Какие объекты социальной сферы нужно больше строить в Перми?
Цифра недели
Доступной малоэтажке в Перми быть!
Целевые показатели по строительству малоэтажного жилья в Перми есть; застройщики, желающие площадки комплексного строительства осваивать есть; подходящие территории есть. А реализованных проектов ни одного! В чем причины и как будет развиваться отрасль в дальнейшем в связи с приходом к руководящей должности нового губернатора Пермского края, Виктора Басаргина, который будучи министром регионального развития подобные проекты курировал. С этими вопросами портал «Метросфера» обратился к Евгению Давыдову, полномочному представителю некоммерческого партнерства «Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства» в Пермском крае (НАМИКС).
- Евгений Дмитриевич, прокомментируйте, пожалуйста, в Пермском крае разработана программа Стимулирования развития жилищного строительства до 2015 года, и в ней есть целевые показатели по развитию малоэтажно строительства? Как вы оцениваете перспективы реализации этой программы?
- Для начала эту программу нужно принять и внести соответствующие поправки в бюджет края. На уровне РФ программа Стимулирования жилищного строительства в Пермском крае в 2011-2015 году была утверждена еще в 2010 году, в Перми она по сей день находится в состоянии внутренних согласований. Согласно программе, доля малоэтажного жилья в общем объеме вводимого жилья должна увеличиться с 45 % в 2011 г. до 65 % к 2015 г. А таких показателей можно достичь только при комплексном подходе к строительству жилья, причем особо хочу подчеркнуть-жилья доступного.
Отмечу, что при содействии и поддержке НАМИКС в мае 2011 году Министерство регионального развития РФ утвердил проект комплексной малоэтажной застройки «Новоселы» в районе деревне Новоселы Оверятского городского поселения Краснокамского района Пермского края. По итогам реализации проекта планируется ввести в эксплуатацию 60 тыс.кв.м. жилья эконом - класса, отвечающего требованиям приказа Минрегиона №303 от28.06.2010г. Проект был утвержден в рамках программы инвестиций Внешэкономбанка в строительство доступного жилья и ипотеку в 2010-2013 годах. Так как проект пилотный, реализация его идет не так гладко, как хотелось бы, но если краевая власть окажет практическое содействие, то мы на практике сможем показать жизнеспособность государственно-частного партнерства( ГЧП) и возможность строить доступное малоэтажное жилье быстро, качественно.
- В чем Вы видите причину таких скромных достижений при таких «нескромных» целевых показателях? Почему взаимодействие между банками, застройщиками и государством в рамках концепции программ не дает хорошего толчка к действиям?
- Проблема эта системная. Согласно разработанному механизму государственно - частного партнерства, у каждой из сторон есть свои обязательства и выгоды. Государство обязуется обеспечивать участок инженерной и социальной инфраструктурой, которые являются зачастую не подъемной нагрузкой на застройщика и гарантировать сбыт за счет оценки потребностей граждан в жилье. Задача застройщика - это строительство в ограниченный срок объектов эконом-класса с определенной стоимостью за квадрат и требуемым качеством. К сожалению, государство не так активно включено в это взаимодействие.
Другая причина кроется в политике банков, которые в своей работе по вопросам кредитования руководствуются инструкциями Центрального банка России, которые обязывают банки при финансировании строительных проектов иметь 100% резервирование кредита, а от Застройщиков-предоставление высоколиквидного обеспечения кредита (категория строительства относится к максимальной, 5 группе риска, что сразу сводит к минимуму возможность финансирования проектов).
Помимо этого в России нет закона о проектном финансировании, а стандартное кредитование и проектное кредитование это совершенно разные продукты, поэтому многие банки просто не берутся за то, с чем не умеют работать.
Кроме того, нет механизмов, стимулирующих застройщиков к применению энергоэффективных технологий строительства и производства стройматериалов.
Здесь хочу отдельно отметить, что по оценке московских и санкт-петербургских девелоперов в ближайшие 2-3 года такой показатель, как эксплуатационные расходы на содержание жилья, станет одним из приоритетных при выборе жилья в связи с ростом цен на услуги ресурсоснабжающих организаций. При строительстве же малоэтажного жилья применение технологических решений, обеспечивающих энергоэффективность значительно проще. В то же время возможность контролировать потребление ресурсов будет способствовать росту спроса на такое жилье.
В России так-же остро стоит вопрос со Строительными технологиями индустриального домостроения, то есть производство домокомплектов максимальной заводской готовности, которые собираются на строительной площадке. Технологии быстровозводимого жилья, развитые в США, Канаде и ряде европейских стран в силу ментальности и высокой внутренней трудовой миграции не очень приживаются в нашей стране. Связано это с нашей ментальностью, россияне покупают дом на длительное время.
