Районы
- Улицы (72)
- Микрорайоны (8)
- Улицы (33)
- Микрорайоны (2)
- Улицы (52)
- Микрорайоны (5)
- Улицы (42)
- Микрорайоны (4)
- Улицы (68)
- Микрорайоны (13)
- Улицы (31)
- Микрорайоны (14)
- Улицы (69)
- Микрорайоны (8)
Изменились ли ваши доходы за последние три месяца?
Куда вы тратите деньги после того, как оплатили все необходимые статьи расходов?
Цифра недели
Микрорайоны Дзержинского района: Пролетарский
На правом берегу Камы расположены три микрорайона: Пролетарский, Акуловский и Заречный.
Согласно социально-экономического паспорта микрорайона 2000 года количество жителей в первом из них – 8814 чел., во втором – 6332, в третьем – 15025. Количество улиц соответственно: 6, 30 и 14. Структура жилищного фонда в первом: домов – 66 (из них муниципальных – 30, ведомственных – 13, частных – 21, ЖСК – 1, ТСЖ – 1), во- втором: домов – 853 (из них – муниципальных – 9, ведомственных – 110, частных – 734), в третьем: домов – 160 (из них – муниципальных – 2, ведомственных – 50, частных 104, ЖСК – 2, ТСЖ – 2).
В микрорайоне Пролетарский расположены улицы: Докучаева, Костычева, Низовская, Сеченова, Сочинская и Транспортная. Любопытно, что в 1950 – 1960-х годах станция Пролетарская – Сортировочная относилась к Ленинскому району, а следующая за ней остановочная площадка Комсомольская входила в Кировский район.
Известный летописец пермских железнодорожников Г. А. Литовченко писал: «При строительстве Пермь-Котласской железной дороги в 1897 – 1899 годы именно здесь был заложен разъезд № 37. Открыт для эксплуатации он был позже, вероятно, с началом первой мировой войны, когда увеличились перевозки грузов на дороге. После революции и гражданской войны разъезд получил название «Пролетарский».
Ветераны-машинисты 1930-х годов вспоминали, что при остановке на разъезде Пролетарский нельзя было ступить дальше насыпи – было болото. Перед Великой Отечественной войной здесь были проложены вторые пути, и разъезд превратился в станцию четвёртого класса под названием Пролетарская.
Переименование её в станцию Пролетарская-Сортировочная произошло по весьма прозаичной причине: в 1952 году совместными усилиями строителей и работников Пермского отделения железной дороги была сдана в эксплуатацию первая очередь сортировочной станции.
В 1954 году газета «Звезда» писала: «Постройка новой сортировочной станции Пермской железной дороги в районе станции Пролетарская, перевод на электротягу подвижного железнодорожного состава коренным образом изменят санитарные условия западной части Когановичского (потом район стал Дзержинским – примечание автора) района».
В 1954 году приступили к проектированию второй очереди станции, а позднее началась реализация этого проекта. А в 1965 году станция получила знакомое всем название – Пермь-Сортировочная.
Первые улицы – Низовская и Транспортная – появились здесь в 1938 году и только в 1955 году стали застраиваться улицы Докучаева, Сеченева, Сочинская, а в 1958 году- улица Костычева.
Удалось установить, что в 1949 году на базе начальной школы № 10 по улице Красноборская (теперь это территория микрорайона Акуловский) была открыта семилетняя школа. В ней учились дети железнодорожников. Позднее, в 1950-е годы многие 20 – 30-летние железнодорожники учились на станции Пролетарская в школе рабочей молодёжи № 22.
Что же касается находящейся в микрорайоне школы № 40, то по рассказу одного из руководителей школьного музея В. А. Бондаренко, в 1957 году на станции в бараке открылась начальная школа. А с 1960 года по улице Костычева, 33 располагается средняя школа № 40 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла (второй корпус школы находится на улице Костычева, 24). Здесь же, по улице Костычева, 18 в 1999 году СПФ «Стойинновация» ) стала возводить школу-спутник на 150 мест (третье здание школы № 40).
Недалеко от школы по улице Транспортной, 27а находится клуб «Радуга». Его построил Пермский завод силикатных панелей. Ныне клуб, в котором проходят встречи с жителями микрорайона и показывают кино, отметил своё 30-летие.
Раньше родители должны были возить своих детей для обследования и лечения на другой берег реки Камы, в центр города. В 2001 – 2002 годах здание бывшей детской молочной кухни по улице Костычева, 41 было реконструировано под поликлинику.
