского района – центров не только современной жилой застройки, но и культурно-общественных центров.
Если эти планы будут реализованы, – а я на это рассчитываю, – то это будет означать, что нам удалось максимально совместить интересы инвесторов с потребностями населения.
- Но эти интересы, очень часто не совпадают в главном. Инвесторы заинтересованы продать построенное ими жильё с хорошей прибылью, – иначе какой резон им вкладывать в это свои деньги? А большинство пермяков хотят, чтобы это жильё было как можно дешевле. Говорят, Илья Борисович, вы знаете, как эту проблему решать?
- Над этим не один я думаю – многие. Потому что жильё, которое сегодня строится, – оно по цене реально оторвалось от возможностей большинства людей, которые в нем нуждаются.
Какие тут могут быть решения, чтобы примирить интересы застройщика и тех, кто остро нуждается в жилье? Прежде всего, следует эффективно использовать такой мощный ресурс, как земля. Земли под строительство у нас больше всего в непосредственной близости от города. Там и надо готовить участки, на которые бюджет должен «зайти» с инженерной инфраструктурой и площадками под социальные объекты. И после этого земельный участок отводится очередникам на жильё, которые учтены бюджетом. При этом очевидно, что как только бюджет официально заявляет, что он «заходит» туда со строительством дороги, с устройством инженерных сетей и другой инфраструктуры, – сразу же цена этого участка резко возрастает. Тем самым появляется потенциальная возможность для работника бюджетной сферы или построить свой дом, поскольку такой участок – это основа для ипотеки, или приобрести квартиру в городе за счет тех средств, которые инвестор ему будет предлагать в обмен на этот участок. Другое дело, важно таким образом отрегулировать этот механизм, чтобы очередник на жильё не имел права просто перепродать земельный участок, а мог бы только обменять его на жилое помещение, которое соответствует нормам по численности семьи и другим параметрам.
Разумеется, эту систему еще надо тщательным образом продумать, выверить, «обустроить» юридически и законодательно на уровне субъекта Федерации. Но в одном я уверен: если предоставлять землю не инвестору, а нуждающемуся в жилье очереднику, который выбывает из очереди, получая обустроенный коммуникациями участок под строительство, то мы этим не только создаем отношения, которые можно оптимально регулировать, но еще и подстегнем решение многих проблем, мешающих реализации приоритетного национального проекта.
- Каким вы видите Дзержинский район через несколько лет?
- Хочу, чтобы не осталось ни одного ветхого здания. Это для меня один из самых главных ориентиров, по которым я сверяю свою работу.
Иосиф Вихнин
Метросфера, служба информации