Районы
- Улицы (60)
- Микрорайоны (8)
- Улицы (30)
- Микрорайоны (2)
- Улицы (42)
- Микрорайоны (5)
- Улицы (31)
- Микрорайоны (4)
- Улицы (40)
- Микрорайоны (13)
- Улицы (20)
- Микрорайоны (14)
- Улицы (55)
- Микрорайоны (8)
Кому доверить ремонт своей квартиры?
Цифра недели
Улица Попова
До революции на улице Долматовской (ныне Попова) ежегодно, как только наступала зима, от улицы Советской (бывшей Торговой) до улицы Ленина (бывшей Покровской) сооружалась ледяная горка длиною в два квартала – «катушка», украшенная цветными бумажными фонарями, елками, разноцветными флажками.
Здесь катались и взрослые, и дети на специальных кованых салазках и простых санях с утра до поздней ночи. Проезд по Петропавловской (ныне Коммунистической) улице на это время закрывался. Тут же, на углу улиц Попова и Коммунистической, с открытия катка работал «Петрушкин балаган» предпринимателя Камбарова с его комическими представлениями- вплоть до Великого поста, когда развлечения прекращались.
(Воспоминания старожила города Перми Я. Е. Мунина)
Улица Попова (до 1945 г. - Долматовская) называется также «воротами в город». Поток транспорта пошел по ней, в основном, с 1 ноября 1967 года в связи со строительством автодорожного моста через Каму (архитекторы М. М. Магидсон, инженеры А. И. Степанов, Г. А. Постова, Г. О. Довбенко). Мемориальная табличка сообщает: «Мост построен в год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции коллективом Мостоотряда 1/37 Минтрансстроя СССР по проекту института Гипротрансмост». Протяженность моста составляет 995 метров.
Автодорожный мост через Каму улучшил транспортные связи внутри города, приблизил к областному центру правобережные районы, города Краснокамск, Нытву, Ижевск и другие.
Сейчас так называемые ворота в город не работают на имидж Перми. В начале улицы Попова, уже давно стоят ветхие, запущенные строения. Они будут снесены, когда начнет воплощаться проект застройки территорий, прилегающих к Камскому мосту. В основе проекта, выполненного молодыми архитекторами под руководством Д. Ю. Лапшина – два высотных здания, стремящихся «сомкнуться в вышине». Как писала газета «Пятница»: «Они развернуты в сторону автомобильного моста таким образом, что создается ощущение приглашающего, вовлекающего в центр города архитектурного жеста».
Сегодня только на нечетной стороне улицы Попова высится ряд зданий, когда-то считавшихся прибрежной доминантой этого района. Речь идет о здании ЦНТИ и Дома моделей (ул. Попова, 9), построенного в 1974 году по проекту архитектора Л. Г. Иванова (совместно с Л. И. Медведевой), и здании инженерного корпуса «Пермавтотранса» (архитекторы С. А. Килунин и Б. А. Калмыков). Правда, в последние годы произошли изменения, касающиеся первого из них. Дом моделей переехал, а здание было реконструировано фирмой ООО «Нефтестроймонтаж».
Возможно, в скором будущем здесь, на горе Слудке, при въезде в центр города, останется одно-единственное старое здание на углу улиц Попова, 7 и Орджоникидзе, 83. Речь идет о каменном двухэтажном доме с красивым ажурным парапетом. Историю этого здания приводит в своей книге о старой Перми краевед Е. А. Спешилова: «В адрес-календаре на 1904 год упоминаний об этом доме еще нет, но известно, что уже в 1909 году часть дома Николаева занимало 3-е начальное женское училище.
В 1921 году в этом здании разместился Слудско-Заимский спортклуб, с 1925 года - школа 1-й ступени № 18, а с 1933-го по 1993 год - воспитательная школа-интернат № 13». В 1994 году дом перешел в ведомство лицея Пермского университета.
Далее улица Попова проходит через эспланаду, геометрически деля «серединную» часть города примерно пополам. Парк-эспланада появился в Перми в начале 1980-х годов.
На пересечении улиц Ленина и Попова высится здание, в котором в 1974 году разместилось управление связи Пермской области. Работы по строительству областного узла связи начались в 1970 году по проекту, разработанному институтом «Пермгорпроект». Автором привязки типового дома связи был архитектор В. С. Лаврентьев. Дом был надстроен, а его фасад дополнили светозащитными ребрами. После 25 лет эксплуатации здания уже руководство ОАО «Уралсвязьинформ» приняло решение об устранении деформации конструкции и основания, так как у здания произошла осадка.
