Какие объекты социальной сферы нужно больше строить в Перми?
Цифра недели
Игорь Луговой: «Не нужна альтернатива — мэтру виднее?»
Сколько раз проектировали новое здание для Пермской государственной художественной галереи? Почему резонансные проекты последнего десятилетия не реализуются? И может ли архитектура опередить свое время? На вопросы портала «Метросфера» ответил архитектор Игорь Луговой.
— Игорь Васильевич, 18 декабря швейцарский архитектор Петер Цумтор представил в библиотеке им. М.Горького эскизы проекта нового здания Пермской художественной галереи, по большому счету, поскольку была представлена только концепция здания, дискуссия на слушаниях развернулась по выбору места для строительства. Что Вы думаете по этому поводу? Стоит ли строить новое здание на указанном месте?
— Прежде всего, надо констатировать, что сделан первый шаг на пути к профессиональному экспертному и общественному обсуждению важнейших для Перми и края проектов. Необходимо отметить, что именно новый губернатор Пермского края Виктор Басаргин решил вынести на открытое обсуждение проблему проектирования и строительства нового здания для Пермской галереи. Конечно, надо поблагодарить и архитектора Петера Цумтора, который сделал попытку, по его собственным словам, взглянуть на галерею глазами жителей Перми.
Это была не защита и не презентация проекта, так как проекта собственно и не было. Петер Цумтор рассказал о том, что и как он собирается делать. Архитекторы задавали вопросы относительно того, знает ли он о проблемах, которые предстоит решить, и каким образом он собирается это делать. На какие-то дилеммы он ответил, на другие — нет. Но ведь задача — не «завалить» вопросами, и не мастерски их парировать. Сверхзадача: построить новое здание для художественной галереи и освободить здание Спасо-Преображенского кафедрального собора. А на пути к этой сверхзадаче надо постараться на возможно ранней стадии предусмотреть вопросы, на которые рано или поздно придётся ответить, и учесть все замечания, чтобы не загнать процесс в тупик.
Теперь по поводу места. На данном этапе решено строить здание галереи на склоне между улицей Окулова и железной дорогой, там, где сейчас находится лестница от Соборной площади в сторону набережной. На мой взгляд, более неподходящее место в Перми для здания галереи найти очень тяжело. Сам факт выбора места вызывает много вопросов. Надеюсь, к сожалению или к счастью — не знаю, но построить здание именно на этом месте всё-таки не получится. К сожалению — потому что история поиска места и проектирования галереи на этом не заканчивается. В лучшем случае, выявляемые по ходу разработки проекта проблемы придётся решать административным волевым способом. Например: раз формально зонирование не позволяет — будет сделана попытка изменить зонирование, внести в проект охранных зон объектов культурного наследия необходимые корректировки. В принципе, это возможно, хотя потребует дополнительного времени на согласование самого проекта охранных зон. При этом результат будет оцениваться дополнительно потраченными силами и средствами, а дополнительно потраченное время не добавляет оптимизма и уверенности в реализации.
Обратите внимание, какой резонансный проект не возьми, будь-то художественная галерея или новый аэропорт, театр оперы и балета или зоопарк, его реализация обязательно упирается в те проблемы, которые можно и нужно было заранее спрогнозировать. Постараться уйти от тех вопросов, от которых можно уйти, или решить те, от которых уйти нельзя, но на более ранней стадии.
— Получается, дело не в проекте как таковом Насколько помнится, он не первый.
— В данном случае дело, конечно же, не в нем. Ведь сам эскизный проект, который, согласно договору 2011 года должен был быть закончен в декабре 2012-го, теперь представят только в марте 2013 года. Но даже если концепция будет одобрена, реальное проектирование начнётся потом и все проблемы, связанные с местом, которые не будут решены в эскизном проекте, придётся решать всё равно.
Первый конкурс на проектирование галереи состоялся в 1993 году. Кстати, в этом году юбилей, 20 лет! Все слова, сказанные тогда, и сегодня звучат актуально: необходимо срочно освобождать здание Спасо-Преображенского кафедрального собора для церкви. Стоит отметить, в конкурсе 1993 года приняло участие много авторских коллективов архитекторов, было представлено много интересных проектов. По условиям конкурса новое здание проектировалось в квартале улиц Попова, Монастырская, Осинская, Советская.
