Архив публикаций
Перенос пермского зоопарка на другую площадку. Какого мнения Вы придерживаетесь?
Цифра недели
Подпишитесь
на новости
RSS
Судьба нового здания галереи. Расставила ли встреча с Петером Цумтором все точки над i?
20 декабря 2012 г., просмотров: 1298
Архитектор с мировым именем Петер Цумтор предоставил концепцию нового здания Пермской государственной художественной галереи. Пермские архитекторы, деятели культуры, представители власти, журналисты увидели эскизы швейцарского мастера, которые, впрочем, совсем не были предназначены для изучения широкой аудитории.
Как обозначил в начале встречи Виктор Басаргин, презентация и ее обсуждение должны расставить всё по своим местам. «Нам необходимо понять, движемся ли мы в реализации этого проекта дальше, для чего важно определить место, сроки, объемы строительства и финансирование», — акцентировал внимание собравшихся губернатор Пермского края.
«По сути, меня пригласили в Пермь с целью показать то, что есть, и понять, нравится вам это или нет», — с таких слов начал выступление Петер Цумтор. Он отметил, что контракт о начале проекта был подписан около года назад, но за этот период произошли достаточно серьезные политические изменения, из чего работа была приостановлена на несколько месяцев.
По замыслу швейцарского архитектора, новое здание галереи организовывается из двух уровней и напоминает собой очертание корабля. На одном этаже — выставочное пространство, этажом ниже — лекторий, библиотека, кафе, помещения для реставраторов, хранилище и т.п. Здание музея предполагается возвести на берегу Камы в створе Соборной площади, между Спасо-Преображенским собором и бывшим ВКИУ. Общая площадь здания предположительно составит 8,3 тыс. кв. м, выставочная площадь — 2,7 тыс. кв. м.
По мнению архитектора, музей не должен прятаться. Коллекция останется на расстоянии непосредственной близости. Соборная площадь — ее историческое место, и она не должна переезжать куда-либо еще. «Мое намерение заключается в том, чтобы в этом ансамбле появился еще один сосед», — подчеркнул Цумтор.
Конечного решения швейцарский архитектор не предлагал. «Мы готовы корректировать проект, чтобы уменьшить, например, высоту нового здания и сделать более открытым вид на Каму», — отметил Петер Цумтор.
Представленную концепцию на слушаниях критике практически не подвергли. Вопросы задавали в основном относительно места расположения нового здания.
Так, Лев Перескоков, председатель Пермского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) задал вопрос о том, была ли выбрана данная площадка самостоятельно? А архитектор Андрей Столбов впоследствии просил уточнить: «Рассматривались ли другие площадки для строительства нового здания галереи?» На что Петер Цумтор ответил: «Примерно два года назад, когда г-н Чиркунов пригласил меня для работы над этим проектом, мы проанализировали значительное количество локаций в городе, для меня данный вариант оказался наилучшим. Считаю, что коллекция должна оставаться на исторической родине».
Архитектор Виктор Вожжеников предостерегал Цумтора о проблемах, которые могут возникнуть в процессе работы: «Во-первых, объект находится в зоне Л, которая запрещает изменение рельефа и какое-либо строительство на данной территории. Во-вторых, объект попадает в зону ОЗ-1, которая запрещает строительство вообще. В-третьих, объект попадает в зону археологический исследований, мы находимся в двух зонах археологии — черного рынка и Перми губернской. Необходимость проведения археологических исследований повлечет за собой, как минимум, один год затрат по времени, которого нет, и порядка 10 млн рублей. И еще: самый важный момент, который осложняет работу здесь, — лишение визуальной связи со стороны Соборной площади на Каму».
Также Виктор Вожжеников рассказал о том, что Комсомольский проспект является охранной зоной объектов культурного наследия: «Он сформирован у нас окончательно, и прекрасные архитекторы создали его градостроительную структуру, исходя из двух архитектурных доминант: первая из которых — это Кафедральный собор, а вторая — здание УВД. Комсомольский проспект всегда заканчивался Соборной площадью».
Петер Цумтор согласился с пермяками в том, что прекрасное необходимо защищать, он отметил: «Абсолютно точно понимаю ваше беспокойство и переживания».
