Районы
- Улицы (72)
- Микрорайоны (8)
- Улицы (33)
- Микрорайоны (2)
- Улицы (52)
- Микрорайоны (5)
- Улицы (42)
- Микрорайоны (4)
- Улицы (68)
- Микрорайоны (13)
- Улицы (31)
- Микрорайоны (14)
- Улицы (69)
- Микрорайоны (8)
Изменились ли ваши доходы за последние три месяца?
Куда вы тратите деньги после того, как оплатили все необходимые статьи расходов?
Цифра недели
Микрорайон Камская долина
Краткая характеристика: границы- Камская долина 1- автомобильный мост; р. Кама; восточная и северная границы жилой застройки; автомобильная дорога; Камская долина 2- железнодорожный мост; железная дорога; северная граница застройки; автомобильная дорога; автомобильный мост; р. Кама; Камская долина 3- железная дорога; северная граница застройки зон Камская долина 1 и Камская долина 2.
Исторический очерк: Известно, что человечество всегда выбирало себе для жительства берег реки. Вот мы и перейдем к рассказу о Закамье, то есть, о тех местах этого жилого района, которые еще в начале 20 века заселялось первыми поселенцами.
«В этом поселке, прямо напротив Перми, стали селиться те, кому не по карману было жилье в городе, к 1909 году домов было уже 216. Зимой детишки брели в школу по льду, а в распутицу приходилось 10 верст бежать до железнодорожного моста и столько же обратно», - так писали когда-то «Пермские епархиальные ведомости». А далее журналист поведал читателям о том, «что лесопромышленники Я. Васильев, А. Мальцев, И. Митрофанов и В. Королев пожертвовали на церковноприходскую школу». Она открылась 11 января близ лесопильного завода Королева.
После установления Советской власти Закама стала Пролетарской (Закамской) слободой и вошла в состав Перми. Тогда слободка эта была в «две улицы» и тянулась она целые две версты. Жителей было свыше тысячи человек. Здесь имелись школа первой ступени, церковь, клуб, кооператив, фельдшерский пункт. Сообщение между городом и слободой поддерживалось паромом, моторными и гребными лодками. Во время ледохода связь с городом прерывалась.
В 1935 году церковь в Закамье была закрыта. А вот школа в те годы стала именоваться школой фабрично-заводского ученичества № 5. Не одно поколение учеников помнит это двухэтажное каменное здание на уд. Борцов Революции, 151, построенное в 1936 году. С этого года и ведется новая жизнь средней школы №5.
Из крупных событий этой местности в предвоенные и послевоенные годы можно назвать начало торфоразработок и выпуск первой продукции Пермского торфобрикетного завода. Не об этом ли говорит сейчас своим названием улица Брикетная.
Тогда же, зимой 1939 года, на правом берегу Камы началось строительство морского аэродрома. Он строился для обучения курсантов Военно-морского авиашюнно-технического училища (ПВКИУ).
Из предприятий, работающих здесь в конце 50-х, можно упомянуть о гипсовом заводе (2-я Набережная, 18) и лесоперевалочном комбинате.
В 1967 году на ул. Борцов Революции был открыт мемориал в честь погибших в годы гражданской войны от рук колчаковцев (проект архитектора А.Н. Бойчснко).
Сама же улица Борцов Революции до войны называлась 4-й линией. Среди деревянных одноэтажных домишек постройки 1930-х годов заметным остается деревянное просторное здание под номером 153. Когда-то здесь была городская больница № 16, а затем филиал центральной поликлиники № 1 Ленинского района.
Больными вопросами для жителей Камской долины и бредней Курьи на сегодня являются сбор и вывоз мусора, ремонт и чистка старого колодца, низкое напряжение в сети (150-160 вольт), газификация, телефонизация и отсутствие уличного освещения.
О жилом районе с поэтическим названием Камская долина заговорили в 1972 году. Тогда Советом Министров РСФСР был утвержден генеральный план Перми, разработанный институтом «Ленгипрогор». В проектируемом новом жилом районе на правом берегу реки Камы напротив центра города должны были вырасти 9-, 12-, 16-этажные дома. Сюда должен был переместиться центр города. Улицу Борцов Революции планировалось превратить в главный проспект, идущий вдоль берега Камы. Проектировались и новые улицы - такие как Камский проспект, маршала Жукова, Лермонтова.
