Сработается ли бизнес с властью?
27 мая 2008 г.
Сработается ли бизнес с властью?
Увеличение объемов комплексного жилищного строительства эксперты рынка недвижимости связывают с необходимостью налаживания частно-государственного партнерства, которое позволит снизить и себестоимость, и рыночную цену квадратного метра жилья.
Инициатива наладить частно-государственное партнерство для реализации масштабных жилищных проектов принадлежит крупному строительному бизнесу. В этом коренное отличие России от многих развитых стран, где государство ведет активную жилищную политику, привлекая к взаимодействию бизнес. Между тем механизм концессии имеет перспективы развития во всех крупных городах России. Такое мнение выразил в беседе с корреспондентом «Метражей» Антон Финогенов, заместитель директора ООО «Институт «Ленгипрогор» (г. Санкт-Петербург).
Антон Финогенов:
- В будущем российское государство может предпочесть такой вектор жилищной политики как развитие частно-государственного партнерства для реализации крупных жилищных проектов. Сейчас формируется новое правительство. Учитывая некую встряску, которую получает административный аппарат, можно говорить, что нас ждет новый этап нацпроекта «Доступное комфортное жилье гражданам России». К его реализации приходят новые люди, и они соответственно могут избрать для себя новый определенный путь, связанный с ликвидацией тех проблем, которые оставались в последние годы не затронутыми.
По словам г-на Финогенова, до настоящего момента правительству страны требовалось решить преимущественно базовые вопросы, связанные с тем, что в стране очень низкие объемы жилищной застройки и нужно было обязательно повысить показатели ввода жилья. Эта цель частично достигнута, добавляет эксперт, и сейчас стоит говорить о реальном повышении качественного и количественного уровня жилищной застройки, которого можно достичь через реализацию проектов комплексного освоения территорий на принципах частно-государственного партнерства.
Строительный бизнес в России в целом и в Перми в частности надеется на поддержку государства в реализации проектов комплексной жилищной застройки. По мнению Рашида Якупова, главного архитектора компании «Гриндом», развитие частно-государственного партнерства в строительной сфере и, особенно, в сегменте малоэтажного жилищного строительства улучшит качество жилья на территории пермского региона и сократит сроки его возведения.
Рашид Якупов:
- Начав строить в 1991 году поселок «Протасы», мы были воодушевлены постановлением правительства, которое вышло в то время. Один из пунктов этого постановления очень актуально звучит сегодня: «В целях повышения заинтересованности граждан, предприятий и организаций в индивидуальном строительстве жилья, увеличении его объемов, правительство РФ постановляет исполнительным органам власти республик, краев, районов, областей отводить удобные земельные участки, финансировать объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, отработать систему обеспечения застройщиков строительными материалами и т.д.».
Сегодня «Единая Россия» провозглашает те же самые лозунги, которые звучали 17 лет назад. Очень хочется верить, что в этот раз все осуществится, потому что частному застройщику, который каждый день сталкивается с проблемами подведения тех или иных коммуникаций к земельному участку, ему не важно, какие именно будут механизмы налажены, ему главное – построить дом. Когда земля принадлежит разным собственникам, очень трудно решать проблемы комплексно без участия государства.
Г-н Якупов добавил, что в том случае, когда проблема комплексного освоения территории под застройку жилья будет решаться в короткие сроки и, возможно, на принципах частно-государственного партнерства, у застройщика появится возможность более тщательно решать вопросы, касающиеся строительства собственно домов. Тогда, уверен г-н Якупов, строители с полным правом смогут говорить о доступном жилье, поскольку смогут использовать сэкономленные время и ресурсы на освоение новых строительных технологий, позволяющих снизить себестоимость квадратного метра жилья.
Справка:
Международный опыт показывает, что в развитых странах государство создает рыночные механизмы развития жилищного строительства, а не напрямую регулирует его. Таким механизмом может быть сокращение административных барьеров, либо консультационная поддержка, либо организация поэтапного финансирования проектов, а не непосредственное выделение денежных средств. В Европейских странах государство вмешивается в строительный бизнес только там, где бизнес неэффективен или не хочет участвовать в реализации крупных жилищных проектов, например, в строительстве социального жилья. В Южной Корее, Китае государство само осуществляет проекты по комплексному освоению территорий, а частные компании привлекает только к реализации строительных проектов. Во всех странах, где государство активно формирует жилищную политику, существуют специализированные агентства, которые осуществляют поддержку частно-государственного партнерства.
Надежда Соловьева
Метросфера, служба информации