Архив публикаций
Какой район Перми Вы считаете самым привлекательным для проживания?
Цифра недели
Подпишитесь
на новости
RSS
Трудности и перспективы гаражной ипотеки
22 сентября 2010 г., просмотров: 2305
Банки постепенно перестают бояться гаражной ипотеки. Жители столицы уже сегодня могут воспользоваться специальными ипотечными кредитами «Банка Москвы» (программа «Народный гараж») и банка «ВТБ 24».
«Наша программа востребована клиентами в связи с тем, что у нас низкие ставки и более чем либеральные условия получения кредита», - утверждает представитель «Банка Москвы» Олег Федорченко. Преимуществом программы он называет то, что приобретаемый гараж становится собственностью заемщика сразу же после оформления договора. Процентные ставки по этому кредиту составляют от 9,75% в иностранной валюте, от 14,20% в рублях, срок выдачи кредита - от 1 до 5 лет, максимальная сумма - 350 тыс. рублей.
С помощью программы гаражной ипотеки заемщики «ВТБ 24» смогут приобретать в ипотеку гараж как вместе с квартирой, так и отдельно от нее. «Приобрести гараж можно как в наземном, так и в подземном гаражном комплексе, расположенном под домом, - уверяют в банке. - При этом не имеет значения, достроен гараж или нет, кредит можно оформить на этапе его строительства».
Цена вопроса
«Гаражная ипотека» будет предоставляться в рублях или иностранной валюте на срок от 5 до 50 лет, максимальный размер кредита - 70% от стоимости объекта. Ставка кредита при покупке готовых гаражей составляет от 11,1% годовых в долларах, и от 15,6% годовых в рублях в случае фиксированных ставок. В случае комбинированных ставок процентная ставка в рублях установлена в размере от 15,4% годовых, и от 14,6% - в случае переменных ставок. Обеспечением по кредиту готовых гаражей будет только приобретаемый объект недвижимости. Если гараж покупается на стадии строительства, в некоторых случаях может потребоваться дополнительное обеспечение кредита, - говорят в «ВТБ 24».
Сумма ежемесячного платежа по кредиту на приобретение гаража или машиноместа, так же, как и по кредиту на приобретение жилья, зависит от срока кредитования и размера первоначального взноса (для гаражей это не менее 30%, для квартир - от 10%). Так, к примеру, при покупке машиноместа стоимостью 650 тыс. рублей с использованием ипотечного кредита в размере 455 тыс. руб. на срок 15 лет ежемесячный плате по кредиту составит 6794 рубля.
«Мы предполагаем, что основной спрос на гаражную ипотеку будет сосредоточен в сегменте новостроек, особенно у текущих и будущих ипотечных заемщиков банка, которые теперь получили возможность одновременного приобретения и квартиры и машиноместа в паркинге», - поясняет вице-президент, начальник управления разработки кредитных продуктов и партнерских программ департамента ипотечного кредитования «ВТБ 24» Георгий Тер-Аристокесянц.
Спрос есть, предложения нет?
Несмотря на запущенную транспортную обстановку в крупных городах страны, очевидную нехватку парковочных мест и гаражей, тема гаражной ипотеки по-прежнему находится «в загоне» - банки ею практически не занимаются. Причина лежит сразу в нескольких плоскостях - помимо недавнего кризиса, сказавшегося на ипотечном рынке в целом, это вопросы законодательства и механизма осуществления таких сделок, а также вопросы оформления самих новостроек, в которых могут строиться подземные гаражи.
Эксперты объясняют ситуацию тем, что гаражи, как правило, оформляются по договорам, которые не соответствуют требованиям банков. По словам руководителя аналитического центра IRN.ru Олега Репченко, одной из причин буксования программ по покупке гаражей в ипотеку является крен в законодательстве: «Когда принимали закон об ипотеке в конце 90-х годов, законодатели думали об ипотеке лишь как о способе кредитования жилья, и законом не были предусмотрены меры, распространявшие аналогичные условия на покупку в кредит любой другой недвижимости. Тогда это не казалось актуальным».
Активному введению гаражной ипотеки мешало отсутствие изменений в статьях 5, 77 и 78 закона «Об ипотеке». Согласно закону, ипотека представляет собой залог недвижимости, однако заложить гараж можно лишь в том случае, если он уже находится в собственности. Это обусловлено тем, что в стране работает два вида ипотеки. Один - так называемая «ипотека в силу договора», когда заемщик закладывает недвижимость, находящуюся в своей собственности, а ипотечный кредит использует на то, что ему необходимо. Второй вид ипотеки - «ипотека в силу закона», когда у человека при покупке недвижимости нет равноценного имущества для залога - тогда закладывается приобретаемое имущество. Специфика этой схемы заключается в том, что становится возможной регистрация права собственности на недвижимость с одновременным оформлением залога на кредитора (то есть на банк). Этот механизм действует сегодня только в отношении жилья, но не гаражей.
Эксперты обращают внимание на способ продажи машиномест в гаражах, который, судя по всему, и не устраивает банки. Так, большая часть мест в паркингах продается по предварительным договорам или другим схемам. По договорам доверительного управления (ДДУ), которые сегодня, согласно поправкам к закону 214-ФЗ, являются основной формой приобретения квартир в новостройках, машиноместа в гаражах в строящихся домах практически не продаются. На этапе предварительных договоров под залог машиноместа ипотеку было получить невозможно - это ведь не прямая ипотека, а ипотека под залог существующего имущества. А сам гараж вместе с домом еще не достроен и не зарегистрирован. В итоге клиенты предпочитают не покупать гараж вовсе или копить деньги, чем закладывать свое имущество под строящийся гараж.
Каковы перспективы?
После введения поправок в закон 214-ФЗ банки взяли паузу, объявив, что будут выдавать ипотеку по ДДУ или по предварительным договорам после получения заключения о соответствии (ЗОС). Кроме того, многие банки по-прежнему предоставляют ипотечные кредиты на момент возведения 50-70% здания, что также сильно сужает предложение, в том числе и гаражной ипотеки. Впрочем, эксперты уверены, хоть в настоящий момент при покупке новостроек клиенты пока еще не часто берут гараж в ипотеку, но можно предположить, что в будущем программа будет пользоваться спросом, особенно для покупки дополнительного гаража на семью.
Сейчас же, как правило, гаражный вопрос россияне решают посредством потребительского кредита. Это дороже, но клиент, собирая минимум документов, получает необходимые денежные средства. Иногда клиенту требуется более значительная сумма - в этих случаях он может получить финансирование под залог имеющейся в собственности квартиры. Если на рынке появится программа, предполагающая оформление в качестве залога банку не квартиру, а гараж, то с точки зрения собственной оценки рисков, этот вариант для клиента будет предпочтительнее, - подчеркивают эксперты.
Источник: gzt.ru