- Многие идеи и программы развития стройкомплекса, курирует Министерство регионального развития России. Евгений Дмитриевич, как, Вы думаете, назначение на должность губернатора Пермского края, экс-министра Минрегиона Виктора Басаргина, сможет поправить ситуацию со строительством в Прикамье? Появятся ли в Перми комплексы малоэтажного жилья?
- В наследство новому губернатору досталось довольно посредственное состояние строительной отрасли, особенно могу выделить такие негативные факторы, как завышенная стоимость квадратного метра (Пермь в 10-ке самых дорогих городов -миллионников), низкие показатели объемов ввода нового жилья и отсутствие проектов комплексной застройки в черте города.
Г-н Басаргин со своей командой с одной стороны, как экс-федеральный министр, который все эти программы инициировал, сейчас как губернатор Пермского края, вполне логично должен изменить подход и отношение субъекта к реализации программ строительства доступного жилья и у строителей Прикамья есть вполне обоснованные надежды на существенные улучшения.
Уже сейчас в своих выступлениях он обозначил свою позицию, коснулся некорректных градостроительных ограничений нового Генплана города. То есть политическая платформа для реализации программ строительства жилья класса - эконом при поддержке государства готовится.
- Помимо политической платформы, какие еще меры необходимы для стимулирования застройщиков на реализацию проектов по комплексной застройке малоэтажных домов и как нивелировать вышеперечисленные трудности? Есть ли в Перми перспектива комплексного развития малоэтажного строительства?
- Перспектива строительства малоэтажного жилья безусловно есть, все больше граждан смотрят в сторону малоэтажных домов.
Проблему высокой стоимости земельных участков под строительство можно регулировать за счет применения практики аренды муниципальных и федеральных земель под строительство жилья эконом-класса. Таким образом из себестоимости квадратного метра исключаются затраты застройщика на выкуп земельного участка.
Из доклада центрального аппарата НАМИКС, которое активно участвует в формировании политики малоэтажного строительства, могу выделить несколько пунктов, направленных на повышение доступности строящегося жилья. Во-первых, рекомендуется внести изменения в ведомственные акты ЦБ РФ по снижению нормы резервирования и объемам залогового обеспечения. Так же есть необходимость в принятии закона о проектном финансировании.
НАМИКС предлагает законодательно закрепить определение проекта комплексной малоэтажной застройки, включив такие показатели как площадь участка - не менее 30 Га и количество строящихся объектов
И еще раз отмечу, что строительная отрасль - то направление бизнеса, которое без участия государства не может полноценно развиваться и решать стоящие перед ним задачи. Государство должно исполнять свои обязательства по обеспечению земельных участков под застройку инженерной и социальной инфраструктурой. Лишь для проектов класса элит и премиум все риски и затраты по подключению к сетям берет на себя застройщик, поскольку и маржевая прибыль от такого проекта значительно больше.
Одним из перспективных проектов могу, несомненно, назвать проект НАМИКС «Новоселы», единственный аккредитованный в Министерстве регионального развития по программе финансирования ВЭБ жилья эконом - класса и он же был аккредитован в АИЖК по программе «СТИМУЛ».
Последним трендом в сегменте малоэтажного строительства стали проекты мультиформата, то есть проекты комплексной застройки территории, включающие в себя индивидуальное жилье, таун-хаусы и многоквартирные дома . Экономически такие проекты более выгодны. В частности, НАМИКС готовит такой проект для Перми.
- Какие районы Пермского края Вы считаете наиболее перспективными для развития малоэтажного строительства? Существует лидефицит земельных участков под малоэтажное строительство?
- В Перми очень много земельных ресурсов, но здесь можно обозначить еще одну проблему. В Пермском районе в частных руках находится порядка 5 тыс Га земель переведенных из земель сельхозназначения в категорию земель под строительство. Плюс земли унитарных предприятий, не использующиеся по назначению, которые согласно изменениям в законодательстве, могут быть изъяты в распоряжение Фонда РЖС.
При этом сегмент жилья эконом - класса должен быть реализован в радиусе не более 30 км от центра города, так как семья, приобретающая такой дом, вряд ли имеет возможность обеспечить всех членов семьи транспортным средством.
Для застройки интересны окраинные микрорайоны города - Мотовилихинский район, район выезда из Перми в направлении Екатеринбурга, выезда из Перми в направлении Москвы. Таким образом, территории для малоэтажной комплексной застройки в Перми есть и с политической точки зрения почва для развития вполне подходящая.
Интервью брала Корытова Александра
Проект комплексной малоэтажной застройки «Новоселы»
|
|
просмотров: 2828