Районы
- Улицы (72)
- Микрорайоны (8)
- Улицы (33)
- Микрорайоны (2)
- Улицы (52)
- Микрорайоны (5)
- Улицы (42)
- Микрорайоны (4)
- Улицы (68)
- Микрорайоны (13)
- Улицы (31)
- Микрорайоны (14)
- Улицы (69)
- Микрорайоны (8)
Изменились ли ваши доходы за последние три месяца?
Куда вы тратите деньги после того, как оплатили все необходимые статьи расходов?
Цифра недели
Микрорайон Октябрьский
Границы жилого района: ул. Ардатовская, опушка леса, ул. Химградская, ул. Правобережная, ул. Щигровская, ул. Ядринская, ул. Миргородская.
Приложение к решению горисполкома №377 от 12. 06. 1986 г.
Жилой район Октябрьский включает в себя два современных микрорайона: Октябрьский и Химградский. А начинаются микрорайоны за железной дорогой, которая идёт на завод им. Кирова. Здесь расположено 27 улиц.
В микрорайон Октябрьский входят улицы: 4-й Пятилетки, Ардатовская, Ардатовская 2-я, Бетонный пер., Б.Хмельницкого, Миргородская, Новоржевская, Онежская, Онежская 2-я, Охотников, Очаковская, Пензенская, Победы, Полтавская, Полтавская 2-я, Химградская, Чебоксарская, Чебоксарская 2-я, Чебоксарская 3-я, Черноярская, Ильменская, Купянский пер., Ласьвинская.
В микрорайоне Химградский находятся улицы: Б.Хмельницкого, Дубовская, Охотников, Ласьвинская, Пензенская, Химградская, Петрозаводская, Полтавская.
Самые первые из них получили свои названия ещё до 1948 года. Это улицы: Богдана Хмельницкого (до 1948 г. - ул. Черняховского), Ласьвинская, Химградская (до 1948 года ул. 8 Марта) и другие. В 1948 году получили свои имена улицы: Онежская, Пензенская, Петрозаводская, Победы, Полтавская, 4-й Пятилетки. Остальные улицы возникли уже в середине 1950-х годов.
В справочниках «Улицы Перми» можно найти практически все объяснения, в честь чего, или кого названа тащили иная улица. Даже улица Победы легко расшифровывается: в честь победы СССР в Великой Отечественной войне. Только пожалуй, мало, кто вспомнит сейчас про четвёртую Пятилетку. Между тем, план развития народного хозяйства на 1946 - 1950 годы ставил своей целью восстановление разрушенного войной районов, достижения довоенного уровня развития страны, а затем, превышения этого уровня, и, следовательно, рост материального благосостояния народа.
Профессия строителя была весьма востребована как во времена строительства завода им. Кирова, так и после войны, когда шло возведение домов в Закамске. Символично, что и главная улица микрорайона - Ласьвинская до 1948 года называлась ул. Строителей.
А, впервые строители поселились, по всей видимости, там, где потом возник посёлок Строителей (или как его ещё называли - Стройгородок). Это улицы: Лужская, Правобережная, Хвойная, Щигровская, Ядринская и Яранская. Улицы эти получили свои имена в 1956 году. В настоящее время бывший посёлок Строителей находится в микрорайоне Чистопольский, хотя по расположению тяготеет к жилому району Октябрьский, и даже входил в него в 1980-е годы.
В 1956 году закончено строительство первой очереди Закамского завода силикатного кирпича (105-й участок). Завод, внёс большой вклад в развитие народного хозяйства, в том числе, и в строительство жилых домов Закамска. Он находится по соседству с посёлком Строителей.
Позднее, на улице Миргородской в 1958 году был образован Пермский завод железобетонных конструкций (ЖБК №3). Коллектив завода (132 человека в 2000 году) освоил всю номенклатуру железобетонных изделий, применяемых при сооружении гражданских, промышленных и сельскохозяйственных зданий.
Самым же первым и крупнейшим предприятием этого жилого района является ОАО «Галоген» (ул. Ласьвинская, 98).
Кроме перечисленных выше предприятий, расположенных в жилом районе Октябрьский, отметим ОАО «Пемос» (ул. Ласьвинская, 88) и ТЭЦ №14 (ул. Ласьвинская, 106). Первая очередь завода синтетических моющих средств была построена в июле 1980 года. А в декабре этого же года вступила вторая очередь завода СМС. К 2000 году на заводе трудилось 1260 человек.
На ТЭЦ-14 коллектив в два раза меньше. Строительство теплоэлектроцентрали началось в 1960-м году, когда ведомственные котельные уже не удовлетворяли потребности промышленности и населения Закамска. 180-ти метровая труба и корпуса первой очереди ТЭЦ-14 были возведены к 1966-му году.
От промышленности жилого района перейдём к социальной сфере. Первая школа в жилом районе появилась по ул. Ласьвинская, 64а ещё в конце 1950-х годов. В начале школа №64 была начальной, а в 1985 году стала средней. Основное направление школы - валеологизация образовательного процесса.
В 1961-м году открылась специализированная (коррекционная) школа-интернат №113 (ул. Богдана Хмельницкого, 13). А через два года открыла свои двери по ул. Победы, 46 - школа №121. С 1996 года подростки стали обучаться в специализированном кадетском классе.
Есть в Октябрьском и лечебные учреждения. Например, с лета 2003 года в бывшее здание детского сада по улице Ласьвинская, 68а переехала поликлиника детской больницы №24 Кировского района. Новоселье это произошло благодаря ТЭЦ №14.
Территориальный центр социальной помощи пожилым людям появился по ул. Богдана Хмельницкого, 56 в 1996-м году. А в 2001 году в капитально отремонтированном двухэтажном здании бывшего детского сада по ул. Химградская, 9 переехал центр диагностики и консультирования. В 1990-м году этот центр начал свою деятельность как структурное подразделение школы-интерната №113. А сейчас - это самостоятельно функционирующее учреждение.
Магазинов в Октябрьском - 34. Есть здесь аптеки, клубы по месту жительства и стадион на 100 мест.
В 1990-х годах по улице Ласьвинская в районе остановки «ул. Победы» появилась мечеть, вторая по счёту в Перми. Она построена из добротного кирпича с приметным издали минаретом.
В микрорайоне Химградский муниципальных домов в -46 (из них высотных зданий - 4), ведомственных -10, ЖСК-5.
Есть так же и частный сектор, дома в котором здесь строились в 1950 - 1960-е годы.
Транспорт, которым пользуются жители : автобусы №20 (б.20Т с конца 1990-х), №28 (с начала 1960-х), №33 (с начала1970-х) и 199 (с середины 1980-х).
Вопрос о целесообразности продления «городской электрички» от ст.Курья до Химграда рассматривается руководством Пермского отделения Свердловской железной дороги с весны 2006 года. Между тем в 1930- 1940-е годы от ст.Курья до ст.Химградская ходил поезд, который в народе называли «веселый». Он возил рабочих на завод им. С.М.Кирова (тогда комбинат «К»). Особенно поезд выручал в годы Великой Отечественной войны.
Виктор Семянников