Пермь-city: кому нужна агломерация?

09.01.2017

16 декабря в Органном зале Перми состоялся урбанистический форум «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен». Посвящён он был взаимодействию больших городов и пригородов – нужно ли России создание агломераций. В этой дискуссии центральное место отведено Перми, так как местные власти несколько месяцев назад в открытую провозгласили курс на это и даже поставили подписи под соответствующим документом.

Формальный повод для такой встречи именно в Перми есть. Совсем недавно, а именно 13 сентября, было подписано соглашение между краевым правительством, мэрией и руководством района о создании и развитии Пермской городской агломерации.

Как тогда рапортовала пресс-служба краевой администрации, целью этого провозглашалось привлечение инвестиций, а также проведение скоординированной экономической, социальной, финансовой, транспортной и градостроительной политики.

По версии инициаторов проекта, всё это позволит воплощать в жизнь глобальные проекты с участием федеральных средств.

Собирание земель пермских

Выступающие (а это были в основном представители местных властей, плюс эксперты из нескольких городов, в том числе и федерального значения) один за другим произносили речи, общий смысл которых: агломерация – это хорошо, это тренд, да и регионам сейчас отводится роль двигателя инновационного развития.

Местные делали упор на то, что такой формат благодаря самой истории почти идеально подходит как раз Перми, собираемой из отдельных населённых пунктов: тут и Мотовилиха, когда-то бывшая отдельным посёлком, присоединённым в конце 1920-х к Перми, и Закамск, «силой» включённый в новый для 1940-х гг. Кировский район города (подобные истории можно продолжать).

Историческая особенность привела к современной географической растянутости, что, по мнению выступления нового главы города Дмитрия Самойлова, скорее, повод для гордости:

– Сейчас население города составляет 1 млн 41 тыс. жителей, и с 2011 г. происходит ежегодный прирост. Мы – единственный миллионник, который дважды пересекал миллионную черту. Площадь города – 800 кв. км, причём 400 кв. км – лес. Протяжённость – 70 км. Это третий показатель в России после Москвы и Сочи.

Но тут же мэр отметил главный недостаток Перми (вообще, его выступление происходило по сценарию: хорошее – плохое. Прим. авт.):

– На такую протяжённость у нас всего три моста.

Из достижений за год: 10 новых детсадов, 2 новые школы, более 1 млн км дорожной сети (а раньше делали по 300 тыс.), строится новый аэропорт, и вот-вот приступим к железнодорожному вокзалу.

И тут же: у нас 500 тыс. кв. м ветхого жилья, на которое требуется 20 млрд руб.

В качестве приоритетных направлений на ближайшее будущее в контексте агломерации г-н Самойлов отметил ликвидацию инвестиционного разрыва, вложение в образование, дороги и расселение аварийного жилья:

– Для нормального развития нам ежегодно требуется 9 млрд руб., но в этом году нам удалось собрать 5,4 млрд.

Подробнее на агломерационных процессах в своём докладе остановился заместитель главы городской администрации – начальник департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми Виктор Агеев.

Его основные тезисы:

– Агломерация – это не только единая территория, но и единое пространство;

– Пермь ищет для себя новые роли (нужно развивать сервис и сферу услуг);

– Основой остаётся и останется промышленность (это нужно и для пополнения бюджета, и для рабочих мест).

Основную цель создания агломерации чиновник видит в выходе промышленности на новый уровень конкурентоспособности. И всё должно базироваться на двух производственных кластерах – «Новый Звёздный» и «Фотоника» (кластер волоконно-оптических технологий «Фотоника» объединяет предприятия по производству кабеля, оптики, навигации, систем контроля, датчиков и т.п.).

По словам г-на Агеева, в итоге выручка для бюджета от первого должна составлять к 2020 г. 90 млрд руб., а второго – 35 млрд.

Сравнение с другими: не всё гладко даже в Мадриде

Наиболее любопытный момент, затронутый участниками конференции, – сравнение с другими регионами, странами. И главный вывод из этого – нет места на Земле, где всё гладко. Хотя поучиться есть у кого.

Генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов привёл примеры Иркутска, Санкт-Петербурга и Томска.

Очевидные плюсы Томской агломерации – отлаживание транспортной системы:

– Там создан единый тариф на межмуниципальные перевозки и вывоз мусора.

Как показывает практика, перечисленные сферы – одни из самых важных для нормального взаимосуществования центра и пригородов.

