Архив публикаций
Согласны ли вы с прекращением бесплатной приватизации жилья в РФ с 2010 года?
Подпишитесь
на новости
RSS
Кто ушел? Кто пришел?
20 апреля 2009 г.
Профессионалы рынка недвижимости и строительства
Регулярно «перетряхиваемые» законодательством и экономическими условиями рынки строительства и недвижимости в очередной раз адаптируется к новым условиям работы. Сокращение платежеспособного спроса на жилье фиксируется сегодня не только количеством сделок, но и изменением структуры профессиональных участников, количеством ушедших с рынка компаний.
Сравнивая количественный состав пермских риэлторских, строительных, оценочных и проектных компаний на начало 2008 года и в марте 2009 года, отмечаем, что за этот период с рынка ушло 14,5 процента игроков. В то же время открылось 7 процентов новых компаний.
Максимальное воздействие изменяющиеся условия оказали на строительные компании. За рассматриваемый период с рынка ушло 20,1 процента компаний (в количественном выражении - 69 компаний, только 3 процента из них компенсировал приход новых компаний. Таким образом, по состоянию на март текущего года, количество функционирующих строительных компаний в Перми составило 285.
Пермские застройщики говорят о том, что такая статистика вполне объяснима, но вызывает тревогу. Поскольку ушедшие с рынка компании часто несут за собой невыполненные обязательства.
По словам заместителя директора Строительно-монтажного треста №14 Натальи Белобородовой, все «уходы» со строительного рынка объяснимы. В сегодняшней ситуации сложно выжить и малому бизнесу, и крупным игрокам рынка. В этой борьбе выживет сильнейший и те компании, которые использовали меньше кредитных ресурсов.
Следствием всего этого может стать грядущий передел рынка и, как предрекают эксперты, несет в себе формирование ряда недостроев, которые вскоре могут появиться в Перми. Причина тому - в ограниченности источников финансирования, которые могут привлечь в ходе строительства небольшие застройщики.
Заместитель директора компании «Строн-М» Сергей Худяков убежден, что кризис стал своеобразным санитаром строительного рынка: он очищает отрасль от компаний «однодневок», которые рассчитывали быстро заработать на растущем рынке.
- Опытные предприятия с рынка не уходят, для большинства из них это не первый и вероятнее всего, не последний кризис, - говорит Сергей Худяков. Такие компании подстраиваются под условия, которые диктует рынок и развивают его, активизируют.
На численный состав рынка риэлторских услуг, кризис повлиял менее. Отчасти это связано с тем, что рынок строительства и недвижимости стал бартерным, за услуги подрядчиков и материалы застройщики часто расплачиваются объектами недвижимости, которые необходимо реализовывать. Естественно, без участия опытного продавца в сегодняшних условиях сделать это проблематично. Поэтому в количественном отношении рынок агентств недвижимости оказался более устойчивым к изменениям. С рынка риэлторских услуг за анализируемый период ушло 57 компаний. В то же время 37 новых агентств недвижимости и частных предпринимателей, работающих в сфере риэлторских услуг, начали свою деятельность. Таким образом, по данным Аналитического центра «Медиана», в марте 2009 года общее количество функционирующих агентств недвижимости составило 476 (с учетом дополнительных офисов).
Ольга Мальцева, директор агентства недвижимости «Надежда»:
- Рассуждая о причинах прекращения деятельности агентств недвижимости, можно оценить следующий факт. Специалисты, проводя исследования причин прекращения деятельности малых предприятий, посчитали, что только в 6 процентах случаев банкротств их причинами были объективные внешние факторы (экономический кризис и другие.), в остальных случаях компании прекратили свое существование вследствие общей некомпетентности предпринимателей.
Неумением работать в период стагнации процесс сокращения количества агентств и строительных компаний объясняют многие эксперты. Основными причинами ухода с рынка становятся отсутствие предпринимательской гибкости, а также «жировой прослойки» для преодоления кризисного затишья.
Практика показывает, что каждый раз, когда на рынке недвижимости меняются «правила игры», часть компаний закрывается. Мелкие игроки исчезают примерно на 6-9 месяцев, а затем появляются снова. Так, по экспертным оценкам обозревателей газеты «Звезда», за 1999 год с пермского риэлторского рынка ушло более 30 процентов агентств, однако уже к 2002 году их количество значительно превысило докризисный уровень.
Ольга Мальцева:
- Тенденции развития риэлторского бизнеса последнего времени были таковы, что резкий рост цен на недвижимость привел к расширению штатов риэлторских компаний, и появлению большого количества новых игроков. Сегодня многие пермские агентства недвижимости, пострадали от общего спада и были вынуждены свернуть не только масштабные планы по продажам на ближайший год, но и расходы на содержание штата агентов. Агентства с разветвленной сетью офисов, сократили свои масштабы на 15-20%. В конце 2008 - начале 2009 года несколько агентств недвижимости вообще прекратили свое существование.
Оставшись без своего рабочего места, специалисты по недвижимости либо «перетекают» в другие отрасли, либо превращаются в риэлторов-одиночек. Эксперты отмечают, что сегодня на рынке недвижимости количество частных маклеров выросла. Для многих это становится единственно возможным способом преодоления кризиса. Такая деятельность не требует дополнительных расходов на содержание офиса и штата, поэтому они зачастую устанавливают демпинговые комиссионные. По прогнозам экспертов в ближайшии месяцы эта тенденция будет продолжать влиять на рынок. Участники рынка недвижимости отмечают, что рынок риэлторской деятельности таким образом может вернуться к проблемам «конца девяностых».
Вадим Перегудов, исполнительный директор НП «РГР. Пермский край»:
- Говоря о причинах сокращения масштабов риэлторского бизнеса, необходимо отметить, что сегодня на рынке значительно уменьшилось количество сделок с участием профессионалов.По мнению некоторых собственников недвижимости, сегодня услуги специалистов - это дополнительные расходы при совершении операции с недвижимостью. Ожидания собственника от желаемой продажи сегодня рознятся с сумами реальных сделок на 5 - 10% в сторону удешевления. Если обращаться в известное агентство недвижимости, то придется потратить еще 3 - 6%.
Однако не следует забывать, что кризис и безрассудная экономия средств влекут за собой негативные последствия, одним из которых может быть некачественное оказание услуги частнопрактикующим маклером-одиночкой, а в некоторых случаях и мошенничество.
Ольга Ябурова, руководитель Аналитического центра «Медиана»