Подготовительные работы по возведению 2,6 млн. кв. м жилья начались в 1974 году. В течение 16 лет было намыто более 14 млн. кубометров камской смеси, и образовано более 140 га строительных площадок. В 1992-1994 годах планировалось возвести первый микрорайон Камской долины (порядка 200 тыс. кв. м жилья). Началось возведение котельной и того самого девятиэтажного дома, так и не подключенного к инженерным коммуникациям. Но из-за отсутствия финансирования работы были приостановлены. Ясно, что без государственной поддержки строительство жилья в Камской долине населению не осилить. Эксплуатационные расходы здесь будут в несколько раз выше, чем в других микрорайонах города. С каждым годом надежда на реализацию прежних планов становится все призрачней.
В 1998 году фирма «Прайм Селексьен» стала реализовывать в Камской долине проект строительства комплекса из автозаправки, мойки, стоянки, отеля, ресторана. Проект был выполнен архитектором М. Футликом. И вот теперь, въезжая в Ленинский район Перми, мы смотрим не на дом-призрак, до которого никому нет дела, а на небольшой красивый замок с башенкой и зубчатой стеной.
В 1998 году к освоению Камской долины подключилось ЗАО «Центральный рынок». Зашла речь о комплексе оптово-розничной торговли. И началось освоение этой территории пермскими предпринимателями. Видя, что идея увенчалась успехом, Глава города в 2001 году постановил предоставить в аренду рынку территорию в зоне возможного катастрофического затопления (ул. Спешилова, 109) сроком на 10 лет. Теперь здесь не только проводятся ярмарки, но и на кинодроме демонстрируются фильмы под открытым небом.
Достопримечательностью этой местности является самый настоящий цивилизованный пляж. Когда-то мы загорали здесь, как придется. Ситуация изменилась летом 2001 года. Здесь появились все атрибуты настоящего пляжа - спасательный плот, медпункт, двухмодульный туалет, спортплощадки, киоски, летние кафе, песок, дорога и платная автостоянка.
В этом микрорайоне смогут в будущем поселиться 60 тысяч жителей. Кроме жилья здесь грандиозные планы по строительству Федерального медицинского центра и целого медгородка. Свой вариант развития Камской долины представила одна французская фирма, в концепции которого есть даже аквапарк.
Проблема как добраться до этого жилого района решилась еще в 1967 году, когда был построен автодорожный мост через Каму (архитектор М.М. Магидсон, инженеры А.И. Степанов, Г.А. Постова, Г.О. Довбенко).
До пуска в строй моста добирались сюда через Каму речным трамвайчиком или поездом от станции Пермь-2 до станции Пролетарская. Теперь каких-то 15 минут на автобусе - и оказываешься на правом берегу. Микрорайон связан с другими микрорайонами города автобусами №6,7,8,15,20,35,46.
Культура: «Кинодром».
Архитектура, достопримечательности: пляж
Литература: Тидеман А. Завтрашний день Перми // Веч. Пермь. 1972, 12 сент.; Гришин Е. Правобережье. Каким ему быть // Веч. Пермь. 1973, 5 янв.; Плеханов М.С. Еще раз о «Камской долине» // Пермские строительные ведомости. 1997, №12, дек. С.28; Ерушникова Валентина. Камская долина может стать пермскими Лужниками // Веч. Пермь. 1998, 22 окт.; Шептуха А. Елка на Камской долине // Пермский строитель. 1998, 25 дек.; Семянников Виктор. Закама, Пролетарская слобода, Камская долина // Пермские квартиры, дома и офисы. 2002, 6 - 12 июля; Красных Михаил. Остров невезения // Звезда. 2002, 23 июля; Виноградов А.А., Плеханов М.С. Прошлое, настоящее и будущее жилого района «Камская долина» // Пермские строительные ведомости. 2003, №10, окт. С.26 - 27; Шуванов В.Ю. Камская долина – новый деловой центр или элитный жилой микрорайон Пермские строительные ведомости. 2005, №3, март. С.14 – 15.
Виктор Семянников