В процессе реконструкции, которая прошла по проектам творческого коллектива архитектурной мастерской «Вавилон» (руководитель В. В. Лоскутов, архитекторы Л. В. Пяткин и И. Г. Копылов), у здания надстроен шестой, мансардный этаж с кровлей из многослойных панелей. При отделке помещения использовались высококачественные материалы. В 1997 году здесь открылся новый центр связи, оборудованный современной компьютерной техникой.
4 марта 2004 года - по четной стороне улицы Попова открылся новый торговый центр «Айсберг». «Торгово-развлекательный центр еще не построен, но уже наделал много шума, - писала газета «Новый компаньон» в конце 2004 года, - Градостроительный совет при главе города Перми заявил, что этот объект не впишется в архитектурный облик города. Он выходит за «красные линии» ломает транспортную и пешеходную структуру квартала». Однако, несмотря на критику проекта, его отправили на разработку технического обоснования.
Если мы перейдем на нечетную сторону улицы, то окажемся возле домов №№ 21 и 23 по улице Попова, возведенных в конце 1990-х годов по проекту архитектора О. А. Мазуренко. В 2002 году здесь открылся центр телекоммуникационных услуг, а в 2003 году переехал банк «Петрокоммерц». Эти ультрасовременные здания удачно вписались в существующий ансамбль «трилистников».
А два первых на улице Попова 16-этажных дома с мансардами, архитектурно выполненных в виде трилистников, были построены в середине 1980-х годов по проекту архитекторов О. А. Мазуренко и А. А. Виноградова (ул. Попова, 25 и 27). Летом 1988 года в пристройке одного из них открылся хорошо известный пермякам магазин «Товары Прикамья». С момента открытия его торговые площади увеличились уже в три раза. Этот магазин с 18 группами непродовольственных товаров очень популярен у горожан. И, наверное, не последнюю роль в этом играет выгодное расположение – близость Центрального колхозного рынка и автовокзала.
Напротив магазина находится школа № 7 с углубленным изучением английского языка. История школы восходит к 1912 году, когда была произведена закладка каменного трехэтажного здания на углу улиц Долматовской, 54, и Вознесенской, 74, (Луначарского) по проекту архитектора В. В. Попатенко. Когда первая половина здания была построена, ее заняло VIII городское мужское начальное церковно-приходское училище имени И. Н. Суслина. Иван Николаевич Суслин был городским главой с 1891-го по 1893 годы. Вторая половина здания была возведена в 1916 году. В 1998 году на здании была укреплена мемориальная доска в честь бывшего завуча и директора школы А. И. Серебренниковой.
Выше по улице располагается здание городской станции скорой медицинской помощи. Оно появилось по улице Попова, 54 в 1951 году. А рядом, на углу улиц Попова и Пушкина, - глазной корпус Пермской областной клинической больницы, открывшийся в 1984 году.
Последнее здание по четной стороне улицы Попова, 58 – общежитие № 1 Пермской государственной медицинской академии.
В декабре 2002 года рядом с этим зданием открылось новое кафе с романтичным итальянским названием «Челентано», построенное по проекту М. А. Поповой.
По улице Попова, 57 находится дом, построенный в 1950-х годах. Его фасад сегодня сплошь «усеян» крылечками, которые уменьшили тротуар настолько, что на этом участке с трудом могут разойтись два человека. С первых лет эксплуатации в здании расположились различные торговые точки. А рядом, в доме № 55, размещается холдинговая компания «Хеми», ведущая свою историю с 1992 году.
В 2000 году прошла реконструкция улицы Попова. Это событие было долгожданным, ведь от задумки реконструкции до ее осуществления прошло более 20 лет. Сейчас на участке от улицы Коммунистической до Большевистской - трех-четырехполосное движение, значительно облегчающее движение и автомобилистам, и пешеходам.
Но это изменение не является последним в жизни улицы. Сейчас ведется разработка проекта, согласно которому улица Попова станет новой неофициальной главной улицей города, ведь на колхозной площади с ней соединяются две другие крупные магистрали – улица Революции и шоссе Космонавтов.
Виктор Семянников. Из архива газеты "Районы. Кварталы. Квартиры".