Наиболее компактный проект тогда представил архитектор Виктор Петрович Щипалкин, который и стал победителем конкурса. При этом компактный означает менее затратный, который можно было реализовать в течение 2-3 лет. Но реализация была отложена, а потом всё забылось. Проект авторского коллектива в составе Лугового И.В., Старкова А.М., Сухарева Ю.А. также был отмечен.
В 2004 году проходил конкурс на концептуальный проект ансамбля эспланады, в рамках которого наш авторский коллектив архитекторов из «Сатурн-Р» представил образ культурного центра в составе здания художественной галереи и краеведческого музея на месте, где сейчас находится строительная площадка «Город в городе», в квартале улиц Попова, Советская, Осинская, Петропавловская. Тогда конкурс был признан несостоявшимся, поскольку было представлено мало проектов, профессионалы конкурс проигнорировали по разным причинам.
В 2008 году на проект новой галереи был проведён, пожалуй, самый амбициозный архитектурный международный конкурс новой России. Перед конкурсом из нескольких вариантов в режиме кулуарного совещания была выбрана площадка на улице Окулова, на месте ДК «Телта» и сада им.Гоголя, которая и была определена в условиях конкурса.
Конкурс «PermMuseumХХI» был прекрасно организован и прошёл на высочайшем уровне, он широко освещался в российской прессе. В первом туре конкурса подали заявки порядка 350 участников из 50 стран, из этого числа во втором туре участвовали 25 архитекторов и авторских коллективов, среди которых такие всемирно признанные архитекторы, как Заха Хадид, Asymptote Architecture, Эрик Оуэн Мосс, Тотан Кузембаев и другие. Важно упомянуть, председателем жюри тогда был Петер Цумтор, под руководством которого проекты оценивало представительное жюри, состоявшее из иностранных и российских архитекторов. В результате конкурса тридцатилетний российский архитектор Борис Бернаскони поделил первенство со швейцарцем Валерио Олджиати. Предполагалось, что проект победителя в дальнейшем будет разработан и в соответствии с ним будет построено новое здание галереи, Музей ХХI века. Однако было принято решение дальнейшее проектирование не продолжать именно по той причине, что место выбрано не удачно.
К сожалению, очень часто такие базовые вопросы городского планирования решаются кулуарно, без привлечения профессионального сообщества, без общественного обсуждения. Субъективность принятия решений является основной причиной того, что резонансные проекты не реализуются. Идеальной объективности выбора достичь невозможно. Но максимально приблизиться к объективному решению можно на основе учёта возможно большего числа субъективных мнений и факторов.
— В чем выход из сложившегося тупика, на Ваш взгляд?
— Считаю, что нельзя терять время в ожидании новой концепции и с надеждой, что эта концепция ответит на все вопросы и понравится жителям Перми, или заранее готовиться к тому, что даже если проект не понравится, всё равно все привыкнут к нему лет через 10.
Необходимо и возможно запустить параллельно процесс нового архитектурного конкурса. Для этого:
Собрать все предложения по возможному месту новой Галереи с краткими обоснованиями и аргументами (2 недели);
Сформулировать условия и задание конкурса, жюри конкурса (2 недели);
Архитектурный конкурс в 2 тура с обязательным условием реализации проекта-победителя (4 месяца);
Подведение итогов, анализ, предварительные расчёты, графики, сметы. Тендер на проектную и строительную организацию (1 месяц).
В итоге уже через полгода город как заказчик получает 10-15 готовых эскизных проектов с обоснованными концепциями на вновь выбранном месте. Возможно, это будет то же самое место и тот же архитектор со своим проектом. Но преимущества, которое город получает, это возможность выбора, проверка правильности выбора и возможность избежать неэффективного расходования средств, а главное, — времени.
Давайте представим, как будут развиваться события. Скажем, в марте Петер Цумтор представит эскизный проект, который, возможно, будет одобрен. Затем какое-то время будет проходить конкурс на проектную или подрядную организацию, далее около 6 месяцев уйдет на согласования проектных решений, примерно год-полтора — на разработку проектной документации, затем ее необходимо будет представить на экспертизу, которая продлится еще полгода. Таким образом, строительство, в лучшем случае, начнется только в 2015 году.
Сегодня для принятия запасного решения время еще есть. Достаточно быстро можно организовать работу по выбору площадки. Как возможный вариант, этот вопрос можно рассмотреть на одном из первых заседаний расширенного градостроительного экспертного совета при губернаторе Пермского края, в который должны войти в большинстве своем профессионалы с привлечением общественности и при участии представителей департаментов.
Важно помнить, решения не приобретают легитимность без публичного профессионального обсуждения с целью оптимизации этих решений и повышения эффективности в процессе реализации проектов.
— Если перейти от частных вопросов к более широким Какой, на Ваш взгляд, будет архитектура будущего?
— Среди современных тенденций можно выделить то, что архитектура движется к максимальному разнообразию, не просто к стилистическому и технологическому, а внутреннему объемному различному наполнению. Если в незапамятные времена существовали и действовали какие-то непреложные законы для разных регионов, и проходили столетия, пока одна культура повлияет и приживется в адаптированном и видоизмененном виде на другой территории. Сейчас происходит взрывной рост и взаимное дополнение общественного, публичного, информационного пространства. Просто неимоверными темпами идет раскрытие самых различных сфер для внешнего мира — то, что в ещё начале ХХ века даже фантасты не могли представить.
Цитируя высказывание архитектора Марта Порта «Архитектура не может стать лучше своего времени, но она вполне может отстать от своей эпохи», добавлю: какие бы проекты мы не придумывали — они должны быть реализованы. Только реализация является целью, а не сам проект, какой бы прекрасный или оригинальный он ни был. Возможно, какие-то проекты в Перми не реализованы по причине того, что время их пока не пришло, либо они не достаточно хороши для нашего города. Свое время нельзя опередить. Архитектура будущего обязательно будет разно-Образной, разно-Характерной, разно-Стильной.
— В чем преимущество Перми и чего не хватает нашему городу в архитектурном плане?
— Пермь — замечательный и восхитительный город, поскольку разнообразный. Даже при полной уверенности в своём подходе, архитектор старается подстраивать свой проект под определенную территорию города, под специфику окружающей среды, под условия заказчика и требования других субъектов градостроительного процесса.
Пермь — город растянутый вдоль великой Камы, но не стоит считать это только недостатком, есть в этом и преимущество. Сформированная архитектурная среда на Гайве совершенно отличается от среды Закамска, даже застройка Паркового ничем не похожа на застройку Садового, хотя эти микрорайоны создавались в одном городе примерно в одни годы. Разгадка именно в том, что проект должен отвечать конкретному месту, условиям конкретной территории. Все, кто занят проблемами развития города, неминуемо приходят к вопросу, а как будет развиваться конкретная территория. Разработчики нормативов стараются создать не нормы, регулирующие архитектуру, а показатели обеспеченности: на 1000 человек — определенное место в детских садах, школах, больницах
Сегодня нашему городу не хватает реализованных проектов общегородского масштаба и значения. При явном переизбытке слов, намерений, деклараций существует дефицит реализации. Особенно это показали последние восемь лет. Необходимо определить приоритетные проекты и поставить задачу реализации этих проектов. С моей точки зрения, приоритетными могут быть два-три проекта на ближайшее время, с учётом возможности планируемого бюджета. Скажем, у нас более 25 лет обсуждается тема реконструкции театра оперы и балета, более 20 лет строительство художественной галереи, среди больших резонансных проектов Перми — аэропорт, железнодорожный, речной и автовокзал, новый зоопарк, реализация проектов эталонных кварталов. В некоторых случаях уходят десятилетия, а результата нет, нет даже начала реализации. Как только появится проект — предлагается сменить место, поскольку изначально что-то не учли. Важно войти в русло конкретных дел. Реализация должна стать целью. Хватит бесконечно мечтать о самом-самом лучшем и непременно от лучших иностранных мастеров, постоянно откладывая создание просто необходимого и насущного.
Архитектура — одежда города. Он носит её, меняет, штопает, перешивает, покупает новую одежду. И это, конечно, разная одежда: практичные джинсы или фантастическое декольте, спортивный костюм или домашняя пижама, военный френч или шёлковый пеньюар - всё это, только в камне, стекле и бетоне! Если надо заказать одежду для города, надо убедиться, что она ему впору, а он способен оплатить счёт, что городу нужна именно архитектура от-кутюр или достаточно прет-а-порте.
— Что для этого нужно, на Ваш взгляд?
— Публичное профессиональное обсуждение проектов, имеющих краевое и городское значение, планируемых за счёт бюджета и проектов планировки территорий; реализация с обязательным контролем установленных сроков на всех этапах; персональная ответственность. Важно уйти от создания проектов в стол, чего пока не удается.
