Районы
- Улицы (72)
- Микрорайоны (8)
- Улицы (33)
- Микрорайоны (2)
- Улицы (52)
- Микрорайоны (5)
- Улицы (42)
- Микрорайоны (4)
- Улицы (68)
- Микрорайоны (13)
- Улицы (31)
- Микрорайоны (14)
- Улицы (69)
- Микрорайоны (8)
Опрос на тему "Машиноместа"
Смотреть статистику по этому опросуЦифра недели
Микрорайон Рабочий поселок
Краткая характеристика: границы- железная дорога; р. Ива; ул. Добролюбова; ул. Тургенева; ул. КИМ; ул. Степана Разина; ул. Н.Крупской.
Исторический очерк: Деревня Мотовилиха была обжита примерно в конце XVII века. Избы её состояли над речкою. Как пишут авторы книги «Мотовилиха» (1974 г.): «Речка металась из стороны в сторону, петляла, а местами складывалось в рогатку, ну совсем как мотовило для наматывания пряжи. Мужицкий зоркий глаз это подметил, потому и пошло речке, а потом и деревне такое название.
Однако второе историческое ядро в Перми образовалось в 1735 году, когда В. Н. Татищев подписал два определения о строительстве на левом берегу Камы, чуть ниже слияния речек Большой и Малой Мотовилихи, нового медеплавильного завода.
Закладка Пермских пушечных заводов состоялась 26 августа 1863 года ( 1865 году медеплавильный завод был закрыт).
В 18-м столетии появилась в Мотовилихе и первая пристань. Впоследствии, с середины 19 века в общем маршруте на Каме появляется остановка «Завод Мотовилиха».
Чуть ниже по течению, у современной железнодорожной площадке Славянова, была небольшая мотовилихинская верфь. Среди судов местной верфи памятниками остались такие крупные как «Медвежонок» и «Редедя- князь Касожский».
Самая старая вблизи завода улица Большая. Она впервые упоминается в 1784 году.
По плану Мотовилихинского завода, составленном в 1892 году и дополненного в 1911 году рядом с Пермскими пушечными заводами участки местности носили названия "Луга" и "Заива". Теперь они входят в Рабочий посёлок, план застройки которого был утверждён заводоуправлением Мотовилихинского завода в феврале 1926 года.
В 1840-х-1850-х годах возникли улицы Камская (потом Лифанова) и Начальническая (потом Свердлова). На Начальнической жило рабочее население, хотя было среди них несколько заводских инженеров. В том числе и Н.Г. Славянов. В 1897 году на улице появляются (как и на Большой) первые 10 газовых фонарей.
На территории 6-й городской клинической больницы, которая ведёт отчёт своей истории с 1875 года, когда при пушечных заводах был открыт госпиталь, находятся два достаточно старых здания. В первом с 1910 года располагается гинекологическое отделение, во втором - с 1914 года находится хирургический госпиталь (улица Гачёва, 12).
Здание станции Мотовилиха (недавно снесено) было построено в 1877 – 1878 годах. А открытие участка Уральской горнозаводской железной дороги от Перми до станции Чусовской состоялось 24 августа 1878 года.
Исследователь истории Мотовилихи И. Кетов в середине 1990-х годов разыскал на улице Грачёва (бывшей Спешиловской) дом под номером 14, возможно один из старейших на Заиве, "с датой "1869" на узорной доске над воротами".
На улице 1905 года тоже сохранились старинные здания: представительство компании "Зингер" (1880-е годы, ул. 1905 года, 18).
А вот здание на улице Уральской, 67 (до 1958 года - улица Молотова) построено в 1893 году. Вначале здесь находился приют (приютская школа). Позднее в 1924 году, здесь «прописалась» школа № 48, которая тогда называлась третьей. А во время Великой Отечественной войны в помещении располагался военный госпиталь.
Там, где по улице Уральская мемориал в честь рабочих Мотовилихинского завода, погибших в Великую Отечественную войну, когда-то стоял памятник "За власть Советов" (скульптор Г. Нерода, сооружённый в 1934 году). А ещё ранее здесь было кладбище селения Мотовилиха . На этом месте в 1928 году стали прокладывать трамвайные пути, затем здесь стоял цирк, позднее сгоревший.
Первые двухэтажные дома в Рабочем посёлке появились в 1927 году, а на следующий год началось строительство каменных четырёхэтажных жилых зданий. Яркими объектами этого проекта являются здания ресторана "Горный Хрусталь" (улица Уральская, 85) и поликлиника (улица Лебедева, 11).
Нельзя не упомянуть ещё такие объекты Рабочего поселка, как политехнический колледж имени Н. Г. Славянова (проект П. А. Голосова, 1927 - 1937 г.г.), дом связи, где сейчас располагается администрация Мотовилихинского района (1920-е - 1930-е г.г.), Дворец спорта «Молот» (1965 г.) , ДК "Мотовилихинские заводы" (архитекторы Я. А. Корнфельд и Т. Г. Заикина, 1963 г.).
Более двух десятков лет назад завод имени Ленина приступил к реконструкции Заивы. А вскоре здесь появились высотные дома. В последние годы «высотки» появились и в Рабочем посёлке. В 1990-х годах ОАО «Стройиндустрия» построило жилые дома по улице Грачева,25 и Металлистов,8. Последний объект-6-9-этажный дом с квартирами улучшенной планировки, возведенный недалеко от «Молота», выполнен по проекту архитекторов А. Олисевич и Л. Яковлевой. А вот дом по улице Металлистов, 5 самый высокий в Рабочем посёлке. Автор 19-ти этажного жилого дома – Л. Горшкова.
Микрорайон связан с другими микрорайонами города трамваем № 1,4,6,13, автобусами №11,16,18,32,63,77.
Здравоохранение: городские клинические больницы №4 и 6, детская городская клиническая больница №13 и поликлиники №1 и 4.
Образование: политехнический колледж имени Н. Г. Славянова, проф. лици №3 и 43, школы №48,49,105, открытая (сменная) школа №4, гимназия №5.
Культура: Дворец спорта «Молот», ДК «Мотовилихинские заводы».
Архитектура, достопримечательности: По улице 1905 года, 37 находится дом, в котором жил с 1888 по 1893 годы Н. Г. Славянов. Дом-музей Н. Г. Славянова был открыт осенью 1988 года – к столетию изобретению электросварки. Он стал первым мемориальным музеем технического профиля в нашем городе.
Рядом - музей истории Мотовилихинского завода. Во дворе заводского музея к 45-й годовщине Великой Победы открылась экспозиция под открытым небом.
На улице Анри Барбюса, 54 (бывшей Решетникова, Инженерной) здание является памятником архитектуры. Эта водопроводная башня по своему внешнему виду напоминает сторожевые и кремлёвские башни. С неё в начале XX века осуществлялась подача воды в приют и заводскую больницу.
По улице Уральская в 1985 году установлен мемориал в честь рабочих Мотовилихинского завода, погибших в Великую Отечественную войну (скульптор В. Клыков, архитектор Т. Селиджанов).
Литература: Кириллов Б.П. Рассказы о Мотовилихе. Пермь. С. 47-53; Кетов И. Прежний берег Камы.// Мотовилиха. 1993, 29 сент.; Кетов И. Крест, деревянный иль чугунный…// Веч. Пермь. 1994, 16 нояб.; Семянников Виктор. Рабочий посёлок // Пермские квартиры, дома и офисы. 2003, 5-11 апр.
Виктор Семянников