Районы
- Улицы (72)
- Микрорайоны (8)
- Улицы (33)
- Микрорайоны (2)
- Улицы (52)
- Микрорайоны (5)
- Улицы (42)
- Микрорайоны (4)
- Улицы (68)
- Микрорайоны (13)
- Улицы (31)
- Микрорайоны (14)
- Улицы (69)
- Микрорайоны (8)
Изменились ли ваши доходы за последние три месяца?
Куда вы тратите деньги после того, как оплатили все необходимые статьи расходов?
Цифра недели
Микрорайон Железнодорожный
Согласно социально-экономического паспорта за 2000 год микрорайон Железнодорожный включает в себя 17 улиц: А. Павлова, Барамзиной, Боровая, В. Каменского, Гатчинская, Герцена, Гремячинская, Детская, Каслинский переулок, Локомотивная, Папанинцев, Парковый, Переселенческая, Углеуральская, Черепановых, 2-я Шоссейная и Энгельса.
Структура жилищного фонда: муниципальных домов - 42, ведомственных - 99, частных - 5, ЖСК - 1.
В 1934 - 1935 годах кооператив железнодорожников построил при станции Пермь II рабочий посёлок. Посёлок стал именоваться Черняевским, поскольку председателем жилищно-строительного общества тогда был Степан Черняев, бывший стрелочник.
Как пишет в своей книге о пермских железнодорожниках «Дорога сквозь века» Г. А. Литовченко: «В 1937 году Черняев был репрессирован вместе с членами правления. Общество ликвидировано, средства общества конфискованы».
По сведениям старожилов в Черняевском посёлке было 29 домов (1 барачный, 2 каменных и ещё 26 деревянных). Сначала строили маленькие дома 2-х квартирные с огородом - их было примерно - 10. Потом стали строить двухэтажные многоквартирные дома на 16 семей. Квартиры в этих домах оценивались по-разному. Те, кто платил взнос пятьсот рублей, получал двухкомнатную квартиру на северной стороне дома, а те, кто шестьсот - на южной.
Сохранились ещё сведения, что в Черняевском посёлке до 1949 года жили военнопленные немцы. Кто-то из них строил дома, кто-то работал на телефонном заводе. И еще известно, что вплоть до 1952 года в бараках военнопленного городка располагался горный техникум.
Если пройтись по улицам посёлка, то ещё можно встретить дома довоенной постройки, деревянные (Энгельса, 10, 16, 17; Папанинцев,2; Барамзиной, 6, 15, 17; Боровая, 19) и шлакоблочные (Герцена, 7).
В 1950-е годы посёлок уже именуется Железнодорожный. Трудно себе представить, но ещё в середине XX века тысячи и даже десятки тысяч людей, желающих попасть в посёлок, могли воспользоваться только одной дорогой - переходным мостом через пути станции Пермь II. Необходимо было преодолеть сотню ступенек и скользкий дощатый настил моста, который часто не очищали ото льда.
Появилась надежда, что новая хорошая дорога, связывающая посёлок и улицу Гайдара (была такая ещё недавно между улицами Коммунистическая и Ленина), наконец-то появиться. Эту дорогу архитектор В. И. Пономарева заложила одновременно с проектом клуба железнодорожников. С вводом в действие в 1956 году ДКЖ решилась и проблема соединения посёлка с городом. А сами железнодорожники и члены их семей получили возможность культурно проводить время - смотреть фильмы, слушать концерты, заниматься в кружках художественной самодеятельности, танцевать на специально оборудованной для этого площадке.
В. И. Пономарёва из «Уралжелдорпроекта» является также автором проектов и других известных зданий в посёлке: общежития на улице Энгельса (1950 г.), бани по улице В. Каменского (1953 г.) и др.
В 1950-х и 1960-х годах жилья для железнодорожников строилось мало, а очереди были большие. Как рассказывал автору Ф.Ф.Филиппов, получивший в начале 1960-х годов квартиру по улице Папанинцев, 12, дом возводился силами жильцов: «Наш кирпичный двухэтажный дом был построен за два года. После работы - в выходные дни - мы трудились на этой стройке, которой руководили специалисты из НГЧ (дистанции гражданских сооружений). Отработали все по 450 часов. Зато не ждали квартиру десятки лет, как другие».
Социальной сфере железнодорожников тогда стали уделять больше внимания. В 1956 году была построена трёхэтажная школа № 29 (улица Боровая, 24а), а в 1962 году - главный трёхэтажный корпус железнодорожной больницы по улице Барамзиной. Новая больница стала крупнейшей среди других лечебных учреждений железных дорог Советского Союза.
Надо сказать, что существующие старые здания барачного типа здесь появились ещё в 1910-е годы, но к 1950-м годам они обветшали, поэтому резко стал вопрос о постройке нового здания железнодорожной больницы. Позднее рядом с больницей по улице Герцена,1 был открыт профилакторий на 100 мест.
На улице Барамзиной (бывшей Шоссейной) стоят и другие интересные здания. Так, неподалёку от больницы можно увидеть водонапорную (водоподъёмную) башню начала XX века. А в бывшем здании народного суда (улице Барамзиной, 38) в 1920-х - 1940-х годах была школа № 37 для железнодорожников. На этой же улице немного подальше от больницы стоит стела, установленная в 1978 году в честь 100-летия локомотивного депо. Перед зданием электродепо, построенном в 1945 году, установлён памятник с силуэтами пермских бронепоездов. Автор бетонного обелиска, на котором золотом сияют имена железнодорожников, погибших в годы гражданской и Великой отечественной войн, слесарь депо А. В. Петров.
Еще одно структурное подразделение Пермского отделения Свердловской железной дороги - механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ - до переезда на улицу Докучаева в 2000 году находилось по адресу: улицаЛокомотивная,18. В местной прессе уже писали, что на этой территории и соседнего товарного двора в скором времени будет построен новый автовокзал.
В микрорайоне есть два стадиона. Первый из них «Локомотив» сначала появился там, где теперь пересекаются улицы Попанинцев и В.Каменского (1940-е гг.), а потом в начале 1960-х годах он перебрался за ДКЖ (ул. Боровая, 32). Второй «Дзержинец» имеет адрес: улица Углеуральская, 23. В последнее время территория стадиона стала весьма привлекательна для инвесторов и строителей. Между тем еще в 1998 году по распоряжению администрации города земля эта была передана СК «Дзержинец» на 15 лет в аренду.
Один из самых оживлённых перекрёстков расположен рядом с ДКЖ. Здесь пересекаются автобусные маршруты №№ 9, 14, 23, 23, 25, 40, 54. А в конце 1950-х здесь ходил только автобус № 5 «Главпочтамт - Заостровка», ставший в 1960-е годы привычными теперь маршрутом № 9.
Виктор Семянников