«Конёк» Санкт-Петербургской агломерации – отлаженные транспортные узлы и вопрос трудоустройства местного населения.

В сфере управления агломерациями оптимальным вариантом ему представляется Томская:

– Управление и принятие решений там происходит на трёх уровнях: муниципальном, региональном и федеральном.

Директор проектно-образовательной студии «АДМ» рассказал о концепции развития Красноярска, где в декабре «наконец-то» принят Генплан до 2033 г.

Особенности: большой упор на развитие территорий для отдыха, транспортная связь всех основных туристических точек города, ставка на «город для пешеходов».

К сожалению, выступление г-на Финогенова было полностью сконцентрировано на концепции Красноярска, поэтому докладчик не смог что-то конкретное посоветовать властям Перми для перенимания опыта. Аудитория отметила лишь, что в сибирском городе, который, как и Пермь, раскинулся по обеим сторонам главной речной артерии (в данном случае – Енисея), оба берега соединяют пять мостов, а скоро будет шесть.

Член министерства охраны окружающей среды, местного управления и управления земельными ресурсами сообщества Мадрид Альберто Амара привёл пример испанской столицы:

– Самый важный критерий оценки успешности агломераций – это качество жизни населения. В управлении участвуют все слои: от общества до архитекторов и властей.

Из достижений Мадрида – один из лучших аэропортов Европы и, «возможно», лучшая система железных дорог континента.

Но и там есть проблемы:

– Строительство крупных магазинов происходит вдоль крупных трасс. Кроме того, многие новые больницы построены на окраинах, и главная проблема, с которой мы столкнулись, – доступность до этих мест и доступность от одного такого объекта к другому. Жители центральной части города десять раз подумают, ехать им на окраины или нет.

Пермский район: борьба с комплексом второстепенной роли

Про Пермь, программы и т. д. всё примерно понятно. По крайней мере, направление – надо развиваться, спору нет. Но агломерация – это же развитие идущих в ногу как минимум двух субъектов – центра и пригорода. Или в нашем случае – Перми и Пермского района.

Упор на эту тему и сделал глава района Александр Кузнецов, причём явно акцентируя внимание на том, что обе административные единицы связаны так тесно, что их невозможно представить врозь:

– Я не знаю точной границы, где кончается Пермь и начинается Пермский район. Пермяки проводят свободное время именно в районе – летом наше население увеличивается со 110 до 450 тысяч человек.

Чиновник упомянул даже водозабор, который снабжает пермяков территориально, но находится в районе. Но этот союз приводит и к негативным последствиям:

– Мы фактически превратились в спальный район – 40 тысяч жителей ежедневно утром отправляются на работу в Пермь и вечером возвращаются домой, – отметил он отсутствие системы занятости, которая позволила бы удержать местное население от соблазна подзаработать «в городе», а соответственно, начать относиться к своим городкам и посёлкам не как к месту для ночлега и завтрака.

Далее спикер перешёл на отсутствие единого транспортного тарифа перемещения между населёнными пунктами района: от одного посёлка к другому – одна цена, а от второго к третьему – уже другая. В этом случае иногда жителям удобнее ехать через Пермь, «потому что в Перми единый тариф – 20 рублей». Учитывая огромные расстояния краевого центра, львиную долю пути зачастую выгоднее преодолеть на городском транспорте.

Ну и также разрозненный тариф на водоснабжение: для пермяков – одна цена, для жителей района (хотя водозабор – «их») – другая.

Мол, такая форма, как агломерация, и должна позволить все эти негативные моменты преодолеть.

Дмитрий Самойлов поддержал коллегу и добавил, что все эти моменты (а также городские транспортные развязки) и возможно решить, находясь в едином образовании.

В общем, планы грандиозные. Но главный момент: соглашение-то подписано, но концепции развития агломерации пока нет. Заявлено только лишь создание проекта техзадания на её разработку, охватывающую период с 2017 г. по 2030 г.

Что касается будущего процесса агломерации, то в идеале она должна объединить в дальнейшем и Краснокамск и Добрянский район. Ну а детали (и всё ли озвученное там будет отражено) мы узнаем из концепции, когда бы она ни появилась.

Также читайте материал в декабрьском номере журнала «Метражи»

Автор Дмитрий Владимиров

Фото Григория Скворцова и Марии Масло

Теги: агломерация , Пермь , дороги , ремонт

Публикации по теме:

Последние публикации: