Районы
- Улицы (72)
- Микрорайоны (8)
- Улицы (33)
- Микрорайоны (2)
- Улицы (52)
- Микрорайоны (5)
- Улицы (42)
- Микрорайоны (4)
- Улицы (68)
- Микрорайоны (13)
- Улицы (31)
- Микрорайоны (14)
- Улицы (69)
- Микрорайоны (8)
Изменились ли ваши доходы за последние три месяца?
Куда вы тратите деньги после того, как оплатили все необходимые статьи расходов?
Цифра недели
Микрорайон Разгуляй
Краткая характеристика: границы – нечетная сторона, ул. Пушкина (дома N 1 - 15), четной стороны ул.25-го Октября (N 2 - 30) до р. Камы, по оси р. Егошиха включая мебельную фабрику), оси р. Стикс до ул. Пушкина.
Исторический очерк: В переписи Л.К.Елизарова (1647) впервые упомянут двухэтажный починок в устье Егошихи при впадении ее в Каму, который находился в совместном владении Строгановых. Позднее починок превратился в деревню. В 1678 г. в ней насчитывалось 7 крестьянских дворов. Брюхановы в ней составляли почти половину мужского населения, поэтому деревню назвали Брюхановка.
В 1720 г., осмотрев берега Камы, В.Н.Татищев нашел место около деревни, которую уже к этому времени называли по речке Егошиха, удобным для устройства на нем медеплавильного завода. Завод, построенный здесь в 1723 г., был назван по реке и деревне Егошихинский. Часть населения деревни позднее вошла, очевидно, в состав поселка, который был заложен вместе с заводом. Первыми жителями заводского поселка были также строители, специалисты горнозаводского производства, а также работники торговых и иных заведений, на¬бранные из окрестных деревень и сел. Поселок строился на верхней террасе реки Камы и вдоль Егошихи.
В 1724 году была устроена крепость, которая представляла собой бревенчатый острог почти квадратной формы с бастионами по углам. В 1725 году уже был выстроен более масштабный острог, включивший в себя большую часть Егошихи. Следы этих бастионов обнаружили не так давно при строительстве особняков по улице Клименко для состоятельных граждан.
К 1730-м – 1750-м годам Егошихинский завод превратился в крупный торговый и военно – административный центр с Петропавловской церковью (1757-1764), конторой завода, домом управляющего, гауптвахтой,пристанью.
Этот район получил свое название Разгуляй в конце 18 века, вероятно потому, что здесь находился один из первых в Перми питейных домов. Грузчики тут часто гуляли, пропивая деньги. Протоирей Е. Попов в книге по истории Пермской епархии указывает, что названия связано с заводским прудом, на котором чиновники того времени прогуливались на лодках.
В 1780 года поселение Егошихинского завода переименовывается в город Пермь, а в январе 1781 года учреждается Пермское наместничество. После пожара 1842 г. Разгуляй утратил значение городского центра, который был перенесен на Сибирскую улицу.
До начала 20 века. Разгуляй включал в себя кварталы 77 — 83 и 115 (нумерация соответствует современной). Улицы и переулки между кварталами не имели названий, нумерация домов была сплошная.
Северная граница микрорайона - берег реки Камы и железнодорожное полотно старой Уральской горнозаводской железной дороги, пущенной в эксплуатацию в далеком от нас 1878 году. Здесь располагается здание железнодорожного вокзала ст. Пермь-1. Рядом сохранилось 2-этажное здание бывшего складского лабаза, построенного еще при губернаторе Модерахе. В справочниках и адресах - календарях 1900-1910-х годов указывалось, что дом принадлежал инженеру-технологу И. М. Любимову.
Здесь же находится 1-этажный (с цокольным этажом) дом - бывшее здание конторы товарищества пароходства и транспортирования грузов «Ф. и Г. Братья Каменские». Этот дом был построен во второй половине XIX века.
Вблизи дома пароходчика Н. В. Мешкова – железнодорожный тоннель, построенный весной 1897 года.
Ближе к берегу реки от дома купца Н. В. Мешкова в конце 1880-х годов был проложен тоннель железнодорожной линии Пермь-1 Пермь-П, а позднее - в конце 1890-х береговой склон горы Слудка был укреплен подпорной стеной. И каменно-металлический тоннель и подпорная стена строились по проекту И. А Быховеца.
На углу улиц Орджоникидзе, 13 и 25-го Октября, 2 в 1930-е годы было выстроено здание в стиле конструктивизма из монолитного железобетона. Когда-то в нем помещался узел связи и некоторые отделы управления КРП.
В самом начале улицы Советской находится Пермский мотовозоремонтный завод. История завода началась 126 лет назад, когда были основаны
местные Главные железнодорожные мастерские. Заводские корпуса старинной постройки
можно увидеть, находясь еще на железнодорожной платформе в ожидании электрички -
проходящей через станцию Пермь-1. Самым старым зданием ПМРЗ является 2-этажное каменное здание, построенное в 1795 году рядом с домом губернатора (ул. Советская, 1). Сюда из наместнического дворца были переведены Пермская городская дума, городской магистрат (управа) и ремесленная управа. Здесь они находились почти 70 лет, а в 1864 году переехали. В 1866 году после небольшого ремонта в здании открылось убежище детей бедных, а после капитального ремонта здесь разместилось управление уездного воинского начальника.