— Игорь Васильевич, современный архитектор — это синтез большого количества знаний и умений, могли бы Вы выделить то, без чего архитектор не состоится как профессионал?
— Без реализации своих проектов. Конечно, в первую очередь в проекте важна идея, концепция, «цепляющая» не только профессионалов, но и горожан. На мой взгляд, Пермь может создавать замечательные проекты, у нас есть потенциал и талантливые архитекторы, работы которых в свое время не были реализованы и уже не будут реализованы никогда по разным причинам. У Стругацких есть такая фраза «Конечно, бытие определяет сознание. Это — как правило. Однако, к счастью, как исключение, но достаточно часто случается так, что сознание опережает бытие. Иначе мы бы до сих пор сидели в пещерах».
— Какой из своих проектов Вам больше других запомнился?
— На этот вопрос любой архитектор ответит, что каждый проект по-своему дорог. И это правда. Проекты запоминаются тем, какие идеи легли в основу, и какие проблемы пришлось решить для реализации этих проектов. Уверен, если дома и объекты возникают — значит, пришло их время. Архитектор только помогает по мере сил им возникнуть, так же, как и инженер, как строитель, как инвестор. Здания просто не могли не возникнуть именно в этом месте и в это время. Мне ни за один свой проект не стыдно. Среди первых построенных объектов — 4-этажный кирпичный жилой дом в Горнозаводске по индивидуальному проекту и 9-этажный жилой дом по улице Окулова, 7 в Перми.
— Если говорить о Вашем представлении об идеальной среде проживания что это, загородный дом или квартира? Что для Вас, как архитектора, важно в проектировании жилого пространства?
— Идеал хорош тем, что к нему приближаешься, но его не достигаешь, и у каждого свой идеал, да к тому же, и в разное время — он разный. Наверное, я не погрешу против истины, если скажу, что моя мечта — деревянный загородный дом и «из него выходят три окна», с большим земельным участком «на берегу очень тихой реки». Это — мечта, а в мечту нужно верить и мечта иногда сбывается. Но это — не идеал, который должен быть прекрасным и недосягаемым.
— И всё же
— Если серьёзно, на мой взгляд, идеал — в возможности самостоятельного выбора. Идеал — это, когда человек самостоятельно, а не благодаря или вопреки обстоятельствам, имеет возможность решать, какая среда ему подходит больше и где жить ему и его семье — в палатке, в квартире многоэтажного дома или в особняке на природе. Поэтому в процессе проектирования жилого пространства важно создать потенциальную возможность гибкого различного использования пространства разными людьми. Важно именно разнообразие, потому что тираж убивает красоту. Ужасно, если красивые, но одинаковые дома расставлены ровными рядами на территории 50 га. Представьте: целый жилой район, состоящий только из одних домов Грибушина!
— Ваше пожелание молодым пермским архитекторам?
— Фантазия, полет воображения у человека, пожалуй, безграничны, а архитектор, в силу специфики профессии постоянно ещё развивает эти качества. Но необходимо знать ограничения, влияющие на творчество, которые нельзя переступать, нормы и правила, которые нельзя нарушать. Иначе, проект имеет мало шансов на реализацию, а архитектор рискует остаться, в конце концов, без работы. Великий архитектор Оскар Нимейер так сказал: «Градостроительство и архитектура — это неустанные поиски новых путей, помехой которым служит деятельность различныхавторов, норм и ограничительных правил».
Если нет возможности изменить нормы — их надо учитывать, а не учитывать ограничения — значит, не заботиться о реализации проекта. С другой стороны, зная ограничения и правила, архитектор может проявить свои способности с большей пользой для себя и для общества.
В заключение приведу слова замечательного, пожалуй, самого уважаемого мной итальянского архитектора Ренцо Пиано: «Архитектура — это искусство, которое исходит из предпосылки (вероятно, слегка безумной), будто можно изменить мир, создавая новые пространства, которые, однако, будут казаться органически принадлежащим городу».
Текст — Юлия Новикова
Фото — Евгений Орлов
Ранее по теме:
Судьба нового здания галереи. Расставила ли встреча с Петером Цумтором все точки над i?
Лев Перескоков: «Гармония городского пространства основывается на исторических пропорциях»
просмотров: 1017