В наши дни в микрорайоне почти не осталось старого деревянного жилья. В большинстве своём Пролетарка теперь каменная. Взять, к примеру, улицу Докучаева. Правда, есть на этой улице и двухэтажные жилые дома, выстроенные в 1961 году. А в конце 1990-х годов на ней построены 10-этажные дома № 32 и № 44. Объёмно-планировочное решение этих зданий сделал архитектор С. А. Пестов (с участием Е. К. Кравченко). Примечательно, что строительство второго дома («служебного общежития» на 229 квартир) серии Э-600, продолжавшееся более чем пять лет, было завершено только после вмешательства пермской мэрии, выделившей для окончания строительства средства. Дом для милиционеров возводили строители АО «Домостроитель» и Пермский завод силикатных панелей.
Безусловно, интенсивной застройке микрорайона Пролетарский способствует близость ОАО «Пермский завод силикатных панелей» (улица Докучаева, 31). Его история началась 50 лет назад, когда близ станции Пролетарской на крупном месторождении песка стало сооружаться предприятие по выпуску силикатного кирпича. Позднее в связи с быстрым развитием строительной индустрии, завод был переориентирован на строительство силикатных блоков. Так, начав в 1963 году выпуск примитивного кирпича, сегодня завод выпускает газобетон, который стал обязательной принадлежностью современного строительства, как в Пермском крае, так и по всей России: в Башкирии, Тюмени, Татарии, Екатеринбурге и даже в Москве.
Очередная удача завода – дом по улице Транспортная, 19 (был построен в 2000 году). Он привлекает внимание своей необычной архитектурой. Его угловая блок-секция выполнена из газобетонных блоков, а рядом установлены стеновые панели. Такое комбинирование конструкций позволило вести быстрое строительство и рационально использовать заводские мощности.
Пермская пресса уже не раз писала о товариществе собственников жилья «Пролетарский. Оно было образовано в 2001 году. Сначала объединились 4 дома, затем к ним присоединились ещё два. Теперь это ТСЖ одно из самых больших в городе. А по итогам 2004 года «Пролетарский» был включён в реестр 300 лучших предприятий России в сфере ЖКХ по эффективности работы в новых экономических условиях.
Коротко упомянем об организациях и предприятиях микрорайона. Так, в 1964 году здесь была основана Пермская лесная опытная станция. На ЛОС проводились исследования, велись селекционные работы, создавались питомники. Словом, была у города научная база по лесному хозяйству. К сожалению, в 1995 году станцию (ул. Докучаева, 17) закрыли. Правда, возглавлявший 15 лет ЛОС В. А. Сретенскин и его товарищи, не сдались и на её базе открыли некоммерческую организацию «Лесная станция по защите деревьев».
На улице Докучаева, 27 – женская колония УТ – 389/32. Её серые кирпичные корпуса прячутся в соседнем лесочке. Есть здесь школа и профессиональное училище, в котором осуждённые получают специальности швеи- мотористки и штукатура- каменщика. А ещё колония известна тем, что её предприятие «Спецодежда» уже более 25-ти лет является базовым производителем боевой одежды для пожарных Среднего Урала, Сибири и Дальнего Востока. Здесь можно заказать другие виды спецодежды, военную и милицейскую формы, а также специальную одежду для охранных структур.
По улице Докучаева, 48 базируется отдельный полк ГАИ. А возле него – по улице Докучаева, 46 находится областной сборный призывной пункт.
Новый таможенный комплекс, созданный на базе таможенного склада временного хранения, занимает площадь в 2900 квадратных метров и расположен по улице Докучаева, 33 – рядом с крупнейшей в области контейнерной площадкой и главной автомагистралью западного направления.
Адрес Пермской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, куда подходят железнодорожные пути – улица Докучаева, 60. Сюда дистанция переехала со станции Пермь II в 2000 году.
Ещё одно подразделение Пермского отделения Свердловской железной дороги находится за железнодорожными путями. Когда жители микрорайона едут в Пермь на городской электричке, то поднявших на переходный мостик, для того чтобы пройти к посадочной площадке, они видят внизу локомотивное депо Пермь-Сортировочное. Как самостоятельное подразделение оно стало существовать с 1977 года, то есть 30 лет назад. А раньше оно входило в состав депо Пермь II.
Виктор Семянников