Архитектор-реставратор Геннадий Вожжеников напомнил собравшимся, что Кафедральный собор славится не только своей высотной доминантой, предметом охраны является также архитектурные элементы его фасада и т.п.: «Согласно закону, мы не имеет право даже рассматривать строительство зданий в этой зоне. Меня смущают данные противоречия. Как будет решена правовая сторона вопроса? Ведь визуально-ландшафтный анализ, который может показать доминирование Кафедрального собора, не скажет о том, что мы перекрываем предметы охраны собора. Для того чтобы реализовать ваш проект, потребуется внесение изменений в законодательство».
Петер Цумтор ответил категорично: «Если швейцарцам закон не нравится — они его меняют. Не мы обслуживаем законы, законы обслуживают нас. Я убежден, что новое тоже необходимо создавать, и невозможно создать новое, не изменив старое».
Разрядить обстановку попытался архитектор Игорь Луговой, поблагодарив руководство края за открытость и первый шаг навстречу профессиональному сообществу в рассмотрении места и проекта.
О том, что выбранное место чрезвычайно удобно, сказал Олег Ощепков, директор «Озон групп», ранее возглавлявший краевое министерство культуры: «Люди привыкли ходить в музей именно сюда».
Среди присутствовавших на презентации проекта участников не всех волновал вопрос расположения галереи. Относительно концепции проекта высказал мнение художник Юрий Лапшин, по достоинству оценив большие пространства для будущих экспозиций. Также Надежда Беляева, президент ПГХГ, положительно отметила расширение музейного пространства, сочетание старого и нового, поблагодарила швейцарского архитектора за создаваемый проект.
По итогам обсуждения Виктор Басаргин подчеркнул, что состоялся продуктивный диалог: «В реализации этого проекта будем двигаться дальше. Сам проект рассчитан на то, чтобы вдохнуть жизнь в это пространство над Камой. Каждое дальнейшее решение по этому проекту будем и дальше обсуждать в профессиональной среде».
Правозащитник Денис Галицкий по окончании встречи оставил в своем блоге на livejournal комментарии: «Власть следует похвалить за организацию. Мало-мальское обсуждение не только состоялось, но и было проведено не на территории чиновников, а в действительно публичном месте —- Горьковской библиотеке».
Стоит отметить, Петер Цумтор не раз за время презентации и дискуссии говорил о том, что он не был готов представить свой проект широкой публике и не был предупрежден о предстоящей встрече. Архитектора благодарили за согласие выступить перед общественностью. Следующее обсуждение нового проекта здания галереи пройдет весной 2013 года. Петер Цумтор привезет с собой эскизы строения и встретится с жителями Перми с целью изучения мнений.
По мнению Дениса Галицкого, ситуация с галереей грозит превратиться в бесконечную череду презентаций: Цумтор не желает ни с кем разговаривать, кроме губернатора, а губернатор не может не оглядываться на общественное мнение.
«Таким образом, Цумтор будет в своём далёком-далеке что-то творить, плоды творчества периодически будут попадать в Пермь и вызывать «немую сцену» (сегодня именно это случилось после окончания презентации Цумтора), мэтр будет на ходу вносить изменения, чтобы его не снесло волной критики, и снова скрываться в своей мастерской на длительное время Вопрос «Не проще ли прекратить сотрудничесвто с Цумтором и не будет ли так быстрее и лучше?» Но ситуация непростая: отказываться от Цумтора жалко, а продолжать — бессмысленно. Мы стали заложниками ситуации, когда губернатор Чиркунов, воспринимавший себя частным заказчиком на государственной должности, нанял частного архитектора Цумтора, не умеющего работать в публичных проектах, для возведения здания, которым бы они вдвоём могли гордиться в своих референтных группах. Нам всем отводилась роль безмолвных статистов, но времена изменились»
И все же, самое главное, что сегодня проект начали обсуждать на публике, приглашая к диалогу профессиональное сообщество, и учитывать мнение общественности для дальнейшего принятия решений.
Текст — Юлия Новикова
Ранее по теме:
Градостроительное сообщество выступило против выбора Олега Чиркунова
Новое здание Пермской художественной галереи введут в эксплуатацию в 2015 году
Лев Перескоков: «Гармония городского пространства основывается на исторических пропорциях»