Через дорогу, по ул. Торговой, 3 -7 (так именовалась ул. Советская до 1920 года) когда-то находилось техническое железнодорожное училище, в задачи которого входила подготовка квалифицированных специалистов для железной дороги: техников-строителей, техников-путейцев, техников-телеграфистов и паровозных машинистов. В советские годы, так как количество учащихся непрерывно росло, техникум железнодорожного транспорта (бывшее училище) переводят на ул. Горького, 1 и 2.
В наши дни микрорайон обретает новое лицо. Так, например, где когда-то братья Иван и Петр Александровы построили небольшой завод по производству пива, фруктово-ягодных напитков, лимонада и сельтерской воды (ул. Горького,5) возводится новый дом современной архитектуры с многофункциональным бизнес - центром в пристроенном помещении. Летом 2003 года состоялась презентация первого в Перми специализированного офис - центра по ул. Коммунистическая, 16а (проект подготовлен «Архитектурной мастерской «Шамарина, Федотова и К0). А недавно по улице Ленина, 10 по проекту архитекторов О. В. Горюнова и Л. Н. Горчаковской стал строится 7-9 этажный комплекс.
В 2007 году был проведен конкурс на выполнение предпроектных материалов нового здания администрации Перми и Пермской городской думы (ул. Ленина, 2а). Победил авторский коллектив под руководством С. Шамарина. Строительство здесь этого административного здания позволит стимулировать развитие Первогорода.
Микрорайон связан с другими микрорайонами города трамваем № 4,7,8,13, троллейбусами №1,2,3,9,10, автобусами №3,11,14,68,77.
Экономика: машиностроение - Пермский мотовозоремантный завод, деревообработка- фабрика «Мебель по заказу».
Здравоохранение: детская городская клиническая больница №3, госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны, гарнизонный военный госпиталь.
Образование: Пермская сельско- хозяйственная академия имени Д. Н.
Прянишникова, Пермское государственное ордена Знак Почета хореографическое училище, Пермский авиационный техникум имени А.Д. Швецова, Пермское музыкально- педагогическое училище №2 имени Д.Б. Кобалевского, Пермский железнодорожный техникум, медико - фармацевтическое училище, школа № 6,28.
Культура: Дом художника (ул. М. Горького, 27), в котором с 2000 г. постоянно проходят выставки членов СХ. Памятник основателю Перми В.Н. Татищеву, возведенный в Разгуляевском сквере в 2003 г. по проекту скульптора А.А. Уральского.
Архитектура, достопримечательности: Егошихинский лог, где находятся скальные выступы медистых песчаников в толще напластований пермской геологической системы. В геологической истории Земли название «пермский период» появился благодаря шотландскому геологу Р. Мурчисону.
Петропавловский собор – первое каменное не промышленное здание, построено в 1757-1764 г.г. (ул Коммунистическая, 1), дом купца Грибушина – «дом с фигурами», который описал Б. Пастернак в романе «Доктор Живаго» (ул. Ленина, 13, арх. А.Б. Турчевич, нач. 20 века), здание железнодорожного вокзала ст. Пермь 1, воздвигнутое по проекту И.А. Быховца в 1876 г., дом пароходчика Н.В. Мешкова (ул. Орджоникидзе, 23, арх. И.И.Свиязев (?), 1820-е, арх. А.Б.Турчевич, 1880-е ), тюремный замок (ул. Клименко, 24, арх. Р.О. Карвовский, сер. 19 века), мост через Егошиху (ул. Парковая, инж. Н.Г. Слаутин, 1920 ).
Литература: Терехин А.С. Пермь. Очерк архитектуры. Пермь, 1980, С. 17-21; Корчагин П.А. Губернская столица Пермь. Пермь, 2006. С.13-68; Шестакова А., Ремезовская Т. Разгуляй, - Пермские строительные ведомости №11, 2001 г.; Балков Ю.М. Пермский Разгуляй // Страницы прошлого. Избранные материалы краеведческих Смышляевских чтений в Перми. Вып.4. Пермь, 2003. С.102-103; П – ов Л. Разгуляй // Пермские губернские ведомости, 1900, 11 июня; Новь старого Разгуляя // Веч. Пермь, 1969, 4 июня ; Хитров П, Степанов М.,Терехин А. В долине Егошихи// Звезда, 1972, 9 июня; Степанов М, Баньковский Л. Сохранить первогород! //Веч. Пермь, 1988, 4 июня; Николаев С. 265 лет назад…: Все началось с Егошихи// Веч. Пермь. 1988, 14 мая; Семянников Виктор. Микрорайон Шпагинский // Пермские квартиры, дома и офисы. 2005, 15 – 21, 22 – 28 янв., 29 янв. – 4 февр., 5 – 11 февр., 26 февр. – 4 марта, 5 -11 марта.
